Работа в малых группах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 19:44, лекция

Описание работы

Хорошо организованная групповая работа способствует развитию социального взаимодействия между учащимися, навыков эффективного общения и решения проблем. Это, в конечном итоге, стимулирует учащихся к активному участию в собственном обучении.
Работа в группах эффективна, когда она стимулирует учащихся к обдумыванию и обсуждению полученной информации, оспаривать и понимать мнения других.
Факты подтверждают, что этот процесс является поэтапным. Таким образом, на раннем этапе работа в группах должна сначала развивать навыки социального взаимодействия, затем, когда отношения между учащимися установятся, учителя могут развивать их навыки эффективного общения и решения проблем (Рисунок 5).

Файлы: 1 файл

для работы в малых группах.pdf

— 1.12 Мб (Скачать файл)
Page 1
РУКОВОДСТВО ПО РАБОТЕ В ГРУППЕ
Зачем работать в группах?
Что такое «сотрудничество» и «коллаборативное обучение»?
Сотрудничество - это философия
взаимодействия, тогда как кооперация – это структура
взаимодействия, направленного на производство конечного продукта или достижение цели.
Коллаборативное обучение – личная философия, а не только учебный прием.
В любых
ситуациях, где люди объединяются в группы, такое обучение предлагает способ установления
сотрудничества друг с другом, при котором учитываются и выдвигаются на первый план умения и
вклад отдельных членов группы. Члены группы разделяют и принимают ответственность за
действия группы. Основополагающим принципом коллаборативного обучения является консенсус,
формируемый посредством сотрудничества членов группы.
Что такое «кооперативное обучение»?
Коллаборативное обучение – образовательный подход к преподаванию и обучению,
предполагающий совместную работу групп учителей или учащихся при решении проблемы,
выполнении задания или создании продукта. В основе коллаборативного обучения лежит идея о
том, что обучение – это социальная, по своему характеру, деятельность, в которой участники
общаются друг с другом, и процесс обучения осуществляется посредством общения.
Существует множество подходов к коллаборативному обучению, но основные представления о
процессе кооперативного обучении заключаются в следующем:
1. Обучение – это активный процесс, в котором обучающиеся усваивают информацию и
соотносят новые знания со структурой предыдущих знаний.
2. Обучение предусматривает вызов, дающий возможность учащемуся вступать в активное
взаимодействие со сверстниками, и затем, обрабатывать, обобщать информацию, а не
просто заучивать и бездумно повторять ее.
3. Учащиеся извлекают для себя пользу, когда сталкиваются с многообразием мнений людей,
имеющих различные знания.
4. Обучение эффективно в социальной среде, где существует диалог между учащимися. В
процессе такой «интеллектуальной гимнастики» ученик формирует структуру и значение
дискурса.
В условиях коллаборативного обучения перед учащимися ставятся как социальные, так и
эмоциональные задачи, поскольку они слышат различные точки зрения и должны уметь
• Сотрудничество
• Взаимодействие
Зачем работать в
группах?
• Правила
организации групп
• Правила работы в
группах
Как организовать
группы?
• Численность
группы
• Результаты работы
в группе
Совместная
работа в группах

Page 2

РУКОВОДСТВО ПО РАБОТЕ В ГРУППЕ
формулировать и защищать свои идеи. Тем самым, учащиеся начинают создавать свои
собственные уникальные понятийные рамки и учатся полагаться не только на мнения экспертов
или понятия, представленные в учебнике. Таким образом, при коллаборативном обучении
учащиеся имеют возможность общаться со сверстниками, излагать и отстаивать свое мнение.
В общих словах, кооперативная работа в группах осуществляется для того,
чтобы:
Рисунок 1: Причины кооперативной работы в группах
Социальные
•обмениваться опытом
и идеями;
•находить способы
совместного решения
проблем;
•достигать более
высоких коллективных
результатов.
Познавательные
•предлагать и
обмениваться идеями
об альтернативных
способах работы;
•развивать важные
навыки и понимание.
Эмоциональные
•опираться на знания и
опыт отдельных
членов группы;
•обеспечивать
благоприятную среду
для выполнения
сложных задач.

