Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 12:09, доклад
Современные дети – это дети 21 века, имеющие новый тип сознания. Они не похожи на своих родителей и требуют иного отношения к себе, иного типа общения. Главная особенность современных детей состоит в том, что они обладают новым типом сознания – системно-смысловым, а не системно-структурным, характерным для детей прошлого века. Системно-смысловое сознание ребенка нацелено на осмысление окружающей действительности, на восприятие ее как смысловой реальности. Первый вопрос, волнующий ребенка, - «зачем?» пришел на смену вопросу «почему?».
Пути решения проблем преемственности в современной школе.
(Образовательная система "Школа 2100" – обобщение опыта)
Современные дети – это дети 21 века, имеющие новый тип сознания. Они не похожи на своих родителей и требуют иного отношения к себе, иного типа общения. Главная особенность современных детей состоит в том, что они обладают новым типом сознания – системно-смысловым, а не системно-структурным, характерным для детей прошлого века. Системно-смысловое сознание ребенка нацелено на осмысление окружающей действительности, на восприятие ее как смысловой реальности. Первый вопрос, волнующий ребенка, - «зачем?» пришел на смену вопросу «почему?». Не причинно-следственная зависимость объектов и явлений интересует современного ребенка, а смысл поступков и действий. В современном ребенке заложена деятельная натура, но проявится ли она в дальнейшей жизни - будет зависеть от условий воспитания и обучения.
Проработав достаточно длительное время в школе, я пришла к выводу о необходимости поиска путей реализации принципов личностно-ориентированного образования через целостный учебно-методический комплекс, который бы имел продолжение начальная школа - средняя школа. Анализируя все имеющиеся учебно-методические комплексы, пришла к выводу, что программа «Школа 2100» практически полностью основана на личностно-ориентированных принципах образования. Эта программа дает возможность подготовить детей к реальной современной жизни, вооружает их солидным творческим потенциалом, учит решать сложные жизненные задачи, приучает постоянно пополнять свои знания, принимать самостоятельные решения и отвечать за них.
«Школа 2100» является
качественно новой образовательной системой,
содействующей обеспечению России эффективным
будущим потенциалом. Разработка системы
объединила более сотни людей, являющихся
специалистами в самых разных областях.
Практический опыт и теоретические исследования
известных ученых девятнадцатого и двадцатого
веков соединились в системе 2100 авторскими
методиками работающих в наше время педагогов,
которые достигли высоких результатов
в профессиональной деятельности.
«Школа 2100» характеризуется
тремя позициями, которые принципиально
отличают ее от других образовательных
систем:
1. Системность. «Школа 2100» нацелена на
детей, начиная с трехлетнего возраста,
которые учатся до самого окончания школы
пользоваться получаемыми умениями и
знаниями по целостной системе. Данная
система помогает не только ответить ребенку
на вопросы о необходимости процесса обучения,
но и раскрыть заложенные природой способности
ученика. Все учебники и пособия, используемые
«Школой 2100», основаны на единстве психологических,
дидактических и педагогических методов.
На каждом этапе обучения используются
одни и те же образовательные технологии,
которые трансформируются, но по сути
не изменяются.
2. Непрерывность. Система представляет
собой совокупность предметных курсов,
начинающихся от дошкольного образования
и заканчивающихся старшей школой. На
всем протяжении образовательного процесса
учебные задачи плавно перетекают друг
в друга, обеспечивая на каждом временном
отрезке непрерывное продвижение учащихся.
3. Преемственность. В рамках системы предусматривается
единая организация всех форм и этапов
обучения. Образовательный процесс не
прерывается на границах своих этапов
от детского сада до вуза.
Основная цель системы
2100 – научить детей учиться самостоятельно.
Ребенок учится организовывать свою деятельность
и адекватно ее оценивать, ставить цели
и достигать их, не только добывать, но
и применять полученные знания на практике.
Задачей данной образовательной системы
является формирование личности, которая
будет функционально грамотной.
В работе по программе
«Школа 2100» используются следующие технологии:
1. Технология проблемного диалога. Она
помогает реализовать при изучении нового
материала две основных задачи – постановку
конкретной проблемы и поиск ее решения.
Обе задачи решаются посредством диалога.
2. Технология продуктивного
чтения, формирующая правильную
читательскую деятельность с
помощью трех этапов: работой
с текстом до, во время и
после чтения.
3. Технология оценивания успехов в учебе,
которая следует определенным правилам,
в том числе таким:
- Любое действие ученика оценивается,
но отметка ставится только за полное
выполнение задачи.
- Отметка определяется в диалоге между
учеником и учителем.
- При изучении новой темы отметка за решенную
задачу ставится исключительно по желанию
учащегося, поскольку он имеет право на
ошибку при овладении новыми знаниями
и умениям.
Преемственность. Под преемственностью понимается непрерывность на границах различных этапов или форм обучения: детский сад – начальная школа, начальная школа – основная школа, основная школа – старшая школа, школа – вуз, вуз – последипломное обучение, то есть, конечном счете, единая организация этих этапов или форм в рамках целостной системы образования. Образовательная система «Школа 2100» дает ученикам знания в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. Но важнее не само знание, а умение им пользоваться.
Главная
цель «Школы 2100» - научить ребенка самостоятельно
учиться, организовывать свою деятельность,
добывать необходимые знания, анализировать
их, систематизировать и применять на
практике, ставить перед собой цели и добиваться
их, адекватно оценивать свою деятельность.
