Пути решения проблем преемственности в современной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 12:09, доклад

Описание работы

Современные дети – это дети 21 века, имеющие новый тип сознания. Они не похожи на своих родителей и требуют иного отношения к себе, иного типа общения. Главная особенность современных детей состоит в том, что они обладают новым типом сознания – системно-смысловым, а не системно-структурным, характерным для детей прошлого века. Системно-смысловое сознание ребенка нацелено на осмысление окружающей действительности, на восприятие ее как смысловой реальности. Первый вопрос, волнующий ребенка, - «зачем?» пришел на смену вопросу «почему?».

Файлы: 1 файл

Пути решения проблем преемственности в современной школе.doc

— 37.30 Кб (Скачать файл)

Пути решения проблем  преемственности в современной  школе.

(Образовательная система "Школа 2100" – обобщение опыта)

                                                                                                                    Е.П.Дидковская

                                                                                                                    Учитель географии 

                                                                                                                      Санкт-Петербург

 

       Современные дети – это дети 21 века, имеющие новый тип сознания. Они не похожи на своих родителей и требуют иного отношения к себе, иного типа общения. Главная особенность современных детей состоит в том, что они обладают новым типом сознания – системно-смысловым, а не системно-структурным, характерным для детей прошлого века. Системно-смысловое сознание ребенка нацелено на осмысление окружающей действительности, на восприятие ее как смысловой реальности. Первый вопрос, волнующий ребенка, - «зачем?» пришел на смену вопросу «почему?». Не причинно-следственная зависимость объектов и явлений интересует современного ребенка, а смысл поступков и действий. В современном ребенке заложена деятельная натура, но проявится ли она в дальнейшей жизни - будет зависеть от условий воспитания и обучения.

       Проработав достаточно длительное время в школе, я пришла к выводу о необходимости поиска путей реализации принципов личностно-ориентированного образования через целостный учебно-методический комплекс, который бы имел продолжение начальная школа - средняя школа. Анализируя все имеющиеся учебно-методические комплексы,  пришла к выводу, что программа «Школа 2100» практически полностью основана на личностно-ориентированных принципах образования. Эта программа дает возможность подготовить детей к реальной современной жизни, вооружает их солидным творческим потенциалом, учит решать сложные жизненные задачи, приучает постоянно пополнять свои знания, принимать самостоятельные решения и отвечать за них.

     «Школа 2100» является качественно новой образовательной системой, содействующей обеспечению России эффективным будущим потенциалом. Разработка системы объединила более сотни людей, являющихся специалистами в самых разных областях. Практический опыт и теоретические исследования известных ученых девятнадцатого и двадцатого веков соединились в системе 2100 авторскими методиками работающих в наше время педагогов, которые достигли высоких результатов в профессиональной деятельности. 
     «Школа 2100» характеризуется тремя позициями, которые принципиально отличают ее от других образовательных систем: 
1. Системность. «Школа 2100» нацелена на детей, начиная с трехлетнего возраста, которые учатся до самого окончания школы пользоваться получаемыми умениями и знаниями по целостной системе. Данная система помогает не только ответить ребенку на вопросы о необходимости процесса обучения, но и раскрыть заложенные природой способности ученика. Все учебники и пособия, используемые «Школой 2100», основаны на единстве психологических, дидактических и педагогических методов. На каждом этапе обучения используются одни и те же образовательные технологии, которые трансформируются, но по сути не изменяются. 
2. Непрерывность. Система представляет собой совокупность предметных курсов, начинающихся от дошкольного образования и заканчивающихся старшей школой. На всем протяжении образовательного процесса учебные задачи плавно перетекают друг в друга, обеспечивая на каждом временном отрезке непрерывное продвижение учащихся. 
3. Преемственность. В рамках системы предусматривается единая организация всех форм и этапов обучения. Образовательный процесс не прерывается на границах своих этапов от детского сада до вуза.  
       Основная цель системы 2100 – научить детей учиться самостоятельно. Ребенок учится организовывать свою деятельность и адекватно ее оценивать, ставить цели и достигать их, не только добывать, но и применять полученные знания на практике. Задачей данной образовательной системы является формирование личности, которая будет функционально грамотной.  
       В работе по программе «Школа 2100» используются следующие технологии: 
1. Технология проблемного диалога. Она помогает реализовать при изучении нового материала две основных задачи – постановку конкретной проблемы и поиск ее решения. Обе задачи решаются посредством диалога.

2. Технология продуктивного  чтения, формирующая правильную  читательскую деятельность с  помощью трех этапов: работой  с текстом до, во время и  после чтения. 
3. Технология оценивания успехов в учебе, которая следует определенным правилам, в том числе таким: 
- Любое действие ученика оценивается, но отметка ставится только за полное выполнение задачи. 
- Отметка определяется в диалоге между учеником и учителем. 
- При изучении новой темы отметка за решенную задачу ставится исключительно по желанию учащегося, поскольку он имеет право на ошибку при овладении новыми знаниями и умениям.

