• Знать характерные особенности
знакомых геометрических фигур (Количество
углов, сторон, равенство, неравенство
сторон)
• Различать форму предметов:
круглую, четырёхугольную, прямоугольную.
• Знать последовательность
частей суток.
• Называть текущий месяц, день
недели.
2.Конспект
НОД по математике в старшей группе
воспитатель Саламатова Ольга Владимировна
Тема: "Маша и медведь
в гостях у ребят"
Цель: Продолжать знакомить
детей с математическими понятиями.
Вид деятельности: интегративная (коммуникативно
- познавательная)
Форма проведения: фронтальная
Интеграция
(образовательные области): познание, коммуникация,
здоровье, социализация, физическая культура,
чтение художественной литературы
Задачи по образовательным областям:
Познание:
Соотносить цифры с
количеством предметов. Уточнять знания о прямом и обратном
счете, о составе числа из единиц. Сравнивать
группы предметов и расставлять знаки
«больше», «меньше», «равно».
Коммуникация:
Стимулировать развитие
инициативности и самостоятельности ребёнка
в речевом общении с взрослыми и сверстниками.
Здоровье:
Воспитывать привычку
к ЗОЖ: активно двигаться, чередование
двигательной и умственной нагрузки, правильная
осанка, релаксация, дыхательные упражнения,
освещённость. Развивать мелкую мускулатуру
рук.
Социализация: Формировать представления
о нормах и правилах поведения, формировать
умения согласовывать свои действия с
действиями сверстников и т.д. Воспитывать
навыки культуры поведения.
Физическая
культура: Воспитывать интерес
к физическим упражнениям, развивать воображение,
двигательное творчество, развивать мелкую
моторику и координацию движений рук,
формировать умения согласовывать движения
с речью.
Чтение художественной
литературы: Расширять опыт слушателя
за счет различных жанров фольклора (загадки,
сказки, стихи).
Демонстрационный материал: Картинки Маши и медведя,
образец домиков, игрушки (5 штук), круги,
квадраты (4-5 шт.), знаки «больше», «меньше»,
«равно».
Раздаточный материал: Палочки,
тетради, карандаши.
Ход:
Часть 1
Воспитатель: - Ребята, сегодня к
нам на занятие пришли очень интересные
гости. Узнаем и увидим мы их, только когда
отгадаем загадку. Слушайте внимательно:
Сидит в корзинке девочка
у Мишки за спиной. Он сам того не ведая,
несет ее домой.
Воспитатель: - Из какой сказки гости,
ребята?
Ответы детей: - Маша и Медведь.
Воспитатель: - Да, действительно,
эта сказка называется Маша и Медведь.
А вот и они. Маша и Медведь мне рассказали,
что скучно им стало в лесу, и они решили
прийти к ребятам в детский сад и поиграть
с вами. Дело в том, что Маша и Медведь очень
любят у себя в лесном домике заниматься
математикой. Но есть у них и такие задания,
с которыми они справиться не могут. Ребята,
давайте мы им поможем? Согласны?
Ответы детей: - Да.
Воспитатель: - У каждого их них
есть конверты, в котором написаны задания.
У кого мы сначала возьмем конверт: у Маши
или у Медведя? Медведь говорит, что надо
взять конверт у Маши, т.к. она девочка,
а девочкам надо уступать. Берем конверт,
открываем
Посмотрите, что это
такое (воспитатель достает из конверта
кружки и цифры). Правильно здесь кружки
и цифры. Расставляет на наборное полотно
и предлагает сказать, какое число выложено
с помощью кружков, почему так решили ребята
Ответы детей.
Предлагает найти соответствующую
цифру.
Часть 2
- А теперь возьмем
конверт у Мишки.
(Воспитатель открывает
конверт, достает записку, где дано задание
- расставить игрушки и сосчитать их. Объяснить
детям, что считать можно в прямом и обратном
порядке, затем дети считают сами).
Часть 3
Физкультминутка
«Мы ногами
топ-топ»
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз — сюда, два — туда,
Повернись вокруг себя.
Раз — присели, два — привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели — встали, сели — встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.
Раз — два, раз – два,
Заниматься нам пора!
Часть 4
- Можно и у
Медведя взять еще конвертик,
да? Читаю: сравните группы предметов
и расставьте знаки. Вспоминаем
знаки «больше», «меньше», «равно».
Дети сравнивают группы квадратов
и кругов, расставляют знаки, при
этом объясняют, почему они так
поставили знак.
Часть 5
- Я смотрю, у Маши
еще один конвертик, откроем? Маша
просит вас выложить из счетных
палочек два домика: маленький
для Маши и большой для Медведя.
(Образец на доске). - Что сделала
Настя? - Что сделала Даша? - Что
сделал Максим? - Сколько палочек
использовали для домика Маши?
- Сколько палочек использовал Илья для
домика Медведя? Какие красивые домики
у вас получились.
Часть 6
Воспитатель: - Сейчас я возьму последний
конвертик у Медведя и прочитаю. «Откройте
тетради» Дети открывают тетради, находят
прописи. Воспитатель показывает на доске
как правильно выполнить задание. Дети
работают в тетради.
Воспитатель: - Ну что, Маша и Миша
понравилось вам у нас?
