Психолого-педагогическая экспертиза предметно-игровой среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 11:23, реферат

Описание работы

Предметно-игровая среда является частью развивающей предметной среды. В ДОУ создаются условия для игровой деятельности на участке, в групповой комнате, в компьютерно-игровом комплексе или других функциональных помещениях, предназначенных для игр детей (театральная студия, творческая мастерская, комната развивающих игр). Организация пространства должна предоставить возможность для многовариантных игр.

Файлы: 1 файл

3663 Игра Вариант 4.docx

— 16.66 Кб (Скачать файл)

1. Психолого-педагогическая экспертиза предметно-игровой среды

Изобилие игрушек и их новизна обостряют вопросы психолого-педагогической и социальной экспертизы игрушек, а также научно-методического сопровождения игровой продукции.

Несмотря на то, что появление игрушки имеет свою длительную историю, вопрос о влиянии игрушки на психику ребенка становится предметом специального изучения лишь в конце 19 – начале 20 века. Именно в это время в российской и зарубежной науке появились работы, описывающие влияние игрушки и предметов, заменяющих ее (предметов-заместителей) на психическое развитие ребенка в разные годы его жизни. При выборе игрушек важно учитывать не только их красоту и санитарно-гигиенические свойства, но и возможный психологический эффект для развития ребенка.

Хотя необходимость психолого-педагогической экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей возникла давно, до последнего времени полнее, подробнее были оформлены принципы и критерии оценки игрушек по санитарно-гигиеническому свойству. Это Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН», Приказ №325 от 15.08.2001 «О Санитарно-эпидемиологической экспертизе продукции», «Гигиенические требования к условиям обучения в дошкольных учреждениях» и другие нормативно-правовые документы, имеющие санитарно-гигиеническую, медицинскую направленность.

В течение последних лет были предприняты попытки создания единой комплексной системы по оценке психолого-педагогической безопасности игровых пособий. Рассмотрим следующие материалы.

1. В Федеральном законе «Об образовании» указывается: «образовательное учреждение обязано создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников».

2. «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» В главе I пункте 1 указывалось: «настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных учреждений всех видов». В пункте 5: «Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей».

3. В «Концепции дошкольного воспитания» 1989 года, созданной группой авторов (Е.В. Бодрова, В.В. Давыдов, В.А. Петровский, Р.Б. Стеркина) указывалось что «исключительное значение в педагогическом процессе придается игре, которая позволяет ребенку проявить собственную активность, наиболее, полно реализовать себя и становится основной формой организации детской жизни». Необходимым условием для сохранения физического и психического здоровья детей является «организация предметной среды в детском саду. Она должна быть подчинена цели психологического благополучия ребенка».

4. В книге «Педагогические требования к игрушкам» (С.Л. Новоселова, Г.Г. Локуциевская, Е.В. Зворыгина, Н.А. Реуцкая) осуществлялся развивающий подход к подбору игрушек. Давались рекомендации по создания предметно-развивающей среды в образовательных учреждениях. Отмечалась необходимость учета психологами, педагогами и дизайнерами особенностей развивающейся деятельности ребенка при проектировании предметно-развивающей среды детского учреждения. Каждый ее компонент должен отвечать принципу функционального комфорта и основным положениям эргономики развития детской деятельности.

5. В пособии для воспитателей и заведующих «Материалы и оборудование для детского сада» (под редакцией Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой), рассматриваются психолого-педагогические основания подбора материалов и оборудования для детских садов; предлагаются примерные перечни материалов и оборудования по основным видам деятельности дошкольников для всех возрастных групп (от 2 до 7 лет). Наряду с традиционными признаками вводится классификация по направленности и результату развивающего действия игрушки. Такой классификатор соотносится с 4-ым основным критерием психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек: «Возможность полифункционального использования игрушки для развития способностей ребёнка (творчество, умственное, физическое и духовное развитие)».

