ДОКЛАД
«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ УЧИТЕЛЯ»
1. Учитель – основной
организатор учебно-воспитательного
процесса в школе. То, с каким
уровнем общеобразовательной и
трудовой подготовки и развития
активного самостоятельного творческого
мышления, с каким уровнем социальной
активности и нравственности
завершат молодые люди свое
образование в школе, во многом
зависит от учителя, его профессиональных
и гражданских качеств.
Обучение и воспитание молодого поколения
– сложный и многогранный процесс, требующий
не только специальной организации и определенных
умений и навыков, но и наличие у учителя
ряда психических особенностей, относящихся
к категории педагогических особенностей.
Основным стержнем педагогических способностей
учителя является расположенность к детям,
совершенно необходимая предпосылка для
успешной учебно-воспитательной работы.
Расположенность к детям – единственная
педагогическая способность, отсутствие
которой у учителя ничем компенсировать
нельзя. Маскировать ее отсутствие, «притворяться»,
как выражаются порой сами учителя, не
удается. Учащиеся очень наблюдательны
и тонко чувствуют, искренне любит их учитель,
любит свое дело, или лишь выполняет тягостную
для него обязанность.
2. Под расположенностью
к детям понимается сердечная
привязанность к ним, желание, стремление
( и даже жизненная потребность) с ними
работать. Расположенность учителя к школьникам
выражается в чувстве глубокого удовлетворения
от педагогического общения с ними, от
возможности проникнуть в своеобразный
детский мир, влиять на формирование детской
психики; во внимательном, доброжелательном
и чутком отношении к ним, не перерастающим,
однако, в мягкотелость, уступчивость,
безответственную снисходительность
и сентиментальность, в искренности и
простоте обращения с детьми.
Педагогическая практика показывает,
что в одних и тех же условиях, при одинаковой
профессиональной подготовке одни учителя
весьма успешно осуществляют свою деятельность,
у других же, несмотря на большое старание,
качество работы гораздо ниже. Дело в том,
что педагогическая деятельность предъявляет
учителю ряд специфических требований
к его психике. Эти требования относятся
как к умственной (восприятию, памяти,
вниманию, мышлению, воображению), так
и к эмоционально-волевой сфере, особенностям
темперамента и характера. Если у человека
сформированы психологические особенности,
отвечающие указанным требованиям, то
это и означает, что он обладает способностями
к педагогической деятельности, т.е. к
воспитанию и обучению молодого поколения.
Эти психологические особенности тесно
связаны друг с другом, влияют друг на
друга и образуют единое целое. Поскольку
это целостное образование отвечает требованиям,
которые предъявляет человеку педагогическая
деятельность, и определяет ее успешность,
оно относится к категории педагогических
способностей. Педагогические способности,
поскольку они соответствуют требованиям
педагогической деятельности, и, в основном,
формируются в ней, являются своеобразной
«проекцией» педагогической деятельности
на личность.
Различают общие и специальные педагогические
способности.
Общие необходимы все учителям, независимо
от преподаваемого предмета. Но, кроме
этого, учителям необходимы еще и специальные
способности, определяемые спецификой
преподаваемого предмета. И в этом смысле,
способности, скажем, учителя математики
отличаются от способностей учителя истории
или биологии. Ясно, что каждому учителю
необходимы и общие и специальные педагогические
способности.
3. Очень важной способностью
является способность доходчиво
объяснять детям учебный материал.
Умение объяснять необходимо
учителю не только в процессе
информационно-сообщающего объяснительно-иллюстративного
изложения, но и для развития
у школьников активного, самостоятельного,
творческого мышления. Учитель, как
опытный дирижер, должен руководить
самостоятельной деятельностью
учащихся, будить их творческую
мысль, подводить к самостоятельному
решению поставленных им проблем.
