Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 19:23, курсовая работа
Поэтому, целью данной работы является выяснение влияния конфликтов на педагогический коллектив.
Для достижения этой цели необходимо было решение следующих задач:
· Изучить теоретический материал по данной проблеме.
· Подобрать, соответствующие проблеме, методики.
· Определить выборку (респондентов), с помощью которых будет осуществляться практическая часть работы ( на ком будет проводиться исследование).
· Провести исследование.
· Обработать полученные результаты и сравнить их между собой.
· Сделать выводы.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Педагогический коллектив 3
1.1. Структура педагогического коллектива. 5
1.2. Директор и учитель. 8
1.3. Конфликты в педагогическом коллективе. 22
Глава 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 31
4.1. Цели, задачи, объект исследования. 31
4.2. Результаты и выводы. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
Список использованной литературы.
Опыт показывает, что наиболее частыми являются конфликты в сложных коллективах, включающих работников со специфическими, но тесно взаимосвязанными функциями, что порождает трудности в координации их действий и отношений как в сфере деловых, так и в сфере личных контактов. К числу таких коллективов относится и педагогический коллектив.
Исходя из сказанного, мы поставили в данной главе следующую задачу:
· Вскрыть основные факторы, влияющие на конфликтность в педагогическом коллективе.
Этой проблемой занимались и занимаются многие ученые.
Например, Вайсман получил результаты, согласно которым конфликтность зависит от величины коллектива и повышается, если эти размеры превышают оптимальные. Голубева пишет о том, что конфликтность между подчиненными и руководителями выше, когда последние не принимают непосредственного участия в основной, профессиональной деятельности руководимого им коллектива, а выполняют лишь администраторские функции.
Понятие «конфликт» тесно связано с понятием «совместимость». Совместимость является двухполюсным феноменом: степень ее меняется от полной совместимости членов группы до полной их несовместимости. Позитивный полюс обнаруживается в согласии, во взаимной удовлетворенности, негативный полюс чаще проявляется как конфликт. Согласие или конфликт могут быть не только следствием совместимости или несовместимости, но и их причиной: ситуационные проявления согласия способствуют повышению совместимости, возникновение же конфликтов - ее снижению. Конфликт представляет собой прежде всего такую форму выражения ситуационной несовместимости, которая носит характер межличностного столкновения, возникающим в результате совершения одним из субъектов неприемлемых для другой личности действий, вызывающих с ее стороны обиду, неприязнь, протест, нежелание общаться с данным субъектом.
Межличностный конфликт наиболее ярко проявляется в нарушении нормального общения или в полном его прекращении. Если же при этом общение имеет место, то оно носит часто деструктивный характер, способствует дальнейшему разобщению людей, усилению их несовместимости. Но единичный, не повторяющийся конфликт свидетельствует лишь о ситуативной несовместимости индивидов. Такого рода конфликты, получающие позитивное разрешение, могут привести к повышению совместимости в группе.[3]
Наиболее веским и типичным основанием конфликта служит нарушение одним из членов группы установленных норм трудового сотрудничества и общения. Поэтому чем яснее нормы сотрудничества (зафиксированные в официальных документах, в требованиях руководителей, в общественном мнении, обычаях и традициях), тем меньше условия для возникновения споров и конфликтов среди участников общей деятельности. При отсутствии четких норм такая деятельность становится неизбежно конфликтогенной. В целом повышение степени общности деятельности и усложнение взаимодействия ее участников ведут к усилению требований к уровню их совместимости. Когда взаимодействие становится очень сложным, видимо, возрастает вероятность возникновения неувязок и недоразумений. Последние могут быть исключены лишь при высокой степени совместимости членов группы. Но общая деятельность обладает свойством формировать и противоконфликтные механизмы: она способствует выработке единых норм и требований, умения согласовывать свои действия с действиями других. Видимо, при усложнении общей деятельности нередко наблюдается лишь временное повышение, степени повышения конфликтности членов группы. Отсюда следует, что конфликтность в определенных случаях может выступать как показатель процесса позитивного развития группы, становления единого группового мнения, единых требований в открытой борьбе.[5]
От понятия конфликт следует отличать понятие конфликтность. Под конфликтностью мы понимаем частоту (интенсивность) конфликтов, наблюдаемых у данной личности или в данной группе.
Исходя из сказанного можно заключить, что факторы, влияющие на конфликтность, в общем виде те же самые, что и факторы, определяющие совместимость и несовместимость людей.
Каковы же эти факторы? Можно выделить две основные группы факторов, влияющих на совместимость в коллективе, - объективные характеристики коллективной деятельности и психологические особенности его членов. Объективные характеристики деятельности выражаются прежде всего в ее содержании и способах организации.
В зависимости от сферы проявления психологические особенности работников, оказывающие воздействие на их конфликтность, можно разделить на функциональные и нравственно-коммуникативные. Первые из них отражают требования в профессиональной деятельности, вторые - в межличностном общении.[2]
Нравственно-коммуникативные факторы должны оказывать наибольшее влияние на конфликтность на внутригрупповом уровне:
Педагоги работают относительно независимо друг от друга и в то же время тесно между собой связаны в плане межличностного общения. Что касается функциональных факторов, то они, видимо, играют решающую роль в возникновении конфликтов между руководителями и подчиненными.
