Психология темперамента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 20:28, контрольная работа

Описание работы

Вопрос о темпераментах в науке достаточно запутан. Существует много подходов к их классификации, среди них наиболее известны: гуморальная (Гиппократ-Гален), конституциональная (Кречмер, Шелдон), по типу нервной системы (Павлов, Айзенк и др.), хотя, как правило, все они подчинены некой общей цели, способствующей пониманию индивидуальности человека и определению его возможностей и склонностей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Типы темпераментов.
Понятие о темпераменте………………………………………………………4
Характеристики основных классических типов темперамента…………….6
Свойство темпераментов.
Темперамент и основные свойства нервной системы человека…………...9
Отражение свойства темперамента в деятельности………………………..11
Темперамент и личность.
Темперамент как основа для формирования впечатлительности, импульсивности и тревожности………………………………………………13
Заключение…………………………………………………………………..…17
Список использованной литературы……………………………………..…..19

Файлы: 1 файл

гот.кр попедагогике.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО Кемеровский Технологический Институт Пищевой Промышленности

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине: Психология.

На тему №10: Психология темперамента.                                                     

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент Гр. МТз-211 

  Лихоманенко И.А.

шифр 115327

 

 

 

 

 

 

                                            

 

Кемерово,2014

Содержание.

 

 

Введение………………………………………………………………………..3

Типы темпераментов.

Понятие о темпераменте………………………………………………………4

Характеристики основных классических типов темперамента…………….6

Свойство темпераментов.

Темперамент и основные свойства нервной системы человека…………...9

Отражение свойства темперамента в деятельности………………………..11

Темперамент и личность.

Темперамент как основа для формирования впечатлительности, импульсивности и тревожности………………………………………………13

Заключение…………………………………………………………………..…17

Список использованной литературы……………………………………..…..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

     Вопрос о темпераментах в науке достаточно запутан. Существует много подходов к их классификации, среди них наиболее известны: гуморальная (Гиппократ-Гален), конституциональная (Кречмер, Шелдон), по типу нервной системы (Павлов, Айзенк и др.), хотя, как правило, все они подчинены некой общей цели, способствующей пониманию индивидуальности человека и определению его возможностей и склонностей. 
      Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента. Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Они не только заметны во внешней манере поведения, но словно пронизывают все стороны психики, существенно проявляясь в познавательной деятельности, сфере чувств, побуждения и действиях человека, а также в характере умственной работы, особенностях речи и т. п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Типы темпераментов.

Понятие о темпераменте.

 

Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д.  

    Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями). 

Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент: 
1.Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно.  
      Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой - большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.  
2. Двигательная, или моторная, активность показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости ).  
3. Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их). Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристики основных классических типов темперамента

Сангвинический темперамент.  
         Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость.  
         У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение.  
Флегматический темперамент.  
         Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого - уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. У человека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.  
Холерический темперамент.   
           Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности.

   Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.  
Меланхолический темперамент.   
           У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям.  
         Можно считать уже твердо установленным, что тип темперамента у человека врожденный, а от каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не выяснено. Следует также помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов.

"Чистые" темпераменты встречаются  относительно редко.

 

 

 

Свойство темпераментов.

Темперамент и основные свойства нервной системы человека.

       Каждый человек рождается с определенным набором биологических особенностей его личности, проявляющихся в темпераменте. Значительные различия в поведении людей, обусловленные свойствами их темпераментов есть даже у кровных братьев и сестер, у близнецов, живущих бок о бок.     Темпераменты различаются у сиамских близнецов Маши и Даши, у всех детей получивших одинаковое воспитание, имеющих одинаковое мировоззрение, близкие идеалы, убеждения и моральные устои.

         Темперамент -- это понятие психологическое, а тип нервной системы -- физиологическое.

            Темперамент -- проявление типа нервной системы в деятельности человека, индивидуально-психологические особенности личности, в которых проявляется подвижность его нервных процессов, сила, уравновешенность.

          В нервных центрах коры человеческого мозга протекают в сложном взаимодействии два противоположных активных процесса: возбуждение и торможение. Возбуждение одних участков мозга вызывает торможение других, этим можно объяснить, почему человек, увлеченный чем-то, перестает воспринимать окружающее. Так, например, переключение внимания связано с переходом возбуждения с одних участков мозга на другие и соответственно торможением покинутых участков мозга.

