Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 21:27, доклад
Профессия педагога – одна из древнейших и почетных в истории человечества. Содержание ее заключается в воспитании подрастающего поколения. Эта потребность в воспитании и обучении детей возникла в человеческом обществе очень давно. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля значение слова «учитель» определяется как наставник, преподаватель-наставник наставляет, воспитывает. Преподаватель вооружает детей знаниями, помогает овладеть культурой, человеческими ценностями, т.е. обучает.
Психологи выделяют 3 основных стиля руководства:
Авторитарный - руководитель сам определяет направление деятельности коллектива и издает приказы, не обсуждая их и не считаясь с мнением своих сотрудников. Это создает напряженную атмосферу, препятствует проявлению творчества и инициативы.
Либеральный - характерен для руководителей, которые не вмешиваются в работу сотрудников. Они представляют последним выполнять свои обязанности так, как те считают нужным. Руководители в этом случае не требуют ответственности за невыполнение задач и пускают работу на самотек.
Демократический – наиболее отвечает задачам, стоящим перед дошкольным учреждением. При этом стиле руководства всем членам коллектива предоставляется возможность проявить творческую активность. Разновидностью демократического стиля является деловой стиль. Интересы дела для такого руководителя важнее всего. Он стремится выбрать кратчайший путь для достижения цели и выполнить работу наилучшим образом, проявляя самостоятельность мышления и новаторский подход к делу. Его отличает оперативность, способность к гибкой распорядительной деятельности, вплоть до отмены принятых решений. Такой руководитель ориентируется на широкий кругозор и всестороннюю компетентность подчиненных.
Особо важно казать о культуре руководства. В это понятие входит личная культура процесса управления и документации.
Культура руководства – это, прежде всего, умение правильно, глубоко и всесторонне оценивать результаты деятельности всего дошкольного учреждения и каждого воспитателя в отдельности, умение понимать и делать практические выводы из практики.
Авторитет – это общественное признание личности, оценка коллективом соответствия качеств руководителя требованиям деятельности.
Заведующий, пользующийся авторитетом, располагает к себе людей, его влияние на них оказывается очень сильным. Когда сотрудники уважают заведующего, то верят в его честность, справедливость, в общий успех дела. А эта вера побуждает каждого сотрудника поддерживать и активно исполнять распоряжения руководителя, принимать без критики его рекомендации.
Заведующий, пользующийся авторитетом, служит примером для подражания, поведение его является фактором воспитания каждого сотрудника детского сада.
Приобрести авторитет можно только в практической работе. Для этого заведующий должен быть, прежде всего, объективным и справедливым в суждениях и действиях, должен быть хорошим воспитателем, умеющим работать с детьми так, чтобы это было образцом для каждого педагога.
Очень важно установить правильное отношение с сотрудниками. Между заведующей, воспитателями и другими работниками детского сада в их взаимоотношениях должна быть некоторая дистанция, вытекающая из разного служебного положения и различных обязанностей.
Руководителю необходимо
знать и учитывать
Руководитель дошкольного учреждения должен держаться просто и естественно, быть последовательным в своих требованиях, справедливым в оценке работы и тогда коллектив почувствует, что решения заведующего разумны, основаны на глубоком знании педагогики.
Настоящее руководство предполагает умение строго спрашивать за порученное дело, но в корректной форме, не унижая человека и его достоинство. Требовательность является фундаментом сознательной дисциплины. Она не будет вызывать недовольство, если заведующий контролирует работу всех сотрудников систематически и без исключения, подходит к оценке деятельности воспитателей с одинаковыми критериями, поощряет каждого за достигнутые результаты и критикует за недостатки, дает подчиненному конкретные предложения по исправлению недостатков.
Правильно требовать и распоряжаться может лишь тот руководитель, который хорошо знает людей, их сильные и слабые стороны, проявляет доброжелательность и заинтересованность в работе, чтобы лучше узнать сотрудника, необходимо изучить его деятельность, проанализировать ее, выяснить перспективы его профессионального роста.
Требовательность заведующего должна быть справедливой и объективной. Эпизодическая требовательность вызывает конфликты и не дает нужных результатов. Эффективность требований заведующего намного возрастает, если они получают поддержку всего коллектива. Взаимная требовательность развивает коллектив в нужном направлении, ведущим к воспитанию и развитию всесторонне развитой личности дошкольника.
Важным фактором организации работы в дошкольном учреждении является профессиональная компетентность заведующего, ее умение квалифицированно проконсультировать воспитателей и других сотрудников, глубоко вникнуть в их повседневную работу и создать в коллективе атмосферу поиска.
Выполняя функцию организатора, руководитель создает условия, необходимые для совместного труда, для целенаправленных и скоординированных действий подчиненных.
Он не только обеспечивает
хорошую организацию
Организаторская деятельность заведующей должна быть направлена на обеспечение всестороннего воспитания и развития каждого ребенка.
Условно в ней можно выделить: конструктивно - проектировочный, коммуникативный, собственно-организаторский и гностический компоненты.