6. В пособии «Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду» (принципы, построение, советы, рекомендации, составитель Н.В. Нищева) предлагается при построении развивающей среды учитывать личностные характеристики  ребенка, психического развития дошкольников, показатели здоровья, психофизического  и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально- потребностной сферы.  При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников.

7. В 2000 г. группа сотрудников ГосНИИ семьи и воспитания РАО и Минтруда РФ (руководитель В.М. Григорьев) разработала «Методические рекомендации по организации психолого-педагогической экспертизы детской игрушки». Исходная идея: в современных условиях обеспечить защиту от недоброкачественной игрушки возможно лишь сочетанием государственной экспертизы с индивидуальной системой приемов оценки и выбора игрушек самим пользователем лично. Для этого разработаны два варианта критериев оценки. Комплекс из 20 критериев разбит на 3 группы: чем интересна (привлекательна), чем полезна (вредна), за счет чего доступна (недоступна) игрушка для пользователя конкретной категории (возраст, пол, уровень образования, обеспеченности и т.д.).

Проблемой организации психолого-педагогической экспертизы игрушек в течение ряда лет занимаются специалисты Московского городского психолого-педагогического университета. При МГППУ создан Центр игры и игрушки, в котором уже сейчас проводится подобная экспертиза. Созданный в 2006 году «Центр игры и игрушки» проводит свою, независимую экспертизу игрушек. Специалистами «Центра игры и игрушки»  разработаны психолого-педагогические основания и критерии для оценки игрушек.

Вопросу необходимости, критериям оценки игрушки посвящена статья «Концепция психолого-педагогической экспертизы» в журнале Психологическая наука и образование (№3/2008) Смирновой Е.О., Салминой Н.Г., Тихановой И.Г. В статье авторами представлена научная концепция психолого-педагогической экспертизы игрушек. На основании культурно-исторического и деятельностного подхода выделяются основные требования к игрушкам как к средству развития ребенка. Описаны основные этапы развития игры – от младенческого возраста до 7 лет, и требования к игровым материалам для каждого этапа.

Психологическая экспертиза игрушки предполагает оценку ее качества с точки зрения того, какую роль она может играть в развитии ребенка на каждом возрастном этапе, какой культурный опыт осваивается с ее помощью. В психологической экспертизе, в отличие от других видов экспертиз, например санитарно-гигиенической, под качеством имеется в виду возможность игрушки развивать игровую активность ребенка, стать средством освоения культурного опыта, формирования познавательной сферы и личности ребенка.

Теме психолого-педагогической экспертизы, критериям оценки игрушки посвящена также статья Е.О. Смирновой «Игрушки: как оценить их качество» в журнале «Дошкольное воспитание» (2005 №4). В статье обращалось внимание на требования, которые необходимо учитывать при выборе конкретной игрушки.

