Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 21:24, контрольная работа
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышения эффективности их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления, и число их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер.
1. Индивидуальное профилактическое воздействие на личность несовершеннолетнего правонарушителя
2. Структура и содержание индивидуальной профилактической программы работы с несовершеннолетними правонарушителями
3. Уровни воспитательно-профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего правонарушителя
4. Реабилитационные программы социально-педагогической деятельности в воспитательных колониях
4. Реабилитационные программы социально-педагогической деятельности в воспитательных колониях
Если основные профилактические мероприятия
с подростками, совершившими правонарушения,
проводятся, в основном, в открытом социуме
(подросток совершил мелкие правонарушения
или осужден условно), и в специальных
учебно-воспитательных заведениях, то
в воспитательных колониях, в основном,
реализуются реабилитационные программы
помощи несовершеннолетним осужденным.
Процесс воспитания в колониях для несовершеннолетних
существенно отличается от «взрослых»
колоний прежде всего тем, что в них законодательство
предоставляет для работы с осужденными
большие возможности в применении позитивных
мер воздействия, значительно увеличивая
перечень льгот и уменьшая объем карательных
мер. Основной акцент в работе с подростками
делается на учебно-воспитательную работу,
включающую в себя общеобразовательное
и профессиональное обучение. Здесь следует
особо отметить, что изменение названия
«воспитательная трудовая колония» на
«воспитательная колония» подчеркивает
при всей важности трудовой деятельности
приоритетность именно воспитательных
мероприятий.
Необходимое условие для всех воспитанников
— получение ими специальности; при этом
должен обеспечиваться по возможности
широкий и добровольный выбор профессий,
учитываться потребности региона и рынка
труда (перспектива), возраст, физические,
умственные и психические особенности.
Повышение эффективности трудового воспитания
является наиболее важным условием решения
задачи социализации подростков, подготовки
их к самостоятельной жизни. Однако в настоящее
время это условие не обеспечивается в
полной мере, о чем свидетельствуют данные
опросов осужденных в воспитательных
колониях, более 60% которых в будущем не
собираются работать по приобретенным
в колонии профессиям.
Большинство осужденных до колонии, обучаясь
в школах и профессиональных училищах,
характеризовалось как нарушители дисциплины,
организаторы и участники конфликтных
ситуаций, они сбегали с уроков, оскорбляли
ровесников и преподавателей. Поэтому
необходимо уделять серьезное внимание
построению взаимоотношений учителей
и мастеров производственного обучения
с учащимися-осужденными. Умение вызвать
интерес к своему предмету, увлечь полезными
делами, быть терпеливым, но настойчивым
в достижении поставленной цели — вот
критерии профессионального мастерства
педагога, работающего с этим контингентом
несовершеннолетних.
Очень важное значение имеет изменение
отношения осужденных к образованию, труду,
обеспечение воспитанников работой с
высоким уровнем организации и культуры
производства, технологии. Необходимо
добиваться проведения оплаты выполненной
работы, что обеспечит заинтересованность
подростка в результатах его труда.
К числу основных средств, обеспечивающих
процесс исправления преступников, относится
общеобразовательное обучение. Относительно
несовершеннолетних осужденных необходимо
отметить особую роль, которую приобретает
данное средство воздействия. Ведь в воспитательной
колонии практически каждый осужденный
проходит через образовательную школу,
являющуюся одним из главных структурных
элементов учреждения и фактически —
центром проводимой в колонии воспитательной
работы.
При поступлении в колонию все
осужденные зачисляются в соответствующий
класс общеобразовательной школы, распределение
по отрядам производится исходя из имеющегося
у них образовательного уровня по принципу
«отделение-класс». Работа на производстве
или обучение в профессиональном училище
может производиться только в свободное
от учебы в школе время. В отличие от исправительных
колоний для взрослых, преподаватели школ
в воспитательной колонии являются сотрудниками
данного учреждения, что подчеркивает
особую роль школы в воспитательном процессе.
Очень важно четкое взаимодействие в воспитательном
процессе учителей школы, воспитателей
отрядов и отделений, преподавателей профессионального
училища, мастеров производства, так как
в работе с осужденными много дублирования,
не всегда соблюдается принцип единства
педагогических требований.»
