Разбор кейса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 19:47, контрольная работа

Описание работы

Вторая форма аутизма.
У таких детей рано формируются так называемые жизненные предпочтения — в еде, одежде. Это также может касаться маршрута, по которому они привыкли приходить домой. Его любимые игрушки - паровозик, ключи или что-нибудь из кухонной утвари: он вертит их перед глазами и облизывает. Они тяжело переносят перестановку мебели в квартире. И действительно мальчик "яростный противник нового", "консерватор", - это видно из описания. И всё новое - одежда, игрушки, маршрут прогулки, еда, положение вещей в доме - вызывает протест, возбуждение, крик

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 19.96 Кб (Скачать файл)

Сургутский государственный педагогический университет

факультет  педагогики и психологии

кафедра педагогического и специального образования

 

 

 

 

 

Контрольная  работа

по «Коррекционные педагогические системы воспитания и обучения»

Тема: «Разбор кейса»

 

 

 

 

 

Подготовила:

студентка 5 курса ОЗО

 группа  0062

Боброва О.В.                                                                                                             

                                                                  Проверила: к.п.н., доцент

                                                                                 Болгарова М.А.

 

 

 

 

 

Сургут

2013

 

 

 

 

 

 

Прочитав текст наблюдения я  пришла к выводу, что здесь описан смешанный тип дизонтогенеза, и считаю, что у мальчика (2 и 3 группа аутизма) и немного есть задержки психического развития. (ЗПР).

В природе очень редко встретишь (как мне кажется) – чистый вид аутизма.

 Начну с того, что аутизм – это «уход» от действительности с фиксацией на внутреннем мире аффективных комплексов и переживаний.

У ребёнка есть общие отклонения в развитии из этих групп разных психических процессов.

Вторая форма аутизма.

У таких детей рано формируются  так называемые жизненные предпочтения — в еде, одежде. Это также может  касаться маршрута, по которому они  привыкли приходить домой. Его любимые игрушки - паровозик, ключи или что-нибудь из кухонной утвари: он вертит их перед глазами и облизывает. Они тяжело переносят перестановку мебели в квартире. И действительно мальчик "яростный противник нового", "консерватор", - это видно из описания. И всё новое - одежда, игрушки, маршрут прогулки, еда, положение вещей в доме - вызывает протест, возбуждение, крик.

Умственное развитие таких детей  происходит очень своеобразно.

Любая попытка изменений вызывает неприятие.

Они получают удовольствие, выполняя однообразные действия, однако их количество достаточно разнообразно. Если игрушек нет, может подолгу завороженно вращать кистями рук перед глазами. Такие дети говорят, однако их речь бедна, они способны выражать свои эмоции только в тех условиях, в которых такое выражение было выработано. Что касается речевого развития детей этой группы, то оно также представляет собой принципиальный шаг вперед по сравнению с детьми первой группы. Это говорящие дети, они могут пользоваться речью для того, чтобы выражать свои нужды. Всё это соответствует нашему мальчику.

Третья форма аутизма.

Если говорить о том, что у мальчика есть и особенности в развитии из 3 группы, то аутостимуляция носит здесь особый характер. Ребенок не заглушает неприятные и пугающие впечатления, а, наоборот, взбадривает себя ими. Именно с такими впечатлениями чаще всего связаны его однотипные монологи и рисунки. У него из-под карандаша – одни каракули.

 Дети не выглядят отрешенными,  они захвачены своими собственными  впечатлениями и переживаниями.  Их лица выражают энтузиазм,  глаза блестят, а движения однообразны и порывисты. Если говорить, о принадлежности к данной группе то он неплохо считает до 20 и пересчитывает все попадающееся ему на глаза, помнит наизусть много стихов и сказок, но ни разу еще не смог передать их содержание своими словами - такое впечатление, что он запоминает текст, но не содержание. У него отличный музыкальный слух и очень избирательное отношение к музыке: дома у него есть несколько излюбленных, "заверченных до дыр" пластинок, под которые он может часами кружиться с отрешенно-мечтательным выражением лица. Он знает и правильно называет цвета.

В целом, долго  обдумывая,  я  пришла к выводу, что у мальчика смешанный тип дизонтогенеза.

