Пути преодоления агрессивного поведения в дошкольном возрасте.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 22:10, доклад

Описание работы

Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры. В норме проявления агрессивности не считаются нарушением: она выполняет функцию защиты и адаптации в опасной для человека ситуации. Известно также, что агрессивность усиливается в критические периоды возрастного развития – 1,3,7 лет. Однако настороженность должна вызвать ситуация, когда агрессия становится постоянным переживанием ребенка. У определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Файлы: 1 файл

СТАТЬЯ ОТПРАВИТЬ.docx

— 18.78 Кб (Скачать файл)

Пути преодоления  агрессивного поведения в дошкольном возрасте.

      Одной из  наиболее острых проблем в  отечественной психологии и педагогике  является повышенная агрессивность  детей. Увеличение численности  детской преступности и детей,  склонных к агрессивным формам  поведения, выдвигают на первый  план задачу изучения социально  - педагогических условий, вызывающих  эти опасные явления и организацию  профилактики агрессивности.                                                                                                               

      Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры. В норме проявления агрессивности не считаются нарушением: она выполняет функцию защиты и адаптации в опасной для человека ситуации. Известно также, что агрессивность усиливается в критические периоды возрастного развития – 1,3,7 лет. Однако настороженность должна вызвать ситуация, когда агрессия становится постоянным переживанием ребенка. У определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

   Проблеме детской  агрессивности в отечественной  психологии и педагогике уделялось  внимание многими отечественными  и зарубежными авторами нашло отражение в психолого-педагогических исследовательских работах Н.Д. Левитова, Т.Г.Румянцевой, К. Бютнера, Г. Паренса, А.А. Реана. Исследования и многолетние наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие ее проявлению.

     Агрессивность  – качество личности, проявляющееся  в действиях, направленных на  демонстрацию превосходства в  силе или применении силы к  другим людям, нанесение им  физического и морального ущерба. Относительно истоков агрессии в науке идут споры. Одни учёные считают, что агрессивность является врождённой, другие связывают её с недостатками воспитания. Скорее всего, правы и те и другие.

       В дошкольном  возрасте наиболее часто можно  встретиться со следующими формами  агрессии:

Физическая – конфликтные ситуации со сверстниками ребёнок разрешает с помощью кулаков, есть дети, которые дерутся по несколько раз на дню, буквально изводят как сверстников, так и воспитателей своей драчливостью; причём в целом ряде случаев агрессивность сопровождается задиристостью, когда сам ребёнок «задирает» других детей, провоцирует их на конфликт, и тут же разрешает его посредством драки, пока в этот процесс не вмешаются взрослые;

Разрушительность – может  быть ненамеренной, как реакция на неудачу, например, ребёнок строит домик, он не получается, в сердцах малыш  разрушает свою постройку; возможны проявления спонтанной скользящей разрушительности, когда ребёнок в состоянии  аффекта срывает зло на всех предметах, попадающихся под руку. Данная форма  агрессии может носить и преднамеренный характер, когда ребенок специально вклинивается в игру сверстников, разрушает постройки, раскидывает игровой материал, причина – зависть, приводящая к желанию навредить, тем самым привлечь к себе внимание;

Вспыльчивость – мгновенная эмоциональная реакция, выливающаяся в физическую, устную агрессию или  разрушительность;

Непослушание – отказ  от выполнения предъявляемых требований, непослушание выступает как форма  агрессии, когда оно носит произвольный намеренный характер и выражает протест  ребёнка на действия взрослых (сделать  назло, настоять на своём, не подчиниться);

      Чаще всего  причины кроются в системе  детско-родительских отношений,  конкретнее, в недостатке любви  со стороны значимых взрослых. Это происходит в тех случаях,  когда ребёнок воспринимается  как нежеланный ещё до рождения. Возможны ситуации, когда такая  нежелательность проявляется позже.  Ребёнок начинает «мешать», раздражать, что порождает недоброжелательное, а иногда и жестокое к нему  отношение. В результате у малыша  возникает чувство незащищённости, «брошенности», и он вынужден реагировать агрессивно, чтобы как-то утвердить себя. Поэтому нередко подобное поведение – это способ привлечь к себе внимание, добиться любви: «Пусть лучше кричат, ругают, наказывают, чем не обращают внимания»

      Другой  причиной агрессивности является  стремление ребёнка к автономии,  самостоятельности, ограждению своего  «Я». Нередко это выступает  как защита в ситуации давления, ограничения желаний, унижения  личности.

      В качестве  причины агрессивности может  выступать и провоцирование ребёнка  на её проявление. Например, в  ситуации угрозы при незнании  и неумении реагировать по-иному  он реагирует соответственно  агрессивно.