В процессе проблемного обучения
необходимо сформулировать проблему
четко и ясно, так, чтобы ее
суть была понятна учащимся. В
процессе решения проблемы учитель
должен быть готовым оказать
помощь учащимся в преодолении
затруднений. Хороший учитель использует
различные возможности для активизации
учащихся. Для него чужды рутина,
шаблон. Он всегда стремится внести в свою
работу новое, оригинальное, используя
опыт работы лучших учителей-новаторов,
заимствуя у них все ценное, но никогда
не копируя их слепо и бездумно. Хороший
опыт передовой учитель всегда перерабатывает
применительно к своим условиям. Своим
психологическим особенностям, понимая,
что у него иной класс, другие ученики,
и сам он – другой человек.
4. Экспрессивно-речевые способности.
Осуществляя свою учебно-воспитательную
работу, учитель находится в постоянном
речевом общении с учащимися. И от того,
как он способен осуществлять эту функцию,
каковы особенности его речи, в немалой
степени зависит успех его деятельности.
Под экспрессивно-речевыми способностями
подразумеваются как внутренние (содержательные),
так и внешние особенности речи, сопровождаемые
внешними выразительными (экспрессивными)
средствами – мимикой и пантомимикой.
Речь учителя, помимо эмоциональной выразительности,
должна быть задушевной, проникновенной,
создающей атмосферу искренности и доверия
в общении с учениками. Т.о., речь учителя
представляет собой своеобразную совокупность
трех знаковых средств лингвистической
(собственно речь, язык), паралингвистической
(выразительная интонация, правильная
расстановка акцентов, умелое использование
пауз) и кинетической (мимика, пантомимика
– поза, жестикуляция). Речь учителя должна
быть направлена на учащихся. Излагает
ли учитель программный материал, анализирует
ли ответ школьника, высказывает ли одобрение,
или порицание ученику – речь его отличается
внутренней силой, глубокой убежденностью.
Речь учителя должна быть живой, образной,
интонационно окрашенной, с четкой дикцией,
отличаться отсутствием стилистических,
грамматических и фонетических погрешностей.
Очень важна для учителя способность говорить
экспромтом. В основе такой способности
лежат такие элементарные способности,
как вербальная память, богатство словесных
ассоциаций, свободный отбор языковых
средств, словарного запаса.
5. Академические способности.
Под академическими способностями подразумевается
потребность учителя в постоянном углублении
и расширении своих знаний и способность
удовлетворить эту потребность.
Прежде всего, это касается знаний в области
преподаваемого предмета, методической
литературы, знакомства с опытом лучших
учителей-новаторов. Кроме того, учитель
обязан постоянно расширять свой умственный
кругозор, интеллектуальные интересы.
При обучении в современных условиях,
когда стремительно нарастает поток информации,
школьники требуют от учителя не только
знаний, значительно превосходящих по
объему учебник, но и развития общих познавательных
интересов, широкой эрудиции, разносторонних
знаний в смежных областях науки.
Т.о., академические способности предполагают:
1. глубокое и свободное владение материалом
учебного предмета, знакомство с новыми
исследованиями в этой науке;
2. широкую образованность, эрудицию в
смежных областях науки.
Это предполагает весьма основательную
подготовку к каждому уроку с привлечением
дополнительных материалов, раздвигающих
рамки учебника.
Распределение внимания.
Важной педагогической способностью является
способность распределять внимание одновременно
между двумя или несколькими видами деятельности.
Разумеется, для учителя важны все свойства
внимания. В учительской деятельности
необходимо гармонично сочетать активную
деловую сосредоточенность, устойчивость
внимания с развитой распределенностью
внимания, выражающейся в быстром и деловом
реагировании на все, происходящее в классе.
Но способность распределять внимание
одновременно между несколькими видами
деятельности имеет особое значение для
работы учителя.
Опытный учитель внимательно следит за
формой и содержанием излагаемого им материала,
и в то же время держит в поле внимания
всех учащихся, реагирует на признаки
утомления, невнимательности, непонимания,
случаи нарушения дисциплины и, наконец,
следит за собственным поведением (позой,
мимикой, жестами, походкой и т.д.)
6. Коммуникативные способности.
Осуществляя учебно-воспитательный процесс,
учитель находится в постоянном общении
с учащимися, во взаимодействии с ними.
Успех такого педагогического взаимоотношения
во многом зависит от коммуникативных
способностей учителя.