        Преемственность. Под преемственностью понимается непрерывность на границах различных этапов или форм обучения: детский сад – начальная школа, начальная школа – основная школа, основная школа – старшая школа, школа – вуз, вуз – последипломное обучение, то есть, конечном счете, единая организация этих этапов или форм в рамках целостной системы образования. Образовательная система «Школа 2100» дает ученикам знания в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. Но важнее не само знание, а умение им пользоваться.

       Главная цель «Школы 2100» - научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность. 
         В процессе обучения «Школа 2100» формирует функционально грамотную личность, то есть человека, который: 
• обладает огромным потенциалом к саморазвитию, умеет учиться и самостоятельно добывать знания; 
• владеет обобщенным целостным представлением о мире (картиной мира); 
• привык самостоятельно принимать решения и нести за них персональную ответственность; 
• усвоил положительный опыт и завоевания предыдущих поколений, сумел проанализировать и сделать этот опыт своим собственным и тем самым заложил основу своей гражданской и национальной самоидентификации. 
• толерантен по своей жизненной позиции, понимает, что он живет и трудится среди таких же личностей, как и он, умеет отстаивать свое мнение и уважать мнение других; • эффективно владеет вербальными и невербальными средствами общения и использует их для достижения своих целей;

• способен жить в любом  социуме, адаптируясь к нему. 
          Благодаря тому, что в основе «Школы 2100» лежат современные и эффективные методы образования и воспитания, системе удается достигать высоких образовательных результатов. Выпускники «Школы 2100» получают шанс на достойное место в жизни, а педагоги, работающие по Образовательной системе «Школа 2100», - личностную самореализацию и возможность превратить работу в школе в увлекательный творческий процесс.

           Личностно - ориентированное образование  – это система работы учителя,  нацеленная на раскрытие и  выращивание личностных качеств  каждого ребенка. При этом учебный  материал выступает, как средство  и инструмент, создающий условия  для развития личностных качеств  каждого ученика, а не главная  цель процесса обучения.

             Такая система образования –  это своего рода философия,  которая кардинальным образом  отличается от подхода в привычной  системе, где господствует репродуктивный  метод обучения.

            Можно сформулировать главные  принципы этой философии:

-признание приоритета  личности перед коллективом;

-создание гуманистических  взаимоотношений, через которые  каждый ребенок должен осознать  себя полноправной личностью  и научиться видеть и уважать  личности в других;

-ученический коллектив  и педагоги должны выступать  гарантами возможности реализации  личностных качеств каждого;

-отказ от ранжирования  детей на «сильных» и «слабых»  учеников, понимание того, что каждый  умеет и знает что-то лучше  других;

-понимание того, что мнение  учителя является в дискуссии  одним из многих;

-переход от формулы  «я знаю как надо и я тебя  научу» к алгоритму «мы с  тобой вместе учимся». «мне  интересно, что думаешь о…»

-понимание, что чем  меньше учитель сам говорит  на уроке, тем эффективнее протекает  учебный процесс;

-признание того, что дети  могут знать что-то лучше учителя.  « Не стыдно не знать, стыдно  не хотеть знать»;

-признание того, что каждый  ученик имеет право на собственную  образовательную траекторию, что  в полной мере позволяет реализовать  принцип «минимакса».

            Мало оказалось просто познакомиться  и применить новый подход, существенно  трудным и более значимым оказалось  преломление новых знаний через  свой  жизненный  опыт и профессиональные  умения. Руководствуясь этими принципами, появилась возможность  успешно  комбинировать фронтальную работу  с классом,  с учебником, с  работой в малых группах, парах  и индивидуальными заданиями.  Как следствие у детей повысился  интерес к предмету, желание выходить  за рамки предложенного учебником  материала. Возросла творческая  активность, появилось желание составлять  собственные задания.

          В повседневной работе главным  стало использование технологии  деятельностного подхода, которая  включает в себя:

- создание проблемной  ситуации для пробуждения у  детей потребности учиться;

- подведение их к совместной  постановке цели урока;

- организация поиска «нового»  знания;

-использование диалога  на «равных»;

- разработка совместно  с учащимися плана предстоящей  деятельности и критерии ее  оценки;

-организация контроля  и самоконтроля учащихся;

- рефлексия деятельности

Использование этой технологии дало возможность достичь более  высоко темпа урока и участия  в нем подавляющего большинства  детей, дружелюбной и одновременно деловой атмосферы на уроках. В 2009 году с группой учителей я  была участницей городского семинара школ, реализующих данную программу. После  участия в нем нашей школе  предложили стать экспериментальной  площадкой РАО по реализации преемственности  программы «школа 2100» в средней  школе.