Определение задания

Составление плана

Распределение работы и
ресурсов

Контроль качества и темпа
работы

Проверка выполнение на
соответствие плану

Корректировка плана

Обращать внимание на
личные
проблемы/вопросы

Ценить мнения членов
группы

Признавать и использовать
способности членов
группы

Обучать членов группы и
помогать им

Установление стандартов

Поддержание дисциплины

Развитие командного духа

Поощрение, мотивация,
развитие
целеустремленности

Распределение ролей

Обеспечение общения
внутри группы
Выполнение
задачи
Индивидуальные
потребности
Создание
команды

Page 3

РУКОВОДСТВО ПО РАБОТЕ В ГРУППЕ
Рисунок 2: Цель осуществления работы в группах
Как работать в группах?
Для того, чтобы получить максимальные преимущества от групповой работы, учителям и
студентам важно быть осведомленными и развивать межличностные навыки при наблюдении и
общении, уметь самовыражаться и поддерживать других (Рисунок 3).
Рисунок 3: Навыки, развиваемые при работе в группах
Правила организации групп
Группы могут создаваться различными способами. Иногда учителей (и учащихся) просто просят
поработать с коллегами (друзьями), в других случаях формируются случайно выбранные группы.
Иногда группы создаются в соответствии с конкретными сильными сторонами личностей.
Каким бы способом ни образовывалась группа, необходимо знать, что любой вновь
сформированной группе людей требуется время для адаптации и приспособления к особенностям
характера, навыкам и стилям работы друг друга. Успешные группы учатся использовать
преимущества этих различий, точно определять их на начальном этапе и организовывать
деятельность группы соответствующим образом (Таблица 1).
Этап формирования не ограничивается началом работы группы. По мере осведомленности
членов группы друг о друге будет постепенно изменяться динамика работы группы, и группе будет
необходимо реагировать на такие изменения, корректируя работу, по мере необходимости.
Правила работы в группах
Communication
:writing, talking , listening
and use of body language
Self- expression
: Being assertive to make an
active contribution to the group without
dominating the group
Supporting others
: Managing stressful
situations to make an active contribution to the
group, without dominating the group activity.
Observing
others and being aware of
others. Being sensitive to other in the group
Общение
: письменная и устная речь, слушание и
использование мимики и жестов
Самовыражение: уверенность в себе для активного
участия в работе группы, не занимая доминирующее
положение
Поддержка других: разрешение напряженных
ситуаций для активного участия в группе, не
доминируя в деятельности группы
Наблюдение над другими и осведомленность о
других. Отзывчивость по отношению к другим членам
группы

Page 4

РУКОВОДСТВО ПО РАБОТЕ В ГРУППЕ
Групповая деятельность предполагает решение более сложных задач, чем те, которые могут
решаться индивидуально.
Любая команда должна руководствоваться общим сводом правил, которые должны знать и
понимать все ее члены. Это необходимо для того, чтобы каждый член группы знал, что от него
ожидают, как будет распределяться и поддерживаться работа, и каким образом будут достигнуты
результаты.
Таблица 1: Этапы формирования групп
Какова должна быть численность группы?
Количество учащихся в группе должно максимально обеспечивать возможность
эффективного взаимодействия между учащимися, а также между учащимися и учителем.
Установление баланса между численностью участников в одной группе и количеством
групп будет иметь значение. Например, много небольших групп или пар могут
эффективно работать в течение ограниченного короткого времени (например, около 5
минут). Небольшое количество больших групп вызывает отвлеченность и дезорганизацию
учащихся. Учитель должен определить, какая численность участником в группе будет
наиболее эффективная для выполнения конкретного задания (Рисунок 4).
Роль учителей
Групповая работа должна организовываться и поддерживаться учителями, а так же
должно выделяться время для обсуждения после выполнения задания.
Учителя должны поддерживать эффективную работу групп и способствовать достижению
положительных результатов.
Работа с классом должна включать обсуждение того, что будет достигнуто, и, что
планируется узнать, и как обучение всего класса связано с заданиями для работы в
группах. В ходе обсуждения необходимо напоминать учащимся о навыках, стратегиях и
правилах, которые они должны использовать.
Формирование
группы
•Кто входит в
состав группы?
•Каковы ваши
личные сильные
стороны
?
•Как их можно
эффективно
использовать?
•Как будет
группа работать
совместно?
Групповое
планирование
•Что необходимо
сделать?
•Сколько вам
потребуется
времени на
выполнение
работы?
•Как может быть
распределена
работа внутри
группы?
•Как будет
осуществляться
общение внутри
группы при
выполнении
работы?
Осуществление
деятельности
•В какой форме
будет создан
конечный
продукт?
•Будут ли
различные
навыки
соответствовать
различным
задачам при
выполнении
проекта?
•За какую работу
вы будете
оцениваться?
•Есть ли
достаточное
подтверждение
группового
сотрудничеств?
Реализация
плана
•Как члены
группы будут
помогать друг
другу?
•Как вы будете
обсуждать
работу друг
друга?
•Как будет
контролиро-
ваться ход
работы?
Оценивание
работы группы
•Насколько
эффективно вы
работали как
команда?
•В каком объеме
вы оказывали
помощь друг
другу?
•Какие основные
аспекты работы
в группе были
успешны?
•Что не
получилось?
•Какие из этого
можно извлечь
уроки?

