Тема: «Психологическая
готовность ребенка к школьному обучению»
1 Психологическая характеристика
ребенка дошкольника к обучению в школе
2Понятие психологической готовности
к школьному обучению
3. Современные подходы к проблеме
психологической готовности детей к школе
4.Составные компоненты
психологической готовности к школьному
обучению
5. Основные причины неподготовленности
детей к школьному обучению
Введение
Под психологической готовностью
к школьному обучению понимается необходимый
и достаточный уровень психологического
развития ребенка для усвоения школьной
программы при определенных условиях
обучения. Психологическая готовность
ребенка к школьному обучению – это один
из важнейших итогов психологического
развития в период дошкольного детства.
В настоящее время высокие требования
жизни к организации воспитания и обучения
заставляют искать новые, более эффективные
психолого-педагогические подходы, нацеленные
на приведение методов обучения в соответствие
с требованиями жизни. В этом смысле проблема
готовности дошкольников к обучению в
школе приобретает особое значение.
С решением этой проблемы связано определение
целей и принципов организации обучения
и воспитания в дошкольных учреждениях.
В то же время от ее решения зависит успешность
последующего обучения детей в школе.
Готовность ребенка к современному школьному
образованию выступает как совокупный
результат системы воспитания, направленной
на полноценное личностное развитие каждого
дошкольника. Выражением готовности к
школе является ряд новообразований развития,
которые начинают «заявлять» о себе в
конце дошкольного детства и проявляются
в качественно новых чертах и возможностях
деятельности, поведения, отношения ребенка
к социальному и предметному миру. Именно
в готовности к школе получают свое воплощение
важные новообразования и достижения
развития, создающие ребенку благоприятный
старт для начала учебной деятельности
и вхождения в ситуацию школьного образа
жизни.Становление готовности к школе
обусловлено, прежде всего, формированием
ребенка в качестве субъекта доступных
видов детской деятельности игры, познания,
общения, предметно – трудовой, художественной
деятельности. Полноценная готовность
ребенка обучению в школе выступает, с
одной стороны, как своеобразный показатель
достижений его личностного развития
в дошкольный период, а с другой – как
базовый уровень для освоения школьной
программы и как показатель готовности
к принятию позиции субъекта учебной деятельности
(Т.И. Бабаева, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский,
Е.Е. Кравцова и др.).
Основной целью определения
психологической готовности к
школьному обучению является
профилактика школьной дезадаптации.
Начало обучения шестилетних
детей, и подготовка к нему связаны с необходимостью
учета важных психологических закономерностей
их развития. К ним можно отнести назревшие
противоречия между возросшими интеллектуальными
возможностями ребенка и специфически
«дошкольными» способами их удовлетворения.
При этом интеллектуальная сфера ребенка
уже не только в определенной мере готова
к систематическому обучению, но и требует
его.
Это противоречие распространяется
и на другие сферы личности. В этом возрасте
ребенок стремится к самоутверждению
в таких видах деятельности, которые уже
подлежат общественной оценке и охватывают
сферы жизни, прежде недоступные ребенку.
В процессе развития ребенка-дошкольника
происходит изменение его мотивационно
-потребностной сферы: в начале дошкольного
возраста мотивы носят характер неосознанных,
аффективно окрашенных желаний, связанных
с наличной ситуацией, К концу дошкольного
возраста мотивы ребенка существуют в
виде обобщенных намерений, начинается
осознание мотивов, формируется первичная
иерархия мотивов. Появление и развитие
в этот период соподчинения мотивов можно
рассматривать в качестве критерия развития
личности ребенка. Если в раннем дошкольном
возрасте лишь закладываются основы иерархии
мотивов, то к семи годам фактически происходит
ее формирование.
Именно в дошкольном возрасте
происходит первоначальное формирование
этических инстанций и моральных чувств
ребенка, когда он начинает усваивать
основные правила взаимоотношений между
людьми и уже может оценить свои поступки
как хорошие или плохие. К концу дошкольного
возраста ребенок способен совершать
поступки исходя из интересов другого
человека, а не своих собственных, проявлять
чувства симпатии, помощи, заботливости.
Большую роль в формировании моральных
чувств ребенка играет взрослый, который
является образцом для подражания, прямо
и косвенно влияет на личностное развитие
дошкольника.
В процессе игр с правилами
происходит развитие произвольного поведения
ребенка. Формирование произвольного
поведения Д.Б. Эльконин также связывал
с постепенным подчинением своих поступков
тому образцу, которым являются для ребенка
поведение и мнение, оценка взрослого.
В связи с этим к концу дошкольного возраста
у ребенка появляется способность управлять
собой, своим поведением и поступками,
дальнейшее развитие произвольности происходит
в младшем школьном возрасте при переходе
ребенка к систематическому обучению
в школе [22, с. 198].
