Психологические причины неуспеваемости младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 08:46, реферат

Описание работы

Оптимальное управление социально-психологическим климатом в любом (в том числе школьном) коллективе требует специальных знаний и умений от педагогического состава. В качестве специальных мер применяются: обучение и периодическая аттестация преподавательского состава; научно обоснованный подбор, комплектование первичных коллективов с учетом фактора психологической совместимости; применение социально-психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимодействия и взаимопонимания.

Содержание работы

Введение……………………………………………………...……3 стр.
1.Психологический климат школы …………………………..4-10 стр.
2. Факторы создания благоприятного
психологического климата урока…………………………...11=15 стр.
Заключение……………………………………………………….16 стр.
Список литературы………………………………………………17 стр.

Файлы: 1 файл

реферат по коррекционки.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

·        Дружеское единение в системе «учитель-ученик». Во внутренних отношениях можно критиковать и наказывать воспитанников, во вне этих специальных форм воздействия необходимо отдавать должное каждому воспитаннику, защищать его, не причинять ему никаких огорчений, не позорить его;

·         Проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого ученика;

·         Защищенность всех членов классного коллектива. Ни один ученик не должен чувствовать своей обособленности и беззащитности;

·         Разумная и полезная деятельность всех на уроке;

·        Умение быть сдержанным в движениях, словах.

Исследования показали, что позиция учителя на уроке, стиль его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение учащихся к учению. Особое значение приобретает слово учителя. Еще А.С. Макаренко говорил, обращаться к учителям: «… Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность». При этом он отмечал, что этому надо учиться. Действительно, овладение культурой слова - неотъемлемый компонент подготовки учителя,

его профессионального становления. Этот аспект обучения самый сложный и требует от учителя трезвой самооценки. «Когда постоянно находишься  в позиции обучающего, воспитывающего, руководящего, организующего, когда сама позиция учителя,- пишет А.В. Мудрик,- предопределяет возможность постоянно что-то изрекать, получать, надо обладать немалым мужеством, чтобы сказать самому себе: «Этому мне надо научиться, а вот от этого надо себя отучить».  Большой воспитательный потенциал содержит в себе творческие задания, которые обогащают структуру урока, создают благоприятную обстановку, неподходящую для развития личности.     Благоприятный климат на уроке зависит от многих и многих факторов. Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинается создаваться вне урока. Отношение учащихся к учителю – это важнейшее детерминанта психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказав. Выделяется ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату:

1.Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.                                 ает воздействие учителя учащимся и на их отношение к нему. v Любое эмоциональное состояние, включая эмоциональное отрицательной модальности, можно выразить в деликатной форме. 

2. Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в  себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реализовать на ту или иную ситуацию на уроке. Одним из самых «взрывоопасных » этапов урока является регулирование и коррекции поведение учащихся, оценка их знаний.

3. Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты разными учащимися. Психологически важно не захватить хорошо успевающего ученика с высокой самооценкой, важно и для самого ученика, и для учащихся класса (А.В.Макаренко)

4.  Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (В.С.Сухолинский.)

5.  Психологический дискомфорт на уроке для учителя, а затем и для учащихся, часто идет от чувства профессионального бессилие педагогической деятельности, поэтому учителю важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.

6.  Приходить в кабинет нужно немного раньше звонка. Убедиться, все ли готово к уроку. Стремиться к организованному началу урока.

7. Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале, следует отметить ее закладкой заранее, приучить дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих учащихся.

8. Начинайте урок энергично. Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.

9.Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у  кого внимание неустойчиво. Предотвращайте сразу же попытки нарушить рабочий ритм. Обращайтесь чаще с вопросами к тем, кто может на уроке отвлечься.

10. Мотивируя оценки знаний, следует знать ученику, над, чем ему следует поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.

11.  Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.

12.  Прекращать урок со звонком. Напомнить дежурному о его обязанностях. Удерживать от излишних замечаний. 

13.Помнить, налаживание дисциплины, может быть единственная область педагогической практики, где помощь не идет на пользу.

14. Обращаться за помощью к самим ученикам. С нарушителями, которых класс не поддерживает легче справиться.

15. Не допускать конфликтов с целым классом, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения. Помнить слова Н.А. Добролюбова о том, что справедливый учитель- это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников. Таким образом, благоприятный психологический климат создается гуманным отношением учителя к ученику

 

 

 

                             

                             Заключение

Важнейший фактор развития ребенка – общение со сверстниками.                                           Следует выделить следующие факторы ,влияющие на состояние психологического климата; факторы макросреды и микросреды, личные качества членов коллектива и стиль руководства. Важнейшими признаками благоприятного психологического климата коллектива являются; доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу: доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся своего коллектива (класса, группы); отсутствие давления преподавателей на учеников и признание за ними права принимать значимые для группы решения; достаточная информированность членов ученического коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении ; удовлетворенность принадлежностью к коллективу, высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого –либо из учеников, принятие на себя ответственности за состояние дел в классе каждым из её членов. Таким образом, характер психологического климата в целом зависит от уровня группового развития. Установлено , что между состоянием  социально-психологического климата развитого коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная связь.

 

 

 

 

 

Список литepaтypы

1. Андреева Г.М. Актyальныe пpоблемы cоциальной пcиxологии. М. 1988. 109 с.

2. Аликина Г.В. Изyчeниe психологического климата классов y младших и старших подростков.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. Изд. 3. М.: Наука, 1994. 325 с. ..

4. А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева Основы коррекционной педагогики.

5. А.И Дoнцов Пcихология кoлeктива. М.: МГУ,1984 207 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Психологические причины неуспеваемости младших школьников