              Возбуждение и торможение могут уравновешиваться или преобладать друг над другом, могут протекать с различной силой, переходить из центра в центр и сменять друг друга в одних и тех же центрах, т.е. обладать определенной подвижностью.

             Тип нервной системы определяется именно сочетаемостью силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения.

           Следует иметь в виду, что темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т. п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности. Характер же неразрывно связан с содержательной стороной личности.

          Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения, в силу чего одни и те же исходные свойства могут привести к различным свойствам характера в зависимости от условий жизни и деятельности. Так, при соответствующем воспитании и условиях жизни у человека с нервной системой слабого типа может образоваться сильный характер, и, наоборот, черты слабохарактерности могут развиться при «тепличном», изнеживающем воспитании у человека с сильной нервной системой. Во всех своих проявлениях темперамент опосредствован и обусловлен всеми реальными условиями и конкретным содержанием жизни человека. Например, отсутствие выдержки и самообладания в поведении человека не обязательно говорит о холерическом темпераменте. Оно может быть недостатком. Непосредственно темперамент проявляется в том, что у одного человека легче, у другого труднее вырабатываются необходимые реакции поведения, что для одного человека нужны одни приемы выработки тех или иных психических качеств, для другого - другие.

Бесспорно, что при любом темпераменте можно развить все общественно ценные свойства личности. Однако конкретные приемы развития этих свойств существенно зависят от темперамента. Поэтому темперамент -- важное условие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему развитию умственных и физических способностей.

 

 

 

 

 

Отражение свойства темперамента в деятельности.

 

         Динамические черты личности  человека  выступают  не  только  во  внешней манере поведения, не только в движениях - они  проявляются  и  в  умственной сфере,  в  сфере  побуждения,  в   общей   работоспособности.   Естественно, особенности  темперамента  сказываются  в  учебных  занятиях  и  в  трудовой деятельности. Но главное заключается в том, что различия по темпераментам  - это  различия  не  по  уровню  возможности  психики,  а  по  своеобразию  ее проявлений.

        Установлено  отсутствие  зависимости  между  уровнем   достижений,   т.е. конечным  результатом  действий,   и    особенностями   темперамента,   если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как  нормальные.

          Таким образом, независимо от степени подвижности или  реактивности  индивида в  нормальной, не стрессовой ситуации  результаты  деятельности  в  принципе будут одинаковыми,  поскольку  уровень  достижений  будет  зависеть  главным образом  от  других  факторов,  в  особенности   от   уровня   мотивации   и способностей.   Вместе   с    тем    исследования,    устанавливающие    эту закономерность, показывают, что в  зависимости  от  темперамента  изменяется способ осуществления самой деятельности.

  В зависимости от особенностей  темперамента люди различаются  не  конечным результатом действий, а способом  достижения результатов.   Были  проведены исследования  с  целью  установить  зависимость  между  способом  выполнения действий и особенностями темперамента. В этих  исследованиях  рассматривался индивидуальный стиль деятельности как  путь  к  достижению  результатов  или способ решения определенной  задачи,  обусловленной  главным  образом  типом нервной системы. Результаты исследований подавляющего  большинства  авторов, независимо от особенностей исследуемых групп и  экспериментальных  ситуаций, в  которых  изучался  типичный  для  данных  индивидов   способ   выполнения действий,  показывают,  что  именно   тип   нервных   процессов,   оказывает существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности.

         Перед  сангвиником  следует  непрерывно  ставить  новые,  по  возможности интересные  задачи,  требующие  от  него  сосредоточенности  и   напряжения.  Необходимо постоянно включать его  активную  деятельность  и  систематически поощрять его усилия.

         Флегматика нужно вовлечь в активную  деятельность  и  заинтересовать.  Он требует к себе систематического внимания. Его  нельзя  переключать  с  одной задачи на другую.

        В отношении меланхолика недопустимы  не  только  резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония.  Он требует особого  внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные  успехи,  решительность  и  волю. Отрицательную оценку следует использовать как  можно   осторожнее,  всячески смягчая ее негативное действие.

Информация о работе Психология темперамента