  • Психолого-педагогические: игрушка выступает как предмет деятельности ребенка и рассматривается с позиций возможного развивающего эффекта.
  • Социо-культурные: игрушка рассматривается с точки зрения ее объективных свойств, имеющих наиболее важное значение для воспитанников.
  • Технические: прочность, качество изготовления, безопасность для здоровья – первые и совершенно необходимые  требования.
  • Регулировать проведение психолого-педагогической экспертизы должны специальные органы. Одним из таких органов является Федеральный экспертный совет Министерства образования Российской Федерации (ФЭС).
  • В 2002 году была создана секция «Игрушки» при Федеральном экспертном совете Министерства Образования (ФЭС), занимавшегося прежде только экспертизой учебников. Были разработаны рекомендации по проведению психолого-педагогической экспертизы:
  • 1. Социальная и психологическая безопасность игрушки:
  • 1.1. не должно быть явных признаков, провоцирующих ребёнка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу.
  • 1.2. в игрушке или в её описании не должно быть грубого натурализма, в том числе сексуального контекста, выходящего за рамки возрастной компетенции ребёнка.
  • 1.3. не должна унижать человеческое достоинство или оскорблять религиозные чувства, вызывать негативное отношение к расовым и физическим недостаткам людей.
  • 1.4. не должна вызывать вызывает психологической зависимости в ущерб полноценному развитию ребёнка.
  • 2. Возрастная адрессованность.
  • 3. Функциональная привлекательность игрушки для ребёнка.
  • 4. Возможность полифункционального использования игрушки для развития способностей ребёнка (творчество, умственное, физическое и духовное развитие).
  • 5. Эстетичность внешнего вида игрушки и отсутствие ошибок в конструкции игрушки, логике игры и в их описании.
  • 6. Культуроcообразность игрушки и её соответствие принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям.
  • 7. Возможность освоения игрушки детьми со специальными нуждами (с физическими недостатками и особенностями).
  • 8. Прочность и долговечность игрушки.
  • 9. Использование экологически чистых материалов.
  • 10. Качество описания игрушки.
  • 11. Качество упаковки игрушки.
  • Вопрос о необходимости психолого-педагогической экспертизы игрушек рассматривается в книге В.В.Абраменковой «Игры и игрушки наших детей. Забава или пагуба?». В книге доктор психологических наук     Психологического института Российской Академии образования  подробно рассказывает об играх и игрушках, об Экранной зависимости наших детей (компьютер, телевизор, видео), и об их влиянии на психологическое здоровье подрастающего поколения. Предлагалось  оценить  влияние  игрушки на духовно-нравственное развитие ребенка. Вводился термин Антиигрушка.
  • В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, проводится экспертиза (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей (пункт 3 статьи 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").
  • Экспертизе подлежат отечественные игрушки, подготовленные к серийному выпуску или в случае внесения изменений в технологию их производства, а также импортные игрушки до заключения договоров на их поставку. Производство и реализация отечественных игрушек, а также реализация импортных игрушек на территории Российской Федерации без социально-психолого-педагогического заключения не допускаются.
  • Основные критерии психолого-педагогической экспертизы игрушек:
  • Игрушка должна быть культуросообразной и соответствовать принятым в обществе  нормам и духовно-нравственным ценностям.
  • Социальная и психологическая безопасность игрушки.
  • В игрушке не должно быть явных признаков, провоцирующих ребёнка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу. 
  • В игрушке или в её описании не должно быть грубого натурализма,  в том числе сексуального контекста, выходящего за рамки возрастной компетенции ребёнка.
  • Игрушка не должна унижать человеческое достоинство или оскорблять религиозные чувства, вызывать негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам людей.
  • Игрушка не должна вызывать вызывает психологической зависимости в ущерб полноценному развитию ребёнка.
  • Соответствие игрушки указанному в описании возрасту ребёнка.
  • Привлекательность игрушки для ребёнка.
  • Возможность полифункционального использования игрушки для развития способностей ребёнка (творчество, познавательное, физическое и духовное  развитие).
  • Эстетичность внешнего вида игрушки и отсутствие ошибок в конструкции игрушки, логике игры и в их описании.
  • Дополнительные критерии:
  • Возможность использования игрушки в коллективной игре.
  • Возможность освоения игрушки детьми со специальными нуждами (с физическими недостатками и особенностями).
  • Прочность и долговечность игрушки.
  • Использование экологически чистых материалов.
  • Качество описания игрушки.
  • Качество упаковки игрушки.
  • 3. Педагогические принципы и подходы к организации предметно-игровой среды в детском саду
  • Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра – источник развития, она создает зону ближайшего развития, т. е. определяет развитие ребенка, утверждал Л. С. Выготский.