    Работа по этой  программе поставила   перед  проблемой - резко возросших временных  затрат при подготовке к урокам, так как и глубина материала  , и его подбор требовали другого  уровня проведения уроков от  учителя. 

                                         Чего хотелось достичь?

Качественно иного уровня преподавания предмета при существенном сокращении времени на его подготовку. Провели мониторинг среди коллег - преобладала настороженная позиция. Взяли на данную  систему преподавания два пятых класса, которые и  в начальной школе шли по этой программе. Через полгода провели  мониторинг среди родителей . Родители приняли эту систему очень  хорошо. Среди плюсов данного обучения они отмечали, что у учителей нет  «любимчиков», что если ребенку не удается один предмет, он реализует  себя на других, что это прекрасная возможность избежать проблем при  переходе из начальной школы в  среднюю, а затем в  старшую  школу.

Прошло  три года. Эти  классы являются первопроходцами по реализации программы «Школа 2100»  в среднем звене. Это самостоятельные, целеустремленные, мотивированные дети, для которых не является проблемой  смена учителя или его замещение  во время болезни. Они многое  могут и умеют делать сами, не боясь неизвестных и сложных  решений. Все это дала им программа  «Школа 2100»

         В мае месяце 2009 года РАО на  заключительном этапе эксперимента  проводила мониторинг выпускников  4-х классов и 5-х классов,  обучающихся по данной программе.  Это был комплексный тест, направленный  на выявление развития у детей  интеллектуальных, организационных,  коммуникативных и оценочных  умений. На результаты теста учитель  не мог повлиять, так как не  было в нем привычных контрольных  заданий по предметам. Результаты  этого теста дали возможность   увериться в правильности пути  по которому на сегодняшний  день идет вся начальная школа,  пятые, шестые и седьмые параллели.

        Педагогическая  деятельность не становится рутинной  работой, когда учитель готов  меняться вместе с изменением  требований к образованию, изменениями,  происходящими в стране и во  всем мире.

Опираясь на свой многолетний  опыт мы с коллегами разработали  положение - Об образовательном пространстве периода перехода в школу второй ступени .Образовательное пространство периода перехода в школу второй ступени создано для решения проблемы преемственности, особенно в период адаптации младшего школьника к новым условиям обучения в 5-м классе.

      В этом пространстве учитываются психологические особенности 10-11 летних детей, вступающих в подростковый период развития, уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5-й класс. Образовательное пространство выделено в связи с тем, что необходимо избежать совпадения двух кризисов: возрастной кризис (специфика переходного периода) и условно-педагогический кризис (разные организации обучения в школах I и II ступени).

 ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА - Обеспечить благополучную адаптацию школьника в 5 классах. Создать условия для реального выбора индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий) самим учащимся.

 ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА - Организация постепенного, плавного перехода от начальной к основной ступени образования. Оказание помощи младшему подростку (10-11 лет) состояться как личности в этот переходный период. Осуществление преемственных связей в содержании и методах обучения, системе оценивания последнего этапа обучения в начальной школе (4 класс) и первого этапа обучения в основной школе (5 классы). Предоставление учащимся культурных форм общения в стремлении экспериментировать и использовать свои возможности. Создание таких ситуаций, которые учат подростков принимать разные точки зрения, позволяющие проявлять учащимся инициативу, иметь право на ошибку, участвовать в совместной деятельности, работать в условиях альтернативы.

          

 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО     ПРОСТРАНСТВА

В организации учебного процесса урок остается основной формой, но не единственной. На уроке ученику предоставляется  право работать в собственном  темпе и получать задания в  соответствии с уровнем обученности.

     Осуществление следующих форм организации образовательного пространства:

  1. экскурсии, цель которых – расширение чувственного опыта детей, формирование умения наблюдать, на основе наблюдений самостоятельно делать выводы;
  2. установление ритуальной традиции посвящения в 5-классники;
  3. первое полугодие обучения основной школы совпадает со спецификой работы в начальной школе;
  4. постепенный переход от отдельных понятий к системному содержанию, работа с учащимися в зоне ближайшего развития;
  5. игру (дидактическую и ролевую), необходимую для развития умения действовать в соответствии с правилами;
  6. диспуты (устные и письменные дискуссии) – с целью развития умений дискутировать, отстаивать свое мнение, приводить аргументы;
  7. практические работы как необходимое условие развития умений планировать свою деятельность;
  8. мини-лекции с целью формирования умений концентрировать внимание;
  9. разновозрастное сотрудничество;

Информация о работе Пути решения проблем преемственности в современной школе