       Агрессивность  поведения может побуждаться  и трудностями в общении со сверстниками. Известно, что ребёнок развивается нормально, когда ему обеспечен успех и признание в группе. В противном случае возникает внутренняя напряжённость, конфликтность, которая стимулирует желание добиваться успеха и признания в группе негативными способами, т.е. через агрессию.

      Важным условием преодоления агрессивности является выявление конкретных её причин и доминирующих форм агрессивного поведения у того или иного ребёнка.       Так какова тактика поведения взрослых в ситуации проявления ребёнком агрессии? Специалисты рекомендуют в этом случае следующее.

        Попытаться  исключить ответную реакцию как со стороны детей, так и взрослого, проявить терпение; известно, что агрессивное поведение, не встречая отпора, постепенно стабилизируется, аффект затухает, тогда как всякая встречная агрессия или просто повышенная эмоциональная реакция являются питательной средой продолжения агрессии.

      Взрослый  должен показать ребёнку, что  агрессия вредит ему самому. Такую  рациональную терапию нужно проводить  не во время агрессивной вспышки,  а по её окончании, когда  аффект истощается. Важно показать ребёнку, что он теряет друзей, доброе расположение взрослых, к нему все начинают плохо относиться. Говорить это следует спокойно и доброжелательно, поощряя ребёнка на ответное общение и доброжелательность.

        Во  время аффективной вспышки с  проявлениями агрессии, например, разрушительности, можно попытаться переместить  агрессию на другой объект  без тяжёлых последствий: колотить  лопаткой по песку, бить руками  подушку и т.п.

        Стараться  предупреждать предстоящую агрессию, например, у ребёнка что-то не  получается в деятельности, он  готов соответственно отреагировать;  или вот-вот назреет конфликт  в острой форме со сверстниками, воспитатель, должен разрядить  ситуацию, помочь справиться с  деятельностью, вовремя предотвратить  конфликт, оказав помощь детям  готовым вступить в него.       

       На основе изученной литературы и собственного опыта можно выделить некоторые направления работы в дошкольных образовательных учреждениях:

1.Работа с детьми:

- формирование доброжелательной  атмосферы в группе и благоприятного  микроклимата;

Агрессивность поведения  можно снизить, если эффективно  использовать внутригрупповые отношения  детей, правильно  объединяя их для  совместной деятельности. Известно, что  в группе для агрессивного ребёнка  обязательно найдётся сверстник, в  отношении и взаимодействии с  которым негативные формы поведения  агрессивного ребёнка проявляются минимально.

- формирование навыков положительного реагирования на ситуации через сказки;

Большое влияние на предупреждение или снижение агрессивности оказывают  сказки с соответствующим сюжетом.

- использование игр, познавательных  упражнений;

Широкие возможности имеют  игры-драматизации, когда дети проигрывают  какие-то ситуации, берут на себя роли положительных и отрицательных героев. Агрессивного ребёнка чаще следует ставить в контрастные позиции: то в позицию агрессивного героя, то в позицию доброго. Это даёт возможность зафиксировать в сознании и подсознании разные позиции, понять ценность именно неагрессивного, ненасильственного поведения.

2. Работа с семьёй.

 Работу с родителями  агрессивных детей проводят в  качестве информирования (что такое  агрессия, каковы причины ее проявления, чем она опасна для ребенка  и окружающих). А также обучения эффективным способам общения со своим ребенком и организации нового опыта взаимодействия с агрессивными детьми (обращать внимание на ребенка тогда, когда он ведет себя хорошо; предоставлять выбор в способах поведения; оценивать не личность, а отдельные поступки), перестройки системы наказания и поощрения. Взрослые должны понимать, что исправление агрессивного поведения ребенка - кропотливая работа, требующая понимания проблем таких детей и терпения.

В любом случае родители должны помочь своим детям адаптироваться к окружающему миру. В одних  случаях, следует поощрять ребенка, в других — ограждать от агрессивности. Иными словами, понимать, являются ли действия ребенка самозащитными или враждебными.

3. Совместная работа с  родителями и детьми

- тренинг детско-родительских отношений;

Такая форма работы вызывает самые положительные отклики  со стороны родителей и детей. Цель таких встреч: увидеть, что есть общего в проблемах семей, формирование чувства близости между родителями и детьми, умения сопереживать, понимать другого, доверять друг другу.

       Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов, психологов и родителей, но и для общества в целом. Агрессивный ребёнок становится источником огорчений родителей и педагогов, он ощущает себя отверженным, неуверенным и ненужным. В итоге снижается продуктивный потенциал ребёнка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется личностное развитие, проявляются отклонения в поведении детей. Требуется длительная работа, направленная как на устранение причин агрессии, так и выработку позитивных способов реагирования ребёнка на ситуацию, её провоцирующую.


Информация о работе Пути преодоления агрессивного поведения в дошкольном возрасте.