Коммуникативная способность учителя
к педагогическому общению определяется
его способностью устанавливать, формировать
у себя педагогически целесообразную
позицию в отношении школьников, которая
определяет стиль и тон его взаимоотношений
с учащимися. При этом, разумеется, учитель
опирается на знания возрастных и индивидуальных
психологических особенностей учащихся.
Учитель должен воздерживаться от двух
крайностей, двух полярных форм общения,
весьма распространенных в общении учителей
с учащимися на данном этапе развития
нашей школы. Первая из них основывается
на позиции своеобразного «противостояния»
учителя и учащихся («мы» - учителя и «они»
- школьники). Это позиция, основанная на
«авторитете положения» характеризуется
снисходительно-отчужденным отношением
к школьникам, постоянным подчеркиванием
разницы положений, стремлением постоянно
держать учеников «на дистанции». Стиль
и тон отношения к ученикам – холодный,
высокомерный, «императивно-требовательный»,
имеет место постоянное подчеркивание
своего положения превосходства.
Другая позиция основана на «размывании»
граней между учителем и учениками, на
установлении псевдодружеских, даже фамильярных
отношений.
Отношения с учениками должны строиться
на сотрудничестве и взаимоуважении. Учитель
должен общаться с детьми, быть для них
близким человеком, не теряя при этом авторитета
старшего, основываться на таких чертах
личности, как скромность, в сочетании
с чувством собственного достоинства.
7. Организаторские способности.
Организаторские способности учителя
проявляются в двух видах. Во-первых, в
способности организовать ученический
коллектив, и во-вторых, в способности
организовать самого себя, как субъекта
педагогической деятельности.
Учитель – прежде всего, организатор детского
коллектива. Он должен организовать коллектив
учащихся, сплотить его, воодушевить на
решение важных задач, имеющих общественную
значимость, наладить отношения дружбы
и товарищеской взаимопомощи. Дает ли
учитель урок, ведет ли факультатив, устраивает
ли экскурсию, турпоход, дискотеку – он
всегда выступает в роли организатора.
Чем старше дети, тем больше предоставляет
он им инициативы и самостоятельности.
Умелый, тактичный, не навязчивый и не
мелочный контроль за детьми обеспечивает
порядок и дисциплину в классе и школе.
Особенно важны организаторские способности
учителю начальных классов, посколько
ему надлежит из разнородной и разрозненной
массы учеников, пришедших в школу, часто
ничем не связанных между собой, создать
коллектив, объединенный общими целями
и задачами.
8. Перцептивные способности.
Перцептивные способности – это способности
учителя воспринимать ученика, и не только
его внешние особенности, а главным образом,
его внутренний мир. Это своеобразная
проницательность, связанная с тонким
пониманием личности ученика и его временных
психических состояний. Способный педагог
по незначительным признакам, по едва
заметным внешним проявлениям, улавливает
малейшие изменения во внутреннем состоянии
ученика, и правильно понимает, что означают
эти изменения.
Учитель, обладающий перцептивными способностями,
легко отличает подлинную внимательность
ученика на уроке от так называемой «симуляции
внимания». Учителю не следует ориентироваться
лишь на внешние проявления прилежания,
а необходимо добиваться подлинного внимания,
связанного с активным восприятием в процессе
деятельности. По целому ряду признаков
(«поймал» отсутствующий взгляд, кто-то
недоуменно развел руками, досадливо пожал
плечами, или, наоборот, одобрительно кивнул
головой, удовлетворенная мимика и т.д.)
учитель должен составить верное представление
о том, как различные ученики усваивают
новое содержание, понимают ли объяснения,
и перестроиться, в случае необходимости.
9. Педагогический такт.
