Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 19:36, дипломная работа
Цель дипломного проекта: совершенствование системы дополнительного образования на примере Муниципального учреждения дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания детей» г. Оренбурга.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты становления и функционирования системы дополнительного образования детей в Российской Федерации.
Исследовать направления развития Муниципального учреждения дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания детей».
Разработать мероприятия по развитию Муниципального учреждения дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания детей».
Введение
1. Теоретические аспекты функционирования системы дополнительного образования
1.1 Характеристика становления дополнительного образования в России
1.2 Анализ современного состояния дополнительного образования в Российской Федерации
1.3 Функции системы дополнительного образования детей в России
2. Анализ развития муниципального учреждения дополнительного образования детей "Центр эстетического воспитания детей" г. Оренбурга
2.1 Общая характеристика Муниципального учреждения дополнительного образования детей "Центр эстетического воспитания детей" г. Оренбурга
2.2 Основные направления деятельности Муниципального учреждения дополнительного образования детей "Центр эстетического воспитания детей" г. Оренбурга
2.3 Проблемы деятельности учреждений дополнительного образования
3. Пути совершенствования деятельности Муниципального учреждения дополнительного образования детей "Центр эстетического воспитания детей" г. Оренбурга
3.1 Мероприятия по совершенствованию деятельности Муниципального учреждения дополнительного образования детей "Центр эстетического воспитания детей" г. Оренбург
3.2 Эффективность реализации мероприятий по совершенствованию деятельности Муниципального учреждения дополнительного образования детей "Центр эстетического воспитания детей" и перспективы развития дошкольного образовательного комплекса
Заключение
Библиографический список
Приложения
Проведенный анализ возрастных показателей обучающихся выявил, что наибольший интерес к образовательным услугам, предоставляемым в ЦЭВД проявляют дети младшего и среднего школьного возраста.
Содержание деятельности детского объединения определяется педагогом на основе образовательной программы, утвержденной Методическим советом ЦЭВД.
Наиболее многочисленным является художественно – эстетическое направление, что соответствует профилю нашего образовательного учреждения.
Дети занимаются в групповых, мелкогрупповых объединениях и индивидуально. Возможность занятия в мелкогрупповых объединениях индивидуальных даёт возможность более качественно осуществлять образовательно – воспитательный процесс.
Для мальчиков более интересны занятия в спортивных секциях, туристических кружках, детских общественных организациях. Большей популярностью у девочек пользуются объединения декоративно – прикладного направления, ДШИ, театральные кружки, экологические объединения.
Анализ динамики обучающихся по гендерным различиям показал, что ЦЭВД более привлекателен для девочек (см. Табл. 4).
Таблица 4 - Динамика обучающихся по гендерным различиям.
Пол ребенка |
2004-2005 уч.г. |
2005-2006 уч.г. |
2006-2007 уч.г. |
2007-2008 уч.г. |
2008-2009 уч.г. | |||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% | |
мальчики |
3995 |
40 |
3620 |
39 |
3387 |
40,1 |
3002 |
42,7 |
3209 |
41,8 |
девочки |
6019 |
60 |
5647 |
61 |
5051 |
59,9 |
4030 |
57,3 |
4473 |
58,2 |
Всего детей |
10014 |
9267 |
8438 |
7032 |
7682 |
Наиболее популярны и интересны направления ЦЭВД у школьников среднего звена – это культорологическое, социально-педагогическое, туристско-краеведческое, физкультурно-спортивное направления, и у младших школьников – художественно-эстетическое, экологическое направления. Менее интересны объединения детям старшего школьного возраста, дети этого возраста приходят к педагогам на занятия в объединения следующих направлений: научно-исследовательское, социально-педагогическое, туристско-краеведческое, физкультурно-спортивное.
Однако, следует отметить, что в Центре остаются преобладающими объединения первого года обучения, детей второго года обучения почти в 2 раза меньше, третьего года обучения – еще меньше (см. Табл. 5).
Таблица 5 - Динамика обучающихся по сроку обучения
Срок обучения |
2004-2005 уч.г. |
2005-2006 уч.г. |
2006-2007 уч.г. |
2007-2008 уч.г. |
2008-2009 уч.г. | |||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% | |
1 год |
4441 |
44 |
4851 |
52,3 |
4387 |
52,1 |
3894 |
55,4 |
4094 |
53,3 |
2 года |
3903 |
39 |
2866 |
30,9 |
2453 |
29 |
2116 |
31,0 |
2240 |
29 |
3 года и более |
1670 |
17 |
1550 |
16,8 |
1598 |
18,9 |
1022 |
14,5 |
1358 |
17,7 |
Всего детей |
10014 |
9267 |
8438 |
7032 |
7682 |
Анализ динамики обучающихся по сроку обучения показал, что постепенно уменьшается охват детей услугами дополнительного образования
Уменьшилась численность детей, занимающихся на базе детских домовых клубов и ЦЭВД в связи с расширением взаимодействия с общеобразовательными учреждениями.
