Психологические условия преодоления отставания в обучении школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 17:24, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: на основе теоретического изучения сущности проблемы отставания в обучении и, исходя из результатов практической опытно-экспериментальной работы, выявить психологические условия, обеспечение которых позволяет преодолеть отставание школьников 2-3 классов, разработать и предложить проект Программы преодоления отставания в обучении учащихся младших классов в условиях средней школы.

Содержание работы

Введение
1. Отставание в обучении как психолого-педагогическая проблема
1.1 Понимание «отставания в обучении» в трудах зарубежных и отечественных психологов
1.2 Основные причины и варианты проявления отставания в обучении школьников
1.3 Возможности преодоления отставания в обучении учащихся в условиях совместной работы практического психолога, педагогов, родителей и обучаемых
2. Опытно-экспериментальное исследование психологических условий преодоления отставания учеников школы в обучении
2.1 План исследования, характеристика испытуемых и методик сбора эмпирических данных
2.2 Практика выявления конкретных причин отставания в обучении и определения психологических условий преодоления отставания школьников
2.3 Проект Программы преодоления отставания в обучении учащихся младших классов в условиях средней школы
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение

Файлы: 1 файл

Документ WordPad.doc

— 413.25 Кб (Скачать файл)

Во втором разделе работы происходило опытно-экспериментальное исследование психологических условий преодоления отставания учеников в процессе школьного обучения с целью проектирования Программы преодоления отставания в обучении учащихся младших классов в условиях средней школы на основе полученных в ходе практических мероприятий данных.

На основе рассмотренных социально-педагогических технологий работы с неуспевающими детьми различных авторов, нами была предложена собственно разработанная программа, в основу которой легли факторы неуспеваемости. Данная программа использовалась нами при проведении практического исследования на базе Учреждения образования «Общеобразовательная средняя школа №3 г. Орши» в 2010 г. В исследовании принимало участие трое неуспевающих школьников 3-х классов, каждый со своими особенностями, разными степенями педагогической неуспеваемости и причинами.

Нами была составлена и реализована программа коррекции неуспеваемости со своими целями, задачами, стратегическими направлениями, тактикой реализации, ожидаемыми конечными результатами. На основе данных, полученных в результате проведения повторной диагностики школьников, доказана эффективность реализованной коррекционной программы.

Изученные теоретические аспекты проблемы и полученные результаты в ходе проведенного практического исследования позволили нам сделать вывод о том, что деятельность психолога с педагогически отстающими школьниками становится наиболее эффективна только при совместной целенаправленной работе всего педагогического коллектива, родителей отстающего ребенка, медицинских работников (если есть необходимость), и, конечно же, самого психолога. При этом, основной смысл такой деятельности следует рассматривать в контексте определения в ходе специальных мероприятий конкретных причин отставания, а также их устранения путем создания необходимых условий как педагогического так и психологического характера.

 

Глоссарий

 

№ п/п

Понятие

Толкование

1

Авторитарные способности

способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.

2

Академические способности

способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.).

3

Волевая готовность

необходимый уровень развития произвольной сферы, обеспечивающий возможность ребенку как будущему ученику преодолевать возникающие у него учебные трудности и управлять своим поведением в соответствии со школьными требованиями.

4

Дидактические способности --

способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль.

5

Интеллектуальная готовность

сформированность, в первую очередь, процессов мышления на уровне, необходимом для успешного усвоения знаний.

6

Коммуникативные способности

 

способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.

7

Мотивационная готовность

доминирование в мотивационной сфере учебного мотива, связанного с познавательной потребностью ребенка, с потребностью в интеллектуальной активности, в овладении учебными умениями, навыками и знаниями.

8

Неуспеваемость

несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений.

9

Обучаемость

совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых - при наличии и относительном равенстве других необходимых условий (исходный минимум знаний, положительное отношение к учению) - зависит продуктивность учебной деятельности.

10

Организаторские способности

способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и правильно организовать свою собственную работу.

11

Отставание в обучении

невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости.

12

Педагогическое воображение (или прогностические способности)

это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

13

Перцептивные способности

способности проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.

14

Проектировочные способности

способности, обеспечивающие стратегическую направленность педагогической деятельности и проявляются в умении ориентироваться на конечную цель, решать актуальные задачи с учетом будущей специализации студентов, при планировании курса учитывать его место в учебном плане и устанавливать необходимые взаимосвязи с другим дисциплинами и т.п.

15

Психическое развитие

последовательные, прогрессирующие (хотя и включающие в себя отдельные моменты регресса) и в целом необратимые количественные и качественные изменения психики живых существ. Это внутренне необходимое движение, «самодвижение» от низших к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание всегда действуют через внутренние условия.

16

Психограмма

графическое представление результатов психодиагностического обследования по всем использованным методикам с целью наглядного выявления наиболее существенных недостатков в когнитивном развитии учащегося.