В дошкольном возрасте происходит
развитие продуктивных видов деятельности,
таких, как рисование, лепка, конструирование;
закладываются основы трудовой деятельности:
самообслуживание, помощь дома, в детском
саду. Дошкольное детство – это возраст,
в котором появляются начальные формы
учебной деятельности, когда ребенок уже
может обучаться с помощью взрослого,
но только когда обучение ведется соответственно
уровню его психического развития и с
учетом ведущей деятельности ребенка.
Главным итогом развития всех видов деятельности,
с одной стороны, выступает овладение
моделированием как центральной умственной
способностью (Л.А. Венгер), с другой стороны,
формирование произвольного поведения
(А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Дошкольник
учится ставить более отдаленные цели,
опосредованные представлением, и стремится
к их достижению, несмотря на препятствия.
В целом можно сказать, что умственное,
психическое развитие ребенка, ведущая
деятельность, общение со взрослыми и
сверстниками создают предпосылки для
дальнейшего личностного развития ребенка
на данном возрастном этапе. Именно в этом
возрасте начинает складываться личность
ребенка, формируется его мотивационно-потребностная
сфера, закладываются основы мировоззрения:
представления о себе, о природе, об окружающем
мире.
Интересующий нас старший дошкольный
возраст (6–7 лет) традиционно выделяется
в педагогике и психологии как переходный,
критический период детства, получивший
наименование кризиса семи лет. При переходе
от дошкольного к школьному возрасту происходят
очевидные изменения в характере и поведении
ребенка, появляется нарочитость, ребенок
начинает манерничать, капризничать и
т.д. Этот период получил название кризиса
семи лет, который также называют кризисом
непосредственности. Л.С. Выготский указывал,
что «самой существенной чертой кризиса
семи лет можно было бы назвать начало
дифференциации внутренней и внешней
стороны личности ребенка» [10, с. 44], т.е.
ребенок начинает ориентироваться в своих
чувствах и переживаниях, понимать сам
себя. Перестраивается сам характер переживаний,
они начинают приобретать смысл для ребенка.
Благодаря этому у него возникают новые
отношения к самому себе, строящиеся как
раз на основе обобщения переживаний.
Подчеркивая позитивную сторону кризиса
семи лет, Л.С. Выготский отмечает такие
новообразования этого периода, как самолюбие
и самооценка, возникающие уже в обобщенном
виде именно в период перехода от дошкольного
возраста к школьному.
Таким образом, в период дошкольного
детства ребенок проходит путь от осознания
себя как «Я сам», как физически самостоятельного
индивида к осознанию своей внутренней
жизни, своих чувств и переживаний, связанных,
однако, с конкретной действительностью,
отрыв от которой происходит уже за пределами
дошкольного возраста.
Понятие готовности
к школьному обучению. Основные аспекты
школьной зрелости.
Подготовка
детей к школе – задача комплексная, охватывающая
все сферы жизни ребенка. Психологическая
готовность к школе – только один из аспектов
этой задачи. Но внутри этого аспекта выделяются
различные подходы:
2 Современные
подходы к проблеме психологической
готовности детей к школе
Под психологической готовностью
к школьному обучению понимается необходимый
и достаточный уровень психического развития
ребенка для освоения школьной учебной
программы в условиях обучения в коллективе
сверстников.
Существуют различные теории
зарубежных и отечественных психологов,
изучающих психологическую готовность
к школе. Подробно рассмотрим теории
отечественных психологов. В отечественной
психологии детальная проработка проблемы
готовности к школьному обучению, своими
корнями идущей из трудов Л.С. Выготского,
содержится в работах А. Анастази, Л.И. Божович,
Д.Б. Эльконина, Н.Г. Салминой, Е.Е. Кравцовой.
В теоретических работах Л.И. Божович
основной упор делался на значение мотивационной
сферы в формировании личности ребенка.
С этих же позиций рассматривалась психологическая
готовность к школе, то есть наиболее важным
признавался мотивационный план. Были
выделены две группы мотивов учения:
1) широкие социальные мотивы учения, или
мотивы, связанные «с потребностями ребенка
в общении с другими людьми, в их оценке
и одобрении, с желаниями ученика занять
определенное место в системе доступных
ему общественных отношений»;
2) мотивы, связанные непосредственно
с учебной деятельностью, или
«познавательные интересы детей,
потребность в интеллектуальной
активности и в овладении новыми
умениями, навыками и знаниями»
Говоря о доминировании отдельно
взятого мотива, не надо забывать, что
таким образом создается некая абстрактная
модель, позволяющая лучше понять роль
того или иного мотива в мотивационной
сфере, но лишь приблизительно отражающая
действительность, в которой абсолютное
доминирование какого-то одного мотива
почти не встречается, Полноценная учебная
мотивация должна включать и познавательные
мотивы, и широкие социальные мотивы учения,
и мотивы достижения, но индивидуальность
каждого ребенка проявляется в доминировании
какого-то из указанных мотивов внутри
учебной деятельности.
Обсуждая проблему готовности к школе,
Д.Б. Эльконин выделял необходимые предпосылки
учебной деятельности. Анализируя эти
предпосылки, он и его сотрудники выделили
следующие параметры:
– умение детей сознательно
подчинять свои действия правилу, обобщенно
определяющему способ действия;
– умение ориентироваться на
заданную систему требований;
– умение внимательно слушать
говорящего и точно выполнять задания,
предлагаемые в устной форме;
– умение самостоятельно выполнить
требуемое задание по зрительно воспринимаемому
образцу Фактически – это параметры
развития произвольности, являющиеся
частью психологической готовности к
школе, на которые опирается обучение
в I классе.
К наиболее важным предпосылкам
он относил умение ребенка ориентироваться
на систему правил в работе, умение слушать
и выполнять инструкции взрослого, умение
работать по образцу и некоторые другие.
Все эти предпосылки вытекают из особенностей
психического развития детей в переходный
период от дошкольного к младшему школьному
возрасту, а именно: потеря непосредственности
в социальных отношениях, обобщение переживаний,
связанных с оценкой, особенности самоконтроля.
Д.Б. Эльконин подчеркивал, что при переходе
от дошкольного к школьному возрасту «диагностическая
схема должна включать в себя диагностику
как новообразований дошкольного возраста,
так и начальных форм деятельности следующего
периода» Д.Б. Эльконин считал, что
произвольное поведение рождается в коллективной
ролевой игре, позволяющей ребенку подняться
на более высокую ступень развития, чем
игра в одиночку. Коллектив корректирует
нарушения в подражании предполагаемому
образцу, тогда как самостоятельно осуществить
такой контроль ребенку бывает еще очень
трудно. «Функция контроля еще очень слаба,
– пишет Д.Б. Эльконин, – и часто еще требует
поддержки со стороны ситуации, со стороны
участников игры. В этом слабость этой
рождающейся функции, но значение игры
в том, что эта функция здесь рождается.
Именно поэтому игру можно считать школой
произвольного поведения»
В исследованиях Л.А. Венгера
и Л.И. Цеханской мерой и показателем готовности
к школьному обучению выступило умение
ребенка сознательно подчинять свои действия
заданному правилу при последовательном
выполнении словесных указаний взрослого.
Данное умение связывалось со способностью
овладения общим способом действования
в ситуации задачи
В работах Е.Е. Кравцовой при
характеристике психологической готовности
детей к школе основной упор делается
на роль общения в развитии ребенка. Выделяются
три сферы – отношение к взрослому, к сверстнику
и к самому себе, уровень развития которых
определяет степень готовности к школе
и определенным образом соотносится с
основными структурными компонентами
учебной деятельности
Предпосылки учебной деятельности,
по данным А.П. Усовой, возникают только
при специально организованном обучении,
иначе у детей наблюдается своеобразная
«необучаемость», когда они не могут выполнить
инструкцию взрослого, проконтролировать
и оценить свою деятельность
Во всех исследованиях, несмотря
на различие подходов, признается факт,
что эффективным школьное обучение будет
только в том случае, если первоклассник
обладает необходимыми и достаточными
для начального этапа обучения качествами,
которые затем в учебном процессе развиваются
и совершенствуются.
4.Составные
компоненты психологической готовности
к школьному обучению
Таким образом, психологическая
готовность к школьному обучению проявляется
в сформированности основных психических
сфер ребенка: мотивационной, нравственной,
волевой, умственной, которые в целом обеспечивают
успешное овладение учебным материалом.
Составными компонентами
психологической готовности являются
интеллектуальная, личностная и волевая
готовность. Охарактеризуем кратко
особенности и возможности детей старшего
дошкольного возраста.
Социальная готовность
У ребёнка, поступающего в школу,
должен быть определенный уровень познавательных
интересов, готовность к изменению социальной
позиции, желание учиться. Т.е. у него должна
быть сформирована мотивация учения –
интерес к новым знаниям, желание научиться
чему-то новому. Также, на рубеже 6 лет формируется
внутренняя позиция школьника –
эмоционально-благополучное отношение
к школе, минимальное стремление к
игровым и развлекательным (дошкольным)
элементам деятельности, ребенок осознает
необходимость учения, понимает ее важность
и социальную значимость. Но помните, что
желание пойти в школу и желание учиться
существенно отличаются друг от друга.
Многие родители понимают, насколько важно
у ребёнка желание учиться, поэтому они
рассказывают ребёнку о школе, об учителях
и о знаниях, приобретаемых в школе. Все
это вызывает желание учиться, создает
положительное отношение к школе.