Зато за истекший период активизировалось взаимодействие с учреждениями дополнительного образования г. Оренбурга на основе участия в фестивалях, выставках, конкурсах, сотрудничества с высшими учебными заведениями, учреждениями культуры, библиотеками, в работе городских методически объединений. Центр эстетического воспитания являлся ответственным за организацию городских методических объединений:
Проведенные анализ качественных показателей педагогических кадров по уровню образования показал, что наблюдается увеличение количества педагогов с высшим образованием, в то время как количество педагогов имеющих средне-специальное и среднее образование значительно уменьшилось с 5% в 2004-2005 учебном года до 1,3% в 2008-2009 учебном году (см. Табл. 6).
Таблица 6 - Динамика качественных показателей педагогических кадров по уровню образования
Уровень образования |
2004-2005 уч.г. |
2005-2006 уч.г. |
2006-2007 уч.г. |
2007 – 2008 уч.г. |
2008-2009 уч.г. | |||||
к-во |
% |
к-во |
% |
к-во |
% |
к-во |
% |
к-во |
% | |
высшее |
190 |
40 |
158 |
48,3 |
139 |
54,5 |
185 |
66,8 |
144 |
62,6 |
неполное высшее |
25 |
6 |
21 |
6,4 |
19 |
7,5 |
50 |
18,1 |
12 |
5,2 |
средне-специальное |
233 |
49 |
124 |
37,9 |
83 |
32,5 |
114 |
41,2 |
71 |
30,9 |
среднее |
23 |
5 |
24 |
7,4 |
14 |
5,5 |
10 |
3,6 |
3 |
1,3 |
Всего работников |
471 |
327 |
255 |
277 |
230 |
Отмечается относительная стабильность состава педагогического коллектива. В динамике распределения работников по педагогическому стажу можно отметить увеличение числа работников с педагогическим стажем свыше 10 лет, что является показателем стабильности педагогического коллектива (см. Табл. 7).
Таблица 7 - Динамика распределения педагогов по стажу
Стаж работы |
2004-2005 уч.г. |
2005-2006 уч.г. |
2006-2007 уч.г. |
2007-2008 уч.г. |
2008-2009 уч.г. | |||||
к-во |
% |
к-во |
% |
к-во |
% |
к-во |
% |
к-во |
% | |
Свыше 10 лет |
155 |
53% |
136 |
41,5 |
94 |
36,9 |
123 |
44,4 |
118 |
51,3 |
10 лет |
117 |
25% |
147 |
44,9 |
76 |
29,8 |
100 |
36,1 |
76 |
33 |
Мене 10 лет |
199 |
42% |
44 |
13,4 |
85 |
33,3 |
54 |
19,5 |
36 |
15,7 |
О результативности образовательного процесса можно судить по активности детей в мероприятиях, выставках, конкурсах, фестивалях. Что явилось результатом профессиональной деятельности руководителей структурных подразделений.
Итак, необходимо сделать следующие выводы:
Однако, существенным минусом в работе МУДОД «Центр эстетического воспитания детей» является отсутствие развитой системы дошкольного образования.
Дополнительное образование детей наиболее приближено к запросам населения, призвано гибко реагировать на новые образовательные потребности, что требует от руководителей учреждений новых знаний в области менеджмента.
Ключевой проблемой, влияющей на качество дополнительного образования детей, его доступность для различных социальных групп населения и, как следствие, - неэффективное использование его потенциала для социальной адаптации обучающихся, формирования здорового образа жизни, профилактики асоциального поведения является неразвитость механизма, обеспечивающего устойчивое развитие учреждений дополнительного образования.
Как показывает практика, остаточный принцип финансирования учреждений дополнительного образования, несовершенство нормативной базы образования, снижение уровня научно-методического и программного обеспечения, отсутствие планомерной подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для системы дополнительного образования детей привели к серьезным изменениям в функциональном назначении учреждений дополнительного образования детей, сохранении и развитии сети учреждений данного типа.
Сравнительный анализ качественного состава обучающихся в творческих объединениях по интересам показывает, что в последние годы наблюдается рост объединений для детей младшего школьного возраста. Сокращается сеть объединений технической направленности, востребованных мальчиками и юношами. Сокращается количество наиболее затратных детских объединений спортивного, туристского, технического профиля для подростков старшего возраста, требующих особого внимания.
Необходимо изменение содержания дополнительного образования детей с учетом современных требований и инновационных процессов, совершенствование социально-адаптирующих функций дополнительного образования детей. В настоящее время более 50 % педагогов дополнительного образования используют образовательные программы, разработанные еще в середине 80-х годов ХХ века. Отсутствует информационная, методическая и организационная поддержка, обеспечивающая обучающихся и педагогов учебно-методическими пособиями по различным направлениям дополнительного образования детей. Крайне ограниченно используются современные информационные технологии по причине отсутствия компьютерного оборудования.