Выход из этого положения видится в создании
единого учебно-воспитательного процесса,
охватывающего все службы колонии. Для
современных воспитательных колоний нужны
высококвалифицированные специалисты,
знающие возрастную специфику несовершеннолетних,
и прежде всего социальные педагоги. Воспитательная
работа должна проводиться дифференцирование,
с учетом степени нравственной деформации
осужденных. Желательно применение таких
методов, как совет, напоминание, пожелание.
Необходимо использовать активность,
эмоциональность и впечатлительность,
одновременно преодолевая внутреннее
сопротивление осужденных к воспитательным
воздействиям (иногда открытое, но чаще
скрытое).
К наиболее распространенным формам воспитательной
работы можно отнести беседы, лекции, диспуты,
встречи с интересными людьми. В последние
годы начали шире практиковаться встречи
с бывшими воспитанниками колоний, ведущими
честный образ жизни, с родственниками
осужденных, с представителями общественных
и религиозных организаций — так называемые
меры общественного воздействия. Общественное
воздействие — одно из условий обеспечения
процесса социализации несовершеннолетних,
отбывающих уголовное наказание, приобщения
их к нормальной человеческой деятельности
и участию в общественной жизни, и здесь
открывается широчайший простор для деятельности
социального педагога.
Правильная организация свободного от
учебы и работы времени способствует улучшению
здоровья и физического развития осужденных.
В условиях лишения свободы это время,
в основном, носит регламентированный
характер. Поэтому необходимо четко планировать
досуговые мероприятия для осужденных,
с одной стороны, чтобы они не носили формальный
характер («ради галочки»), с другой —
обучали правильному планированию своего
времени (отсутствие навыков в планировании
свободного времени и умения распоряжаться
им — одна из основных причин совершения
правонарушений подростками). Мероприятия
должны пробуждать у подростков интерес
к жизни, формировать волевые качества
и черты характера, позволяющие им противостоять
антисоциальным влияниям.
Физическое воспитание способствует повышению
авторитета в глазах других воспитанников,
что является прекрасным стимулом для
привлечения осужденных к активным занятиям
спортом, а также формированию не только
физических, но и морально-волевых, нравственных
качеств личности.
Большое значение в организации воспитательного
процесса приобретает коллектив осужденных.
Положительный эффект, как показывает
практика, достигается чаще при воздействии
на осужденного через его первичный коллектив
(отряд, бригаду, класс), члены которого
находятся в постоянном общении и взаимодействии
друг с другом, повседневно связаны общими
интересами и делами, отношениями ответственной
зависимости и находятся под постоянным
контролем воспитателя, знающего о характере
межгрупповых и межличностных отношений
осужденных. Необходимо доверять подросткам
роль активных организаторов, а не только,
исполнителей воли воспитателей, использовать
различные формы коллективной деятельности
на основе самоуправления, творческого
начала, самостоятельности. Перестройка
нравственного сознания осужденного осуществляется
в неразрывной связи с формированием позитивного
опыта жизнедеятельности.
Большое значение имеет использование
социально-полезных связей с родственниками
осужденных, которое активизирует процесс
воспитательной работы, позволяет разрушить
созданный ранее стереотип антиобщественного
образа жизни и поведения.
Гуманизация и педагогизация воспитательного
процесса должна быть построена на здравом
и реалистическом анализе обстановки
— «на разумном гуманизме», т. е. система
наказания должна быть достаточно гибкой,
обеспечивать избирательность в применении
режимных ограничений, создавать предпосылки
для реального установления в учреждениях
атмосферы человечности, уважительного
отношения к закону и нравственным нормам.
В настоящее время расширены права администрации
и арсенал средств для дифференциации
и индивидуализации воспитательных мер
воздействия на осужденных в сторону ослабления
репрессий и изоляции их от общества.
Исправительное воздействие на несовершеннолетних
преступников следует рассматривать как
единый процесс, начиная с момента взятия
его под стражу и заканчивая периодом
реабилитации и социальной адаптации
после освобождения. На практике этот
процесс оказывается разорванным. Причина
— отсутствие должного взаимодействия
между службами и учреждениями, обеспечивающими
работу с несовершеннолетними правонарушителями
и профилактику преступности.