17

Психодиагностическая таблица

средство психологической диагностики, позволяющее с учетом различных уровней детерминации описать когнитивные или личностные (поведенческие) трудности в обучении и с помощью содержащихся в таблице указаний на психологические задания эффективно установить их причины и осуществить коррекцию.

18

Развивающее школьное обучение

обучение, создающее зону ближайшего развития, благодаря чему в ходе усвоения знаний формируется более высокий уровень общего психического и в первую очередь умственного развития.

19

Речевые способности

способности ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.

20

Традиционное школьное обучение

обучение, ориентирующееся на завершенные циклы психического развития, в дидактическом плане основывающееся главным образом на объяснении материала, осмысленности его усвоения благодаря принципу наглядности обучения.

21

Учебная деятельность

специфическая деятельность человека по усвоению новых знаний и овладению способами их приобретения.

22

Школьная дезадаптация

специфические расстройства учебной деятельности и поведения школьника, вызванные рассогласованием требований школы и возможностями учащегося удовлетворить их.

 

Список использованных источников

 

1 Алфёров, А.Д. Психология развития школьников [Текст] - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 294 с. - ISBN 5-7218-8454-0.

2 Ананьев, Б.Г. Психология педагогической оценки [Текст] /Б.Г. Ананьев. - Л.: Лениздат, 2005. - 190 с. - ISBN 5-214-62384-2.

3 Ануфриев, А.Ф., Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей [Текст]/ А.Ф, Ануфриев - М.: Просвещение, 1997. - 164с. - ISBN 5-2766-0048-3.

4 Астапов, В.М., Микадзе, Ю.В. Обучение и воспитание детей «группы риска»/под общ. ред. В.М.Астапова. [Текст] - М.: Институт практической психологии, 1996. - 197 с. - ISBN 5-0244-1257-4.

5 Афонина, Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия. [Текст] - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 512с. - ISBN 5-7316-2514-3.

6 Бабанский, Ю.К. Об изучении причин неуспеваемости школьников [Текст] / Ю.К. Бабанский // Советская педагогика. - 1972. - №1. - С.18.

7 Бабой, Д. Интеллектуальные причины неуспеваемости младших школьников: Автореферат. [Текст]/ Д.Бабой - СПб., Нева, 1994. - ISBN 5-217-14382-5.

8 Барт, К. Трудности в обучении: раннее предупреждение. [Текст] - М.: Издат. центр «Академия», 2006. - 142с. - ISBN 5-2236-1214-3.

9 Безруких, М.М. Почему учиться трудно. [Текст] - М.: Наука, 1995. - 162с. - ISBN 5-14267-214-3.

10 Беспалько, В.П. Психологические парадоксы образования [Текст] / В.П.Беспалько. - Педагогика. - 2000. - №5. - С. 13-20. - ISSN 1818-571X.

11 Блонский, П.П. Школьная успеваемость [Текст] /П.П. Блонский. - М.: Просвещение, 2006. - 423 с. - ISBN 5-2548-1203-5.

12 Боденко, Б.Н. Анализ психологических предпосылок неуспеваемости и способы ее коррекции на начальном этапе обучения. [Текст]/Б.Н.Боденко - М.: Просвещение, 1998. - 112с. - ISBN 5-1694-1123-2.

13 Борисов П.П. психофизиологические причины неуспеваемости и второгодничества, пути их преодоления. [Текст]/Б.Н.Боденко - Якутск, 1980.

14 Бударный, А.А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества. Автореферат. Канд. Дис. [Текст] / А.А. Бударный. - М.: Просвещение, 2005. - 521 с. - ISBN 5-739-40021-2.

15   Буянов, М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи [Текст] - М.: Просвещение, 1988. - 317 с. - ISBN 5-1641-3462-3.

16   Введение в психологию [Текст]/ Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. -- Москва: Издательский центр «Академия», 1996. - 496с. - ISBN 5-7695-0084-0.

17   Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников [Текст] /А.Л. Венгер, А.Г. Цукерман. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС", 2006. - 534 с. - ISBN 5-5644-0357-0.

18   Вергелес, Г.И., Матвеева, Л.А., Раев, И.А. Младший школьник. Помоги ему учиться. [Текст]/ Г.И.Вергелес - СПб.: Нева, 2000. - 108с. - - ISBN 5-2429-2094-2.

19   Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пединститутов. [Текст]/ под ред. А.В. Петровского.- М.: Просвещение, 1979. - 398с.

20   Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. статей. [Текст] /под ред. Ю.К. Бабанского. - Ростов-на-Дону, 1972. - 523 с.

21   Выготский, Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. [Текст]/Л.С.Выготский - М.: Просвещение, 1982. - 373с.

22   Выготский, Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте [Текст]/// Л. С. Выготский. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: АСТ, Астрель, Люкс, 2005. - 448с. - ISBN 5-4266-0032-5.

23   Гарольд, Б. Леви. Квадратные колышки к круглым отверстиям [Текст] - СПб.: Нева, 1995. - 48с. - ISBN 5-780-44025-5.