Конструктивно-проектировочный компонент – включает планирование организаторской и педагогической деятельности всего коллектива. К ней относится планирование содержания работы детского сада (составление смет, планово-хозяйственные документы, тарификация и т.д.), распределение работы между членами коллектива, создание условий для взаимодействия их в процессе работы. Сюда же можно отнести планирование деятельности и самого заведующего по руководству коллективом.
Собственно-организаторская деятельность – это умение найти различные виды взаимодействия работников детского сада между собой так, чтобы результаты их совместной деятельности соответствовали целям и задачам, стоящим перед дошкольным учреждением. Заведующий совместно с педагогами осуществляет выбор программы работы с детьми, обеспечивает, контролирует работу воспитателей и медработников по ее выполнению, организует работу с родителями, повышение квалификации и др.
Коммуникативная деятельность – направлена на установление правильных взаимоотношений между членами коллектива с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей. При этом руководитель должен соотносить свою деятельность с требованиями, которые предъявляются руководящим работникам.
Гностический компонент – включает изучение содержания способов воздействия на других людей с учетом возрастных, индивидуальных особенностей сотрудников, особенностей воспитательно- образовательного процесса и результатов собственной деятельности и недостатков. На этой основе происходит корректировка и совершенствование деятельности заведующей.
Немаловажное значение для руководителя является создание благоприятного психологического климата в коллективе. Этому способствуют такие личные качества заведующей как высокая культура воспитанности, тактичные отношения в коллективе, взаимопонимание.
Отрицательно действует на микроклимат в коллективе высокомерие, кичливость, мнительность заведующей.
Обидчивый руководитель не может быть справедливым, принципиальным, а значит, не может пользоваться авторитетом у сотрудников. Так же грубость, резкость, вспыльчивость, замкнутость, черствость руководителя негативно влияет на обстановку в коллективе.
Таким образом, создание благоприятного психологического климата в коллективе дошкольного учреждения – процесс длительный и сложный. Он зависит от умения заведующего ставить педагогические задачи с учетом главной цели, опираться на положительные стороны работы воспитателей, находить индивидуальный подход к каждому сотруднику.
УСПЕХИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ТАК ЖЕ ЗАВИСЯТ ОТ УМЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНИЗОВАТЬ СОВМЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВСЕХ СОТРУДНИКОВ, ДАЮЩУЮ ИМ ВОЗМОЖНОСТЬ БЛИЖЕ УЗНАТЬ ДРУГ ДРУГА, ТАКТИЧНО ОКАЗЫВАТЬ ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ И В ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 3 ГОДА.
Современному администратору необходимы глубокие знания основных положений науки управления, социально- психологических аспектов руководства коллективом.
Успех работы дошкольного учреждения будет зависеть от внедрения в практику идей педагогического менеджмента, который включает совокупность принципов, средств, форм и методов управления педагогическим процессом в целях удовлетворения запросов детей и их родителей.
Успешно решать задачи, поставленные обществом перед ДОУ по охране жизни и укреплению здоровья детей, интеллектуального и физического развития каждого ребенка, оказания помощи в выполнении воспитательной функции семьи, возможно лишь придерживаясь основных принципов управления ДОУ:
Руководство коллективом – это сочетание науки и искусства. Проектируя свою деятельность, руководитель ДОУ должен четко представлять: что и как необходимо достичь, каковы реальные сроки достижения намеченного и кто его исполнитель, какие условия в ДОУ уже имеются для этого, какие надо создать дополнительно, чем и как оценить результаты достигнутого.
Успех достигается благодаря четкому пониманию цели и хорошему знанию исполнителей, средств и методов реализации целей, а так же умению видеть в полном объеме процесс движения к цели и учитывать все факторы на этом пути.
Деятельность руководителя ДОУ многогранна, пронизывает все происходящие процессы в учреждении и отличается сложностью и динамизмом. Поэтому о ее результативности можно судить и по итогам личной самооценки руководителя и результатов качества управления образовательно-воспитательного процесса в ДОУ.
Результаты правленческой деятельности руководителя зависят от социально- организованных условий:
В процессе работы с педагогическими кадрами, за последнее время руководимом мною дошкольном учреждении, у воспитателей проявляется творческий интерес, инициатива, желание работать и приносить радость детям.
Педагогический коллектив работает по программе «Радуга» и программе воспитания и обучения под редакцией М.Васильевой, используя при этом элементы других программ и новых технологий. Во всех возрастных группах созданы условия для воспитания и развития дошкольников, организованны и постоянно пополняется развивающая среда. Создавая ее воспитатели проявляют фантазию, творчество, опыт работы педагогов других регионов, умение рационально использовать пространство в группе, не забывая при этом о гигиенических требованиях.
В коллективе 28 педагогов, все имеют специальное педагогическое образование:
* 7 педагогов имеют высшее образование
* 4 педагога имеют высшую квалификационную категорию
* 3 педагога имеют 1 квалификационную категорию
* 11 педагогов имеют 2 квалификационную категорию
* 1 педагог учится в ВУЗе, заочно получая образование, 6 младших воспитателей заочно получают образование