Page 5

РУКОВОДСТВО ПО РАБОТЕ В ГРУППЕ
Вмешательство учителя должно быть деликатным и смоделировать практику,
рекомендуемую учащимся. Для обеспечения совместной работы групп, возможно, на
начальных этапах потребуется больше поддержки со стороны учителя.
По окончании занятия учитель должен стимулировать учащихся к размышлению над
процессом и результатами групповой работы.
Рисунок 4: Размер групп
Для успешной групповой работы установленные задания и деятельность должны быть построены
стратегически, чтобы стимулировать эффективную работу в группах, и применяться для развития
обучения, мышления и понимания высокого уровня.
Результаты кооперативной работы в группах
Хорошо организованная групповая работа способствует развитию социального взаимодействия
между учащимися, навыков эффективного общения и решения проблем. Это, в конечном итоге,
стимулирует учащихся к активному участию в собственном обучении.
Работа в группах эффективна, когда она стимулирует учащихся к обдумыванию и обсуждению
полученной информации, оспаривать и понимать мнения других.
Факты подтверждают, что этот процесс является поэтапным. Таким образом, на раннем этапе
работа в группах должна сначала развивать навыки социального взаимодействия, затем, когда
отношения между учащимися установятся, учителя могут развивать их навыки эффективного
общения и решения проблем (Рисунок 5).
Рисунок 5: Процесс развития навыков
Что такое социальное взаимодействие?
Младшие и старшие школьники должны иметь возможность формировать представление о том,
что значит быть членом группы, и учиться быть терпимыми к мнениям и идеям других людей.
•Группы из 4-6 учащихся
эффективные для многих видов
групповой работы и для
ослабления доминирования
одного ученика над группой
•Больше возможностей для
некоторых членов группы
меньше работать
•Тихие, спокойные дети,
возможно, меньше хотят
участвовать в работе
Малые
группы
•Пары могут быть эффективны
для выполнения совместных
мыслительных задач высокого
уровня (например, принятие
решений, решение проблем) и
для обучения сверстников
Пары
•Большие группы из 7-10
учащихся могут быть
эффективны, когда цель
заключается в представлении
многих точек зрения при
обсуждении проблем
•Чем больше группа, тем
сложнее планировать и
организовывать работу, роли и
взаимодействие и вступать в
разговор
Большие
группы
Социальное
взаимодействие
Общение
Решение проблем

Page 6

РУКОВОДСТВО ПО РАБОТЕ В ГРУППЕ
Именно таким образом развивается доверие, которое, в результате, приводит к взаимоуважению и
отзывчивости по отношению к другим людям.
Совместная работа над выполнением заданий позволяет учащимся рассматривать ситуации с
точки зрения других людей.
Что такое эффективное групповое общение?
Наиболее благоприятным аспектом работы в группах является возможность общения, но это
требует умения не только говорить, но и слушать, поэтому существует несколько основных
правил, которые должны знать учащиеся:
• Говорить по очереди
• Активно слушать
• Задавать вопросы и спрашивать, есть ли вопросы
• Вносить предложения и спрашивать, есть ли предложения у других
• Выражать свои мысли и мнения и интересоваться идеями и мнениями других
• Коллективно обсуждать предложения, идеи и мнения
• Помогать и просить о помощи
• Давать и просить пояснения
• Пояснять и оценивать идеи
• Принимать групповые решения и приходить к единому мнению
• Подводить итоги обсуждения
• Приводить убедительные аргументы
Стратегии решения проблем
Работа в группах с целью решения существующей проблемы – очень действенный способ
обучения. Учащиеся будут планировать задания и организовывать их выполнение, чтобы не
зависеть от взрослых. Этот подход позволит учащимся:

Эффективно планировать время

Коллективно обсуждать инновационные подходы и идеи

Определять, требуется ли какая-либо индивидуальная деятельность или обдумывание до
работы в группе

Назначать роли (руководитель, секретарь, репортер, наблюдатель и т.д.) внутри группы
или поручать части задания различным членам группы

Достигать согласия при выполнении задания

Информация о работе Работа в малых группах