24   Гельмонт, А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления [Текст] / А.М. Гельмонт. - М.: Просвещение, 2005. - С.326. - ISBN 5-00433-658-0.

25   Горбунов, Н.П. Функциональное состояние школьников в процессе адаптации к учебной деятельности [Текст]// Педагогика. - 2003. - №8. - С. 9-12 - ISSN 1818-571X.

26   Дружилов, С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход [Текст]// С.А.Дружилов - Научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК, г.Новокузнецк. - 2005 (выпуск 8) - 72 с. - ISSN 5-1291-0124-3.

27   Дубровина, И.В. Практическая психология образования. [Текст] - М.: ТЦ «Сфера», 1997. - 218с. - ISBN 5-8846-0170-2.

28   Дубровина, И.В., Акимова, М.К., Борисова, Е.М. и др. Рабочая книга школьного психолога [Текст] /И.В.Дубровина - М.: Академия, 1995. - 410 с. - ISBN 5-6421-0115-5.

29   Зайцев, Д.В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]// Педагогика. - 2001. - №1. - С. 21-30. - ISSN 1818-571X.

30   Захарченко, Е.Ю. Дети-мигранты в атмосфере современной российской школы [Текст] // Педагогика. - 2002. - №9. - С. 47-53. - ISSN 1818-571X.

31   Зимина, И.С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования [Текст]// Педагогика. - 2003. - №5. - С. 14-18. - ISSN 1818-571X.

32   Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] /И.А. Зимняя. - М.: Логос, 1999. - С.165. - ISBN 5-4211-0903-2.

33   Исследование в психологии: методы и планирование [Текст]/ Дж. Гудвин. -- 4-е изд. -- СПб.: Питер, 2006. - 558с. - ISBN 5-94723-290-1.

34   Клико, Е.К. Комплексное исследование в целях оптимизации обучения. [Текст]/ Е.К. Клико - СПб.: Нева, 1998. - 164с. - - ISBN 5-1457-6299-5.

35   Курганов, С.Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге. [Текст] / С.Ю.Курганов - М.: Просвещение, 1999. - 318 с. - ISBN 5-10116-205-2.

36   Кучма, В. Р., Брязгунов, И.П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей [Текст]/// Детская патопсихология: Хрестоматия. /Н.Л. Белопольская. - М.: «Когито-Центр», 2006. - 522 с. - ISBN 5-2472-2301-3.

37   Левченко, И.Ю., Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика. [Текст]/ И.Ю.Левченко - М.: Академия, 2005. - 280 с. - ISBN 5-00442-208-2.

38   Лекции по общей психологии [Текст] / А.Р. Лурия. -- СПб.: Питер, 2006. -- 320 с. - ISBN 5-94723-559-5.

39   Локалова, Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. [Текст] - М.: Ось-89, 2007.- 244с. - - ISBN 5-0322-1184-2.

40   Лукьянова, М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя [Текст] // Педагогика. - 2001. - №10. - С. 56-61. - ISSN 1818-571X.

41   Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]: Учеб. пособие/ А.Г. Маклаков -- СПб.: Питер, 2001. - 592с. - ISBN 5-272-00062-5.

42   Маркова, А.К. Виды отношений школьников к учению [Текст]/ А.К. Маркова // Советская педагогика. - 1984. №11. - С.12.

43   Маттес, Г. О роли психодиагностики в преодолении неуспеваемости школьников [Текст]/Г. Маттес // Вопросы психологии. - 1984. - №4. С.153.

44   Мудрик, А.В. Педагогам о психологии [Текст]/ А.В. Мудрик // Педагогика. - 1998. - №2. - С. 106-107. - ISSN 1818-571X.

45   Мурачковский, Н.И. Как предупредить неуспевавемость школьников. [Текст]/Н.И. Мурачковский - Мн.: Выш.шк., 1977. - 274с.

46   Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст]: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. - 10-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 608с. - ISBN 5-7695-2648-3.

47   Немов, Р.С. Психология [Текст]: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн./Р.С. Немов. -- 5-е изд. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - Кн. 1: Общие основы психологии. -- 688 с. - ISBN 5-691-00552-9. ISBN 5-691-00553-7(1).

48   Общая психология: Учебник [Текст]/ Под ред. Тугушева Р.X. и Гарбера Е.И. -- М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 592с. - ISВN 5-272-00062-5.

49   Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе. [Текст]/ Р.В.Овчарова - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 310 с. - ISВN 5-4376-04662-2.

50   Педагогическая психология // под ред. Раева А.И. - СПб.: из-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. - С.412. - ISВN 5-1074-4340-0.

51   Постников, П.Г. Профессиональное поведение учителя: психолого-педагогический анализ [Текст]// Педагогика. - 2004. - №5. - С. 61-66. - ISSN 1818-571X.

Информация о работе Психологические условия преодоления отставания в обучении школьника