Причины конфликтов:
· Нарушение одним из членов коллектива трудового сотрудничества.
· Большинство конфликтов связано с нарушением норм делового взаимодействия, т.е. обусловлены функциональными причинами: недобросовестность, недисциплинированность.
· Если нормы сотрудничества четко зафиксированы, то меньше условий для его возникновения.[5]
Возможность возникновения конфликтов снижается, когда руководитель умеет правильно воспринимать критику. Также снижается при простоте и скромности общения руководителя с подчиненными, умении убеждать людей, советоваться с подчиненными, прислушиваться к их мнению; при обоснованности требований, предъявляемых руководителем подчиненным, ясности и последовательности, умении руководителем организовать трудовую деятельность подчиненных.
Для предупреждения внутригруппового межличностного конфликта среди учителей необходимо:
· Умение учитывать интересы друг друга.
· Воспринимать критику своих коллег.
· Проявлять вежливость, тактичность, уважение по отношению друг к другу.
· Дисциплинированность в работе.[8]
Для снижения конфликтности с подчиненными руководителю необходимо:
1. Объективно оценивать труд своих подчиненных.
2. Проявлять заботу, по отношению к ним.
3. Не злоупотреблять официальной властью.
4. Эффективно использовать метод убеждения.
5. Совершенствовать стиль своей организации.[7]
Эмоциональное благополучие в коллективе определяется стилем руководства данным коллективом со стороны администрации.
Способы решения конфликтов:
1. Прежде чем реагировать на действие другого лица необходимо выяснить: почему данный человек поступил так, а не иначе.
2. Побудить участников конфликта на установление прямого контакта друг с другом, на открытое обсуждение конфликтной ситуации.
3. Создать условия для работы конфликтующим людям, чтобы они длительное время не контактировали друг с другом.
4. Информировать всех учителей при распределении премий, надбавок к заработной плате ( социальная справедливость и гласность ).
5. Руководители должны совершенствовать стиль организационной работы с подчиненными.
6. Не злоупотреблять официальной властью.
7. Предупреждать и устранять межличностные конфликты. [2]
Директоры идут на конфликт со своими завучами чаще всего:
1. Из-за расхождения в оценке деятельности учителей, когда им кажется, что завуч необъективно относится к учителям, незаслуженно хвалит одних и намеренно критикуют других.
2. Противопоставление завучем своей позиции мнению директора.
3. Превышение заместителем своих полномочий.
4. Недостаток исполнительности.
5. Тактичность и требовательность к учителям.
6. Директоры более болезненно реагируют, когда завучи публично выражают свое несогласие с той оценкой, которую они дают деятельности членов коллектива.
7. Завучи чаще всего вступают в конфликт с директором из-за его бестактности проявленной при учителях и не желанием поддержать их требования и решения.
8. Иногда взаимоотношения директоров и завучей усложняются из-за семейственности в работе: например - когда жена-директор начинает руководить мужем-завучем.[4]
Глава 4. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
4.1. Цели, задачи, объект исследования.
Моя исследовательская работа направлена на выявление взаимосвязи психологического климата и конфликтов в педагогическом коллективе.
Под психологическим климатом мы понимаем относительно устойчивые психологические состояния учительского коллектива, значимые для деятельности его членов. Климат может быть благоприятным и неблагоприятным, хорошо или плохо влиять на самочувствие человека. Значит, говоря о климате, имеют экологическую характеристику психологии коллектива, составляющую условия жизнедеятельности личности.
Конечно, понятие «климат» очень емкое. Оно охватывает не только психологию коллектива, но и все другие условия, влияющие на состояния человека, в то числе и особенности организации труда, материально вещественные условия и т.д. Например, творческий климат - это вся совокупность факторов внутришкольной ситуации, влияющих на профессионально – творческое самочувствие учителя, на его профессиональный рост. Среди них важное место занимают психологические составляющие: настроение людей, их взаимоотношения, сплоченность. Они и образуют основу психологического климата.
Исходя из всего выше сказанного можно утверждать, что психологический климат коллектива является неотъемлемой частью конфликтных ситуаций. Он играет важнейшую роль в его дальнейшем развитии и разрешении. Ведь, если в педагогическом коллективе благоприятный психологический климат, то и конфликт, с большей вероятностью, разрешится в положительную сторону, а если неблагоприятный, то в отрицательную.
Основная цель исследования - как было сказано ранее, влияние конфликтов на педагогический коллектив.
В ходе работы были поставлены следующие задачи:
· Провести исследование на выявление психологического климата в педагогическом коллективе.
· Провести методики.
· Определить конфликтный данный коллектив или нет.
Объектом исследования является педагогический коллектив, представленный учителями в возрасте от 25 до 45.