В процессе
обучения «Школа 2100» формирует функционально
грамотную личность, то есть человека,
который:
• обладает огромным потенциалом
к саморазвитию, умеет учиться и самостоятельно
добывать знания;
• владеет обобщенным целостным представлением
о мире (картиной мира);
• привык самостоятельно принимать
решения и нести за них персональную ответственность;
• усвоил положительный опыт и завоевания
предыдущих поколений, сумел проанализировать
и сделать этот опыт своим собственным
и тем самым заложил основу своей гражданской
и национальной самоидентификации.
• толерантен по своей жизненной позиции,
понимает, что он живет и трудится среди
таких же личностей, как и он, умеет отстаивать
свое мнение и уважать мнение других; •
эффективно владеет вербальными и невербальными
средствами общения и использует их для
достижения своих целей;
• способен жить в любом
социуме, адаптируясь к нему.
Благодаря
тому, что в основе «Школы 2100» лежат современные
и эффективные методы образования и воспитания,
системе удается достигать высоких образовательных
результатов. Выпускники «Школы 2100» получают
шанс на достойное место в жизни, а педагоги,
работающие по Образовательной системе
«Школа 2100», - личностную самореализацию
и возможность превратить работу в школе
в увлекательный творческий процесс.
Личностно - ориентированное образование
– это система работы учителя,
нацеленная на раскрытие и
выращивание личностных
Такая система образования –
это своего рода философия,
которая кардинальным образом
отличается от подхода в
Можно сформулировать главные принципы этой философии:
-признание приоритета личности перед коллективом;
-создание гуманистических
взаимоотношений, через
-ученический коллектив
и педагоги должны выступать
гарантами возможности
-отказ от ранжирования детей на «сильных» и «слабых» учеников, понимание того, что каждый умеет и знает что-то лучше других;
-понимание того, что мнение учителя является в дискуссии одним из многих;
-переход от формулы «я знаю как надо и я тебя научу» к алгоритму «мы с тобой вместе учимся». «мне интересно, что думаешь о…»
-понимание, что чем
меньше учитель сам говорит
на уроке, тем эффективнее
-признание того, что дети
могут знать что-то лучше
-признание того, что каждый
ученик имеет право на
Мало оказалось просто
В повседневной работе главным
стало использование
- создание проблемной ситуации для пробуждения у детей потребности учиться;
- подведение их к совместной постановке цели урока;
- организация поиска «нового» знания;
-использование диалога на «равных»;
- разработка совместно с учащимися плана предстоящей деятельности и критерии ее оценки;
-организация контроля и самоконтроля учащихся;
- рефлексия деятельности
Использование этой технологии дало возможность достичь более высоко темпа урока и участия в нем подавляющего большинства детей, дружелюбной и одновременно деловой атмосферы на уроках. В 2009 году с группой учителей я была участницей городского семинара школ, реализующих данную программу. После участия в нем нашей школе предложили стать экспериментальной площадкой РАО по реализации преемственности программы «школа 2100» в средней школе.
Работа по этой
программе поставила перед
проблемой - резко возросших временных
затрат при подготовке к
Качественно иного уровня
преподавания предмета при существенном
сокращении времени на его подготовку.
Провели мониторинг среди коллег
- преобладала настороженная
Прошло три года. Эти
классы являются первопроходцами по
реализации программы «Школа 2100»
в среднем звене. Это самостоятельные,
целеустремленные, мотивированные дети,
для которых не является проблемой
смена учителя или его
В мае месяце 2009 года РАО на
заключительном этапе
Педагогическая
деятельность не становится
Опираясь на свой многолетний опыт мы с коллегами разработали положение - Об образовательном пространстве периода перехода в школу второй ступени .Образовательное пространство периода перехода в школу второй ступени создано для решения проблемы преемственности, особенно в период адаптации младшего школьника к новым условиям обучения в 5-м классе.
В этом пространстве учитываются психологические особенности 10-11 летних детей, вступающих в подростковый период развития, уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5-й класс. Образовательное пространство выделено в связи с тем, что необходимо избежать совпадения двух кризисов: возрастной кризис (специфика переходного периода) и условно-педагогический кризис (разные организации обучения в школах I и II ступени).
ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА - Обеспечить благополучную адаптацию школьника в 5 классах. Создать условия для реального выбора индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий) самим учащимся.
ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА - Организация постепенного, плавного перехода от начальной к основной ступени образования. Оказание помощи младшему подростку (10-11 лет) состояться как личности в этот переходный период. Осуществление преемственных связей в содержании и методах обучения, системе оценивания последнего этапа обучения в начальной школе (4 класс) и первого этапа обучения в основной школе (5 классы). Предоставление учащимся культурных форм общения в стремлении экспериментировать и использовать свои возможности. Создание таких ситуаций, которые учат подростков принимать разные точки зрения, позволяющие проявлять учащимся инициативу, иметь право на ошибку, участвовать в совместной деятельности, работать в условиях альтернативы.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
В организации учебного процесса урок остается основной формой, но не единственной. На уроке ученику предоставляется право работать в собственном темпе и получать задания в соответствии с уровнем обученности.
Осуществление следующих форм организации образовательного пространства:
Информация о работе Пути решения проблем преемственности в современной школе