- Очень понравилось,
мы много узнали, спасибо вам,
ребята.
Воспитатель: - Вы хорошо сегодня
поработали, спасибо вам, а сейчас можно
и отдохнуть.
Заключение
Необходимо отметить,
что регулярное использование на занятиях
по математике системы специальных игровых
заданий и упражнений, направленных на
развитие познавательных возможностей
и способностей, расширяет математический
кругозор дошкольников, способствует
математическому развитию, повышает качество
математической подготовленности к школе,
позволяет детям более уверенно ориентироваться
в простейших закономерностях окружающей
их действительности и активнее использовать
математические знания в повседневной
жизни.
Чтобы ребенок дошкольного
возраста учился в полную силу своих способностей,
нужно стараться вызвать у него желание
к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить
в себя, в свои способности.
Мастерство воспитателей
возбуждать, укреплять и развивать познавательные
интересы дошкольников в процессе обучения
состоит в умении сделать содержание своего
предмета богатым, глубоким, привлекательным,
а способы познавательной деятельности
дошкольников разнообразными, творческими,
продуктивными.
Использование многих
игр аналогичного типа построенных на
самом различном материале, позволит ребенку
подойти к открытию нового и закреплению
уже изученного. Пусть дети не видят, что
их чему-то обучают. Пусть думают, что они
только играют. Но незаметно для себя,
в процессе игры, дошкольники считают,
складывают, вычитают, более того - решают
разного рода логические задачи, формирующие
определенные логические операции.
Это детям интересно
потому, что они любят играть. Роль воспитателя
в этом процессе - поддержание интереса
детей и регулирование деятельности.
Обучая маленьких детей
с использованием игровых приемов, мы
стремимся к тому, чтобы радость от игровой
деятельности постепенно перешла в радость
к учению. Учение должно быть радостным!
[7, c. 4].
В ходе исследования
нами была подтверждена гипотеза о том,
что использование игровых приемов в процессе
обучения способствуют повышению уровня
сформированности элементарных математических
представлений у дошкольников.
Список литературы
1. Веракса, Н.С. Формирование
единых временно-пространственных представлений.
/ Н.С. Веракса. // Дошк. воспитание, 2006, №
5.
2. Водопьянов, Е.Н. Формирование
начальных геометрических понятий у дошкольников.
/ Е.Н. Водопьянов. // Дошк. воспитание, 2000,
№ 3.
3. Воспитание детей
в игре: Пособие для воспитателя дет.сада
/ Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - 2-е
изд., перераб. И доп. - М.: Просвещение, 2003.
4. Давайте поиграем.
Математические игры для детей 5-6 лет.
- Под ред. А.А.Столяра. - М.: Просвещение,
2001).
5. Данилова, В.В. Математическая
подготовка детей в дошкольных учреждениях.
- М.: Просвещение, 2007.
6. Дидактические игры
и упражнения но сенсорному воспитанию
дошкольников: Пособие для воспитателя
детского сада. - Под ред. Л. А. Венгера.
2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение,
2008.
7. Дьяченко, О.М., Агаева,
Е.Л. Чего на свете не бывает? - М.: Просвещение,
2001.
8. Ерофеева, Т.И., Павлова,
Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников:
Кн. Для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение,
2002.
9. Житомирский, В. Г.,
Шеврин, Л. Н. Геометрия для малышей. - М.:
2006.
10. Каразану, В.Н. Ориентирование
в пространстве (старший дошкольный возраст).
/ В.Н. Каразану. // Дошк. воспитание, 2000,
№ 5.
11. Корнеева, Г. А., Мусеибова,
Т. А. Методические указания к изучению
курса «Формирование элементарных математических
представлении у детей дошкольного возраста».
- М., 2000.
12. Корнеева, Г. А. Роль
предметных действий в формировании понятия
числа у дошкольников. / Г.А. Корнеева. //
Вопр. психологии, 2008, № 2.
13. Леушина, А. М. Занятия
по счету в детском саду. 2-е изд. - М., 2005.
14. Леушина, А. М. Формирование
элементарных математических представлений
у детей дошкольного возраста. - М., 2004.
15. Менджерицкая, Д.В.
Воспитателю о детской игре: Пособие для
воспитателя дет. сада / Под ред. Т.А. Марковой.
- М.: Просвещение, 2002
16. Метлина, А.С. Занятия
по математике в детском саду: (Формирование
у дошкольников элементарных матем. представлений).
Пособие для воспитателя дети. сада. - 2-е
изд., доп. - М.: Просвещение, 2005.
17. Метлина, А.С. Математика
в детском саду. - М.: Просвещение, 2004.
18. Михайлова, З.А. Игровые
занимательные задачи для дошкольников.
- М.: Просвещение, 2005.
19. Носова, Е.А. Формирование
умения решать логические задачи в старшем
дошкольном возрасте. из сб. «Совершенствование
процесса формирования элементарных математических
представлений в детском саду». - Л.,2000.
20. Сай, М.К., Удальцова,
Е.И. Математика в детском саду. - Минск
«НароднаяАсвета», 2000.
21. Столяр, А.А. Формирование
элементарных математических представлений
у дошкольников. - М.: Просвещение, 2008.