  • Д.Б. Эльконин выделяет четыре основные линии влияния игры на психическое развитие ребенка: развитие мотивационно-потребностной сферы; преодоление познавательного эгоцентризма ребенка; формирование идеального плана; развитие произвольности действий. В связи с этим предметом особого внимания в ДОУ должна стать предметно-игровая среда, которая обеспечивает условия для деятельности и зону ближайшего развития каждого ребенка с учетом индивидуальных способностей.
  • Предметно-игровая среда является частью развивающей предметной среды. В ДОУ создаются условия для игровой деятельности на участке, в групповой комнате, в компьютерно-игровом комплексе или других функциональных помещениях, предназначенных для игр детей (театральная студия, творческая мастерская, комната развивающих игр). Организация пространства должна предоставить возможность для многовариантных игр. Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы – своеобразные пространственные переменные в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.
  • Разработанные В.А. Петровским и его коллегами принципы построения развивающей среды в полной мере можно отнести и к организации предметно-игровой среды, но при этом дополнить их и на некоторых остановиться более подробно.
  • Рассматривая данный вопрос, С.Л. Новоселова отмечала, что предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна обеспечивать право ребенка на игру. В последнее время в ДОУ закономерностью становится тенденция увеличения времени на обучение, а время на игру сокращается. Свобода достижения ребенком своего права на игру является основополагающим принципом, который реализуется в выборе темы, сюжета игры, необходимых игрушек, места и времени для организации различных видов игр.
  • Принцип универсальности предметно-игровой среды позволяет изменять игровую среду, трансформировать ее в соответствии с замыслом, моделировать развитие игры, сделав ее насыщенной, мобильной и развивающей.
  • Принцип систематичности предполагает сомаштабность и целостность всех элементов игровой среды. Предметно-игровая среда не должна быть перенасыщена, а ее пополнение зависит от приоритетности игр детей в соответствии с возрастом и от развивающей сущности игры. Следует больше внимания уделять играм-экспериментированиям, сюжетно-отобразительным играм, сюжетно-ролевым и режиссерским, т.е. самостоятельным играм, благодаря которым происходит развитие ребенка.
  • В последнее время во многих ДОУ компонентами предметно-игровой среды стали игротеки, театральные студии, творческие мастерские и т. д., где собирается игровой материал по видам. Он достаточно разнообразен, эстетичен, имеется в необходимом количестве. И эти функциональные помещения, безусловно, радуют детей, но при этом предметно-игровая среда в групповой комнате обедняется и не может служить целям развития ребенка-дошкольника. Специально выделенные помещения дети посещают по расписанию, что ограничивает их свободу выбора в реализации своих игровых замыслов. При создании игровой среды в ДОУ следует сохранять равноценность оснащения функциональных и групповых помещений, помнить о том, что игра не должна быть дозированной, и потребность в ней необходимо максимально удовлетворять.
  • В действующих программных материалах большое внимание уделяется организации предметно-развивающей среды. Авторами программы Детство развивающая предметная среда представлена как развивающая материальная среда, организация которой заключается в подборе дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы и т. д.; в программе Радуга предметно-развивающая среда рассматривается как серьезная поддержка слову педагога в виде различных средств наглядности для формирования у ребенка правильных, неискаженных представлений о мире и т.п.
  • Игры и игрушки в развивающей среде ДОУ занимают ведущее место, поэтому очень важно знать, по каким критериям подбираются эти материалы. В целях развития личности и защиты интересов детей Министерством образования Российской Федерации были разработаны необходимые документы по психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек. (Письмо Министерства образования РФ от 26.05.99 г. № 109/23-16 «О проведении психолого-педагогической экспертизы и критериях оценки детских игр и игрушек «и Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 г. № 1917 «Временный порядок проведения экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»)
  • Обязательным требованием, предъявляемым к игрушкам, является невозможность:
  • - провоцировать ребенка на агрессивное действие;
  • - вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям, животным), роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник, взрослый) и в качестве которых выступают сюжетные игрушки;
  • - провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
  • - вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста.
  • Особую педагогическ<span style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-size: 14pt; font-weight:

Информация о работе Психолого-педагогическая экспертиза предметно-игровой среды