Педагогический такт – это чувство меры
в поведении и обращении учителя с учащимися,
способность находить наиболее педагогически
целесообразные меры воздействия на учащихся,
принимая во внимание их возрастные и
индивидуальные особенности, их психические
состояния в данный момент, а так же конкретную
ситуацию. Такт выражается в умелом сочетании
уважения к личному достоинству учеников
и разумной требовательности к ним, доверия
и систематического контроля, проверки,
в правильном применении одобрения, поощрения
и осуждения. Педагогический такт выражается
в способности установить деловой и психологический
контакт с учащимися, в чуткости и эмпатии,
в способности чувствовать боль другого
человека, придти ему на помощь, и сделать
это так, чтобы не задеть, не унизить, не
обидеть его болезненного (порой) самолюбия.
Учитель способен при этом проявлять гибкость
в своем поведении в отношениях с детьми,
в применении средств воздействия, в зависимости
от изменения условий, изменении ситуации,
или психического состояния ученика. Необходимость
чувства меры очень удачно выразил еще
К.Д. Ушинский: «В школе должна царить серьезность,
допускающая шутку, но не превращающая
всего дела в шутку, ласковость без приторности,
справедливость без придирчивости, доброта
без слабости, порядок без педантизма…».
10. Педагогическое воображение.
Педагогическим воображением называют
способность учителя предвидеть (вообразить)
с достаточной степенью вероятности последствия
своих действий в отношении ученика. Это
очень важная способность. Она основывается
на глубоком понимании психологии учащихся,
их возрастных и индивидуальных особенностей,
но однако, этого мало. Нужно еще именно
педагогическое воображение, как способность
«заглянуть вперед», предвидеть то, что
еще не случилось.
Эти, своего рода, прогностические способности
должны быть направлены не только на проектирование
стратегии собственных воспитательных
воздействий, но и на определение общей
системы воспитательных мероприятий в
отношении конкретного ученика в сотрудничестве
со всем педагогическим коллективом. Особенно
это важно в тех случаях, когда перцептивные
способности учителя позволяют ему уловить
нежелательные тенденции в развитии ученика,
обнаружить в самом начале первые признаки
неблагополучия в его деятельности и поведении.
С педагогическим воображением связана
и педагогическая находчивость учителя
– способность быстро оценить ситуацию,
сориентироваться в обстановке и выбрать
наиболее правильную и педагогически
целесообразную линию поведения. Основывается
она на правильном предвидении и оценке
последствий собственных действий.
Выдержка и самообладание.
Это волевое качество самообладания особенно
важно в профессии учителя. Нужно воспитывать
в себе способность всегда, в любой обстановке,
в непредвиденной ситуации, владеть собой,
управлять своими чувствами, темпераментом,
не терять даже на короткое время контроля
над своим поведением. Можно искренне
радоваться вместе с учениками, можно
и должно показать свой гнев и возмущение.
Но, искренне выражая свой гнев и возмущение,
учитель ни в коем случае не должен терять
над собой контроль, не переходить на крикливо-злой,
грубый и оскорбительный тон. Самообладание
и выдержка не должны перейти у учителя
в безразличие и равнодушие.
11. Темперамент учителя.
Говоря о темпераменте, следует отметить,
что тип нервной системы является устойчивым
образованием и произвольно и быстро изменить
его нельзя, да и нет надобности. Но в каком-то
смысле, им можно управлять, в частности
– сдерживать отрицательные проявления.
Учителем может быть представитель любого
типа нервной системы, если он сумеет в
полной мере использовать положительные
стороны своего типа, и преодолевать
отрицательные. Например, представитель
сильного, неуравновешенного, с преобладанием
возбуждения типа ВНД должен опираться
на такие свои положительные стороны,
как страстность, активность, энтузиазм.
Представитель слабого типа ВНД должен
использовать такие положительные черты,
как мягкость, отзывчивость, тактичность,
и преодолевать такие, как податливость,
внушаемость, нерешительность, излишняя
впечатлительность, душевная ранимость,
тревожность и мнительность.
ВЫВОДЫ:
Совершенно необходимым для
учителя является наличие активного положительного
отношения к педагогической деятельности,
склонность заниматься ею, соответствующее
желание, стремление, переходящее на высоком
уровне развития в жизненную потребность.
Равнодушный, безразличный к своей профессии
учитель, никогда не поднимется выше уровня
«учителя-ремесленника», учителя – «бездушного
формалиста». |