Как мне кажется здесь не должно быть вмешательства медикаментозного  лечения. Таким образом, речь скорее должна идти о лечебном воспитании, задачей которого является, прежде всего, развитие осмысленного взаимодействия ребенка с окружающим миром. У ребёнка не преобладает выраженная агрессия в поведении по отношению к другим людям.

 Чтобы был результат в положительную сторону, необходимо слаженность взаимодействий между специалистами и семьей, как и координации действий внутри команды специалистов. Хороший результат не может быть достигнут без выработки общего языка и согласия в оценке проблем ребенка, без определения общих целей работы. Нескоординированность действий взрослых может очень повредить ребенку. Например, если одни работают над активацией эмоциональных контактов, а другие настойчиво требуют, чтобы ребенок был прежде всего правильно организован на занятиях, послушен и "удобен" дома, то конфликты в команде неизбежны, как неизбежно и появление у ребенка новых страхов, углубление его аутизма.

Особенно важны постоянная эмоциональная  поддержка близких и их стремление двигаться вперед вместе с ребенком. Не следует говорить: "Мы не умеем, вы специалисты - вы и делайте, как надо". Коррекция такого ребенка - это даже не лечебное развивающее обучение, не работа с отдельными психическими сферами, проблемами, функциями (восприятием, моторикой, мышлением или речью), а лечебное воспитание - постепенное осмысление вместе с ребенком каждодневной жизни, побуждение его к более активному взаимодействию, помощь в освоении им тех форм жизни, в которых эта активность может быть реализована. Это очень трудный путь!

Коррекционная  работа с данным ребенком:

      Определяя задачи и последовательность действий, необходимо все время исходить из реальной ситуации, из логики развития ребенка, проверять себя с точки зрения здравого смысла: нужно ли ему сейчас то, что мы хотим сделать, для чего нужно, как он это сможет использовать дальше? И, оценивая результаты, мы не должны вести отсчет от абстрактной возрастной нормы: наш ориентир - это, конечно, динамика достижений самого ребенка.

Как уже говорилось, в коррекционной  работе вообще нельзя торопиться и  форсировать события. Развитие ребенка  часто идет неравномерно, скачками, каждый раз он должен созреть, чтобы  сделать следующий шаг в освоении мира, а затем опять долго осваиваться  и пробовать новые способы  жизни. Если мы будем слишком его  подталкивать, это может, наоборот, отодвинуть очередной шаг. Таким образом, хотя мы и начинаем с самых простых форм тонизирования ребенка сенсорной стимуляцией, но постепенно можем "подключить" к ней достаточно сложные переживания и, самое главное, - использовать их для повышения активности ребенка: он становится более выносливым в глазном и тактильном контакте, может дольше слушать нас, сосредоточиваться на том, что мы делаем, и периодически включаться в эти действия, отвечать на вопросы, отзываться на имя, выполнять простые просьбы и иногда даже спонтанно обращаться к нам. Важно, что эти возможности сохраняются в нашем общении и вне стереотипной игровой ситуации, благодаря чему мы сумеем использовать освоенные ребенком эмоциональные смыслы для организации уже реального, неигрового взаимодействия.

 Взаимодействие должно быть  спланировано так, чтобы мы  могли чередовать игры, насыщенные  движением, яркими сенсорными  и эмоциональными впечатлениями,  со спокойными занятиями, где  сам ритм, организация пространства, привычный стереотип поведения успокаивают и четко организуют ребенка. Кроме того, для профилактики перевозбуждения необходимо заранее обдумать и экстренные меры: какое любимое и успокаивающее занятие сможет переключить ребенка, можно ли ему дать погрызть яблоко, усадить пить чай, поставить любимую пластинку, спеть ему песню, заняться мозаикой или конструктором, предложить смотреть в окно либо собраться погулять. Обычно ребенок спокойно входит в организующий стереотип поведения, и этим его можно уберечь от срыва в возбуждение.

 

Коррекционные технологии

Говоря о технологиях в работе с таким мальчиком, если бы у меня был «особенный» пациент или ребёнком с РДА, то я бы как мама и дефектолог не использовала в своей работе - ХОЛДИНГ-ТЕРАПИЮ. (американского психиатра Марты Уэлч). На мой взгляд такая терапия может дать свои плюсы и свои минусы. Положительный момент в том, что ребёнок после терапии становится потдатливым, а отрицательный – может развиться агрессия, враждебность и т.д.

Я бы выбрала в работе с таким  ребёнком эстетопсихотерