Психологические особенности выбора профессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 07:14, контрольная работа

Описание работы

Целью нашей работы является изучение вопросов имеющих влияние на выбор профессии, как важного звена в становлении человека.

Для достижения цели работы следует выполнить такие задачи:
1. Рассмотреть подходы к проблеме выбора профессии;
2. Изучить факторы влияющие на профессиональный выбор, а именно: личностные характеристики и самооценку как ведущий фактор выбора профессии.
Аналитический обзор: Существует много психологических исследований, посвященных ситуации выбора профессии:

Содержание работы

Введение
3
1
Подходы к проблеме выбора профессии
5
2
Факторы влияющие на профессиональный выбор
7
2.1
Личностные характеристики как фактор выбора профессии
8
2.2
Самооценка как ведущий фактор выбора профессии
12

Заключение
17

Список используемой литературы
20

Файлы: 1 файл

ППО.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

               2) Количество свойственных для человека личностных характеристик очень много, при выборе профессии не все имеют большое значение. Некоторые профессии по отношению к личным качествам человека не предъявляют особых требований, т.е. они являются как бы «универсальными» по отношению ко всем людям, их могут осваивать почти все. Но для освоения многих профессий от личности потребуется наличие (или отсутствие) тех или иных качеств, какие-то умственные, духовные или физические способности. Подростки при выборе профессии чаще всего ошибаются именно в этом. В результате они даже в благоприятных условиях осваивают эту профессию с трудом, или становятся посредственными специалистами. Подросток должен хорошо знать те особенности будущей профессии, которые тесно связаны с наличием или отсутствием у него каких-то определенных качеств, способностей.

               3) Люди, стоящие на пороге профессионального выбора, обладают особым психологическим настроем к самопознанию. Для них характерны: стремление разобраться в себе, оценка своих возможностей в современном мире, в том числе и профессиональном, стремление оценить, какие условия могут способствовать, а также мешать вхождению в мир профессий. Но подростки слабо осознают роль самооценки в выборе профессии. Большинство из них выбирают профессию, не анализируя самооценку, а если и делают это, то весьма поверхностно. Адекватная самооценка доступна незначительному числу учащихся. В основном они склонны либо к пере6оценке, либо к недооценке своих возможностей. При переоценке уровень притязаний ниже имеющихся возможностей. Сделанный на такой основе выбор профессии, в конце концов, приводит к разочарованию. Заниженная самооценка также неблагоприятно сказывается на выбор профессии и на развитие личности.

 

II. Исследование мотивов выбора профессии студентов

2.1 Цели, задачи исследования.

Цель исследования – определение мотивов выбора профессии и ожидание студентов после окончания учебы в колледжах р.п.Белоярского и г.Заречного

Задачи исследования:

  1. определение мотивов выбора профессии студентами
  2. определение ожиданий студентов после окончания учебы.

 

2.2 Описание методики исследования.

Настоящее исследование было посвящено изучению мотивов выбора профессии В качестве основного инструмента сбора информации использовалась анкета

http://www.ido.edu.ru/psychology/pedagogical_psychology/annot/annot_dop7.html

Анкетирование - эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные, отвечающие основной задаче исследования вопросы, составляющие анкету.

Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы).

 

2.3 Анализ и интерпретация результатов.

В исследовании принимали участие студенты 1 курса колледжа р.п.Белоярского и г.Заречного в возрасте от 17 до 18 лет среди них 54 девушки 46 юноши. Выборочная совокупность составила 400 человек.

Респондентам было предложено ответить на вопросы в анкете (приложение1.)

Анализ полученных в ходе исследования данных выявил следующую иерархию основных мотивов получения студенчеством высшего образования:

1.        Добиться успеха в жизни – 31%

2.        Стать высокообразованным специалистом, профессионалом в своем деле - 24%

3.        Быть материально обеспеченным – 16%

4.        Получить диплом о высшем образовании -15%

5.        Стать культурным, образованным человеком, развить свои способности – 10%

6.        Избежать службы в армии – 2%

Как показало исследование, мотивация обучения в вузе для многих студентов приобрела выраженную прагматическую направленность. Сравнительное большинство студентов, как видно, ориентируются на более отдаленные цели: успех в жизни, высокие заработки, социальная карьера. Лишь 1/3 обучающихся склонны рассматривать процесс получения высшего образования с точки зрения приобретения профессиональных знаний и общего развития, необходимых для жизненного успеха. А ведь специальные знания и общее развитие — это именно то, что может дать образование, что можно получить благодаря учебе, в процессе обучения. Прагматический подход к образованию объясняется, скорее всего, соответствующими происходящими изменениями в социально-экономической жизни страны.

Данные, полученные в ходе исследования, говорят о том, что почти половина всей молодежи осуществляет выбор профессии неосознанно, игнорируя собственные интересы и способности, ориентируясь на престижные и прагматические мотивы, достижение формального статуса. Среди мотивов выбора студентами факультетов названных выше вузов преобладают:

        получить выбранную специальность - 35 % ;

        получить диплом о высшем образовании -21%;

        иметь соответствующий социальный статус -11%;

        привлекла название факультета- 9%;

        работать за рубежом, т.к. факультет предоставляет такую возможность - 9%;

        по настоянию родителей -4%;

        все равно, куда было поступать- 4%;

        посоветовали друзья- 3%;

        продолжить семейные традиции -3%,

        устраивает умеренная плата за обучение -1%.

Среди мотивов выбора специальности наиболее распространёнными студенты назвали:

        стремление к интересной работе (51% всех респондентов);

        стремление к материальному достатку (48%);

        реализация собственного потенциала (30%);

        затрудняются ответить - 10% студентов.

Рассмотрим связь между мотивацией выбора факультета и познавательным интересом студентов. Результаты представлены в таблице 1.

На вопрос «Интересно ли Вам учится?» были получены следующие ответы:

        учусь с интересом, учеба нравится – 55% респондентов;

        трудно сказать – 37%;

        учиться неинтересно, учусь по необходимости - 8%.

Познавательный интерес у студентов с различной мотивацией выбора факультета

Таблица 1

Познавательный интерес (%)

Мотивы поступления на факультет

Получить специальность

Иметь социальный статус

По

настоянию родителей

Все равно, куда было поступать

Учусь с интересом

66

61

40

30

Трудно сказать

29

33

49

53

Учиться неинтересно

5

6

11

17

Очень хорошо видно, что студенты, которые сознательно сделали выбор факультета, занимаются с большим интересом. Можно сказать, что начальная мотивация к овладению профессией определяет и отношение к самому процессу обучения. Важнейшей предпосылкой формирования интереса к учению является выработка широких социальных мотивов деятельности, понимание её смыла, осознание важности изучаемых процессов для собственной деятельности.

Более половины студентов учится с интересом, что можно рассматривать как несомненное достижение соответствующего вуза. Однако остается значительная группа студентов, которых пока не удалось вовлечь в учебную деятельность. Развитие познавательной активности у этой части студенческой молодежи – важный резерв повышения качества обучения.

Одной из целей данного исследования было изучение представлений студентов о возможностях собственной социализации в первые годы после окончания вуза.

Планы студентов после окончания СПО:

        работать по специальности в частных структурах – 39% опрошенных;

        работать по специальности в госучреждениях – 30%;

        основать свое дело – 24%;

        работать не по специальности – 5%;

        поступить в ВУЗы – 2%.

Выясняя профессиональные планы студентов после окончания университета, мы обнаружили, что большинство всех опрошенных студентов планируют работать только по специальности либо в государственных, либо в частных структурах. Остальные студенты, наряду с планами работать по специальности, рассматривают, как основные виды деятельности, и другие варианты.

Как видно из анализа данных исследования послевузовских ожиданий студентов, в их формирующейся профессиональной этике всё сильнее проявляются элементы рыночной психологии. Студенты всё более склоняются к той точке зрения, что выбор профессиональной деятельности человека определяется, исходя из конкретной экономической ситуации. Они психологически готовы к тому, что им придётся менять профиль профессиональной деятельности, готовы гибко реагировать на требования рынка.

Рассмотрим взаимосвязь между мотивацией выбора специальности и послевузовскими ожиданиями студентов (таблица 2).

Взаимосвязь мотивов выбора специальности и послевузовских планов студентов

Таблица 2

Мотивы

выбора

факультета

Послевузовские планы студентов (%)

Поступить в аспирантуру

Работать по специальности в частных структурах

Работать по специальности в госструктурах

Получить высшее образование

Работать не по специальности

Всё равно, куда было поступать

3

15

19

22

23

Посоветовали друзья

3

23

14

25

17

Устраивает плата за обучение

2

31

12

19

29

Получить диплом

3

17

20

20

13

Иметь соответствующий соц. статус

2

25

23

20

8

Продолжить семейные традиции

4

25

34

16

6

Получить выбранную специальность

6

30

25

16

6

 

Как показывают представленные данные, отсутствие осознанного выбора студентом специальности (в качестве основных мотивов выбора и специальности рассматриваются - «все равно, куда было поступать», «посоветовали друзья», «устраивает плата за обучение», «получить диплом») является основной причиной, затрудняющей процесс профессионального становления, что, в свою очередь, сказывается и на профессиональных ожиданиях студентов – наибольшее количество студентов, намеренных работать не по специальности, относится именно к этой категории.

Студенты, сделавшие выбор специальности осознанно, имеют более устойчивый интерес к выбранной профессии, что способствует формированию у них профессиональных качеств и благоприятно сказывается на процессе их профессионализации и самоопределения после СПО.

В таблице 3 представлены ожидания студентов в отношении будущей профессиональной деятельности. Не выявлено существенных различий в ожиданиях студентов в зависимости от типа деятельности, которым они намерены заниматься – работать по специальности, заниматься бизнесом или продолжать обучение в аспирантуре. Большинство студентов оптимистично смотрят в будущее, хотя они являются, по преимуществу, прагматиками, но профессиональная самореализация начинает беспокоить их не меньше, чем деньги.

Самые неустойчивые и пессимистичные представления в отношении будущей трудовой деятельности наблюдаются у студентов, которые уже сейчас решили, что не будут работать по специальности: у них преобладают такие варианты ответов, как «работу по специальности найти будет трудно», «нет определенного представления в отношении будущей деятельности». Малая часть таких студентов (4-6%) ориентирована на достижение успехов в карьере и профессиональный рост.

Профессиональные ожидания студентов

Таблица 3

Ожидания в отношении будущей профессиональной деятельности (%)

Послевузовские планы студентов

Работать по специальности

Поступить в ВУЗы

Основать свое дело

Работать не по специальности

в гос. структурах

в частных структурах

Работа будет интересной

24

27

35

21

17

Работа будет высокооплачиваемой

20

19

15

22

11

Можно будет сделать карьеру

20

21

18

22

6

Предполагаю стать профессионалом в своем деле

16

15

16

13

4

Работу по специальности будет найти трудно

13

11

11

7

18

Не стану работать по специальности

-

1

2

7

26

Нет определенного представления

7

6

3

8

18

Информация о работе Психологические особенности выбора профессии