Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 19:36, реферат
Описание работы
Многообразие функций языка в обществе и тесный характер его связи с мышлением и с психической деятельностью человека делает весьма гибким взаимодействие языкознания с соответствующими социальными и психологическими науками. Особенно тесны связи языкознания с психологией, что уже в XIX веке вызвало внедрение психологических методов и идей в языкознание. Так появилось психологическое направление в науке о языке. В 50-х годах XX века образовалась новая пограничная с языкознанием наука -психолингвистика.
Содержание работы
Введение I. Психолингвистика как наука 1). Объект психолингвистики 2). Предмет психолингвистики. 3). Методы психолингвистики. 4). Сущность психолингвистики. II. Из истории возникновения и развития психолингвистики. III. Психолингвистика и языкознание Заключение Литература
Как уже было сказано выше, по
своему предмету психолингвистика чрезвычайно
близка к лингвистике (языкознанию).
Главные тенденции в развитии
современного языкознания вполне сопоставимы
с тенденциями развития психолингвистики
и сводятся к следующим.
Во-первых, изменилось само
понимание языка. Если раньше в центре
интересов лингвиста стояли сами языковые
средства (фонетические, грамматические,
лексические), то теперь ясно осознано,
что все эти языковые средства суть только
формальные операторы, с помощью которых
человек осуществляет процесс общения.
Но само это понятие значения выходит
за пределы общения — это и основная когнитивная
(познавательная) единица, формирующая
образ мира человека и в этом качестве
входящая в состав разного рода когнитивных
схем, эталонных образов типовых когнитивных
ситуаций и т.д. Таким образом, значение, бывшее
раньше одним из многих понятий лингвистики,
все больше превращается в основное, ключевое
ее понятие.
Соответственно и психолингвистика
все больше превращается в «психосемантику»
в широком смысле слова.
Во-вторых, лингвистики последних
десятилетий все большее внимание уделяет
изучению текста.
И психолингвистика все больше
интересуется именно текстами, их специфической
структурой, вариантностью, функциональной
специализацией.
Таким образом, очевидно, что
психолингвистика имеет наиболее тесные
связи с общим языкознанием (общей лингвистикой).
Кроме того, она постоянно взаимодействует
с социолингвистикой, этнолингвистикой
и прикладной лингвистикой, в последние
годы – в особенности с лингвистикой компьютерной.
Чрезвычайная близость психолингвистики
и языкознания создает проблему разграничения
психолингвистических и языковых единиц.
Единица лингвистическая – это «элемент
научно-теоретического построения или
лингвистического моделирования» [Ахманова,
1966, 146]. Языковые единицы – прежде всего
инварианты различных моделей описания
языка, они соотносятся с языком, языковым
стандартом, нормой.
Психолингвистические же единицы
– это «речевые действия и операции, находящиеся
друг с другом в иерархических отношениях»
[Леонтьев, 1999, 56]. Психолингвистические
единицы соотнесены с речевой деятельностью.
Кроме того, психолингвистика
рассматривает гораздо большее число
взаимосвязанных факторов развития и
функционирования языка, чем “классическое”
общее языкознание. И тем самым психолингвистика
по сравнению с ним значительно расширяет
предмет своего исследования, в чем и состоит
главное отличие психолингвистики от
классического языкознания.
ЗаключениеНаукой с четко очерченными
границами психолингвистика не стала
и к настоящему времени, так что дать исчерпывающий
ответ на вопрос, какие аспекты языка и
речи эта наука изучает и какими методами
с этой целью пользуется, едва ли возможно.
Для подтверждения этого достаточно
открыть любой учебник по психолингвистике.
В отличие от учебника по лингвистике,
где обязательно будет говориться о фонетике,
лексике, грамматике и т.п., или учебника
по психологии, где непременно будут освещаться
проблемы восприятия, памяти и эмоций,
содержание учебного пособия по психолингвистике
в решающей степени определяется тем,
в какой научной и культурной традиции
написан данный учебник.
С позиций европейской (в том
числе отечественной) гуманитарной традиции
можно охарактеризовать сферу интересов
психолингвистики, описав сначала подход,
который чужд изучению психики. Это понимание
языка как «системы чистых отношений»,
где язык в исследовательских целях отчуждается
от психики носителя.
Психолингвистика же изначально
ориентирована на изучение реальных процессов
говорения и понимания, на «человека в
языке» (выражение французского лингвиста
Э.Бенвениста).
В последние три десятилетия,
особенно в последние 10-15 лет, в «традиционной»
лингвистической среде заметно растет
интерес к психолингвистической проблематике.
Не случайно с 1985 года в официальной номенклатуре
лингвистических специальностей, утвержденной
Высшей аттестационной комиссией, есть
специальность, определенная как «общее
языкознание, социолингвистика, психолингвистика».
Психолингвистика становится наукой все
более популярной среди исследователей.
Многие лингвисты, исчерпав
возможности традиционных подходов к
изучению языка, именно в психолингвистике
ищут ответы на волнующие их вопросы.
Сейчас многие исследователи
(например, А.А. Залевская) пишут о необходимости
комплексного подхода к исследованию
закономерностей функционирования языкового
механизма человека. При его изучении
исследователь демонстрирует очевидные
преимущества выхода за рамки лингвистики
и использования достижений смежных наук,
в частности – психолингвистики.
Глобализация мировых культурных
процессов, массовые миграции и расширение
ареалов регулярного взаимопроникновения
разных языков и культур (мультикультурализм),
появление мировых компьютерных сетей
– эти факторы придали особый вес исследованиям
процессов и механизмов овладения чужим
языком.
Все перечисленные моменты
существенно расширили представления
об областях знания, исследовательские
интересы которых пересекаются с психолингвистикой.
Данная наука активно развивается и является
весьма перспективной.
Литература1. Ахманова О.С. Словарь
лингвистических терминов. М., «Сов. Энциклопедия»,
1966.
2. Залевская А.А. О
Комплексном подходе к исследованию закономерностей
функционирования языкового механизма
человека //Сервер дистанционного обучения
психолингвистике www.csa.ru
3. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики.
М.: «Смысл», 1999.
4. Леонтьев А.А. Психолингвистика
и проблема функциональных единиц речи // Вопросы
теории языка в современной зарубежной
лингвистике. М., 1961.
5. Леонтьев А.А. Психолингвистика.
Л., 1967.
6. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая
деятельность. М., 1969.
7. Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику:
Курс лекций. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та., 1989.