Один из возможных вариантов организации
совместной работы —воспитательные центры
для несовершеннолетних преступников,
в состав которых должны входить:
— следственный изолятор для содержания
подследственных несовершеннолетних
(к сожалению, в некоторых изоляторах несовершеннолетние
содержатся вместе со взрослыми и неоднократно
судимыми в условиях «субкультуры», позже
перенося полученный опыт в воспитательную
колонию);
— служба, обеспечивающая исполнение
наказания в виде краткосрочного ареста;
— служба по исполнению наказания в виде
лишения свободы (воспитательная колония);
— участок социальной адаптации для лиц,
готовящихся к освобождению от наказания;
— временное общежитие для освобожденных,
не имеющих постоянного места жительства;
— служба социального контроля, обеспечивающая
работу с осужденными по отбытии наказания.
Создание таких центров могло бы обеспечить
необходимое комплексное воздействие
на несовершеннолетних, привлекаемых
к уголовной ответственности, и преемственность
в работе с ними, оградить их от негативного
влияния взрослой преступной среды.
Эффективность исправительного воздействия,
оказываемого на осужденных несовершеннолетних,
определяется по общим критериям, основывающимся
на известных степенях исправления: «встал
на путь исправления», «твердо встал на
путь исправления». А где границы между
этими понятиями?! К сожалению, эти критерии
оценки являются единственными для всех
исправительных учреждений и не отражают
адекватно реальные процессы. Следовательно,
достоверным показателем, определяющим
эффективность исправительного воздействия,
является рецидив преступного поведения
после освобождения.
Неблагоприятные тенденции роста и ожесточения
подростковой преступности, увеличение
правонарушений в самих колониях и следственных
изоляторах, достаточно высокий уровень
рецидива свидетельствуют о том, что эффективность
исправительного воздействия на данную
категорию преступников пока низка. В
этой связи представляется целесообразным
расширять применение к несовершеннолетним
иных, помимо лишения свободы, видов наказаний.
Одним из таких альтернативных длительному
лишению свободы видов наказаний может
стать краткосрочный арест, который широко
практикуется в европейских странах.
Что же касается условного осуждения, то к данному виду наказания необходимо подходить более взвешенно и с установлением обязательного четкого контроля за лицами, к которым оно применено, так как подростки оказываются предоставленными самим себе, ощущая безнаказанность за совершенные преступные деяния. Необходимо также внедрять децентрализацию управления органами, исполняющими наказания, и предоставление большей самостоятельности местным органам власти. В таком случае вопросы исправительного воздействия на несовершеннолетних преступников, применение к ним избирательного подхода при назначении и исполнении наказания могли бы решаться более оперативно и действенно.
Достижение желаемого эффекта в профилактике правонарушений и рецидивной преступности несовершеннолетних возможно лишь при условии привлечения к воспитательной работе с ними социальных педагогов-профессионалов. Плодотворно работать с «особыми» подростками могут только люди духовно богатые, щедро отдающие это богатство своим подопечным. Еще В. С. Соловьев писал: «Первое и самое важное условие есть, конечно, то, чтобы во главе пенитенциарных учреждений стояли воспитатели, способные к такой высокой и трудной задаче, — лучшие из юристов, психиатров и лиц с религиозным призванием».
Литература
1. Алемаскин М. А. Воспитательная работа с подростками. — М., 1979.
2. Антонян Ю. М. Социальная среда и формирование личности преступника (неблагоприятные влияния на личность в микросреде): Учеб. пособие. —М., 1975.
3. Башкатов И, П. Социально-психологические
методы изучения личности и групп несовершеннолетних
осужденных. — М., 1986.
4. Данилин Е. М. Использование
системы А. С. Макаренко в деятельности
ВТК: Учеб. пособие. — М., 1991.
5. Жигарев Е. С. Криминологическая
характевистика несовершеннолетних и
организация их правового воспитания:
Учеб. пособие. — М., 1990.
6. Социально-психологические, социально-педагогические и индивидуально-личностные проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних / Под. ред. В. Ф. Пирожкова и др. — М., 1980.
Информация о работе Работа с несовершеннолетними правонарушителями