Выборка составляет 25 человек. Из них 20 – женщины и 5 – мужчины.
При выполнении эмпирического исследования применяли следующую методику:
Методика изучения отношения воспитателей и учителей к коллегам.
Исследование отношений и общения в системе "педагог - коллеги" осуществлялось с помощью методики Фидлера.
Психологическая атмосфера в коллективе оценивалась нами с помощью шкалы-опросника, предложенной Ф.Фидлером. Педагогам давалась следующая инструкция: "Ниже приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в любой группе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре Вы поместите знак "X", тем более выражен этот признак в Вашем педагогическом коллективе.
1. Дружелюбие :_:_:_:_:_:_:_:_: Враждебность
2. Согласие : :_:_:_:_:_:_:_:_ Несогласие
3. Удовлетворенность :_: :_:_:_:_:_:_: Неудовлетворенность
4. Увлеченность :_:_:_:_:_:_:_:_: Равнодушие
5. Продуктивность :_:_:_:_:_:_:_:_: Непродуктивность
6. Теплота :_:_:_:_:_:_:_:_: Холодность
7. Сотрудничество :_:_:_:_:_:_:_:_: Отсутствие сотрудничества
8. Взаимная поддержка :_:_:_:_:_:_:_:_: Недоброжелательность
9. Занимательность :_:_:_:_:_:_:_:_: Скука
10. Успешность :_:_:_:_:_:_:_:_: Неуспешность
Все педагоги, принимавшие участие в исследовании, были отнесены к двум уровням оценки социально-психологического климата. Воспитатели и учителя первого уровня оценивают психологический климат в коллективе как благоприятный (итоговый показатель находится в диапазоне от 10 до 35 баллов), а педагоги, отнесенные ко второму уровню, как неблагоприятный (итоговый показатель в диапазоне от 36 до 80 баллов).
Представления о сплоченности коллектива дают возможность понять, в какой мере ценности его членов, их устремления и представления о путях достижения общих целей и конкретных задач совпадают. Это в известной мере ответ на вопрос о том, насколько привлекателен коллектив для каждого из педагогов. Чаще всего сплоченность связывают с характером (благоприятностью) межличностных отношений, отсутствием изолированных, отвергнутых членов группы. Это один из важнейших факторов, влияющих на их отдачу и их самочувствие в коллективе, удовлетворенность своими контактами с товарищами и руководством.
4.2. Результаты и выводы проведенного исследования.
Психологический климат в педагогическом коллективе, на котором проводилось данное исследование, исходя из полученных данных, можно трактовать как неблагоприятный, так как средний показатель по методике составляет 50 баллов. Следовательно, в этом педагогическом коллективе в большей степени присутствуют отрицательные качества такие как враждебность, несогласие, неудовлетворенность, равнодушие, непродуктивность, холодность, отсутствие сотрудничества, недоброжелательность, скука, недоброжелательность.
Вывод :
Исходя из проделанной работы и полученных в результате исследования данных можно утверждать, что в данном педагогическом коллективе сложилась довольно сложная ситуация. Здесь ценности его членов, их устремления и представления о путях достижения общих целей и конкретных задач не совпадают. Вследствие чего возникают деструктивные конфликты, то есть конфликты, приводящие к распаду сплоченности коллектива, к межличностной вражде, что естественно будет сказываться на их профессиональной деятельности.
Для улучшения ситуации в этом коллективе просто необходимо вмешательство профессионала. Также необходимо срочное вмешательство директора данного учебного учреждения (в теоретической части мы уже рассматривали, как директор может повлиять на подобную ситуацию).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа посвящена конфликтам в педагогических коллективах. Эта проблема на сегодняшний день является одной из самых основных в современной системе образования. Но в тоже время и малоразработанной. Спрашивается: « ПОЧЕМУ?…». Ведь от благоприятного психологического климата зависит и благоприятное разрешение конфликта, от чего, в свою очередь, зависит качество обучения НАШИХ детей.
К сожалению, в настоящее время эти проблемы осознаются еще далеко не всеми. Так, по данным одного из исследований, только 2,5% директоров школ пытаются овладеть идеями педагогики сотрудничества, только 2,3% из них интересуются вопросами самоуправления. А ведь директор играет самую важную роль в сплоченности педагогического коллектива…
Также малоразработанной является проблема адаптации молодых специалистов в педагогическом коллективе. Ведь молодым педагогам просто необходимо знать как вести себя в новом коллективе, так как и члены нового коллектива будут настороженно относится к «новичку».
Я надеюсь, что в ближайшем будущем эта проблема получит широчайший разбор, так как не зная как поступить в конфликтной ситуации можно совершить непоправимые ошибки.
ЛИТЕРАТУРА
1. О.В. Аллахвердова, В.И. Викторов, М.В. Иванов, Е.Н. Иванов, А.С. Кармин, А.В. Липницкий- «Конфликтология» Санкт- Петербург 2000г.
Информация о работе Психологический климат в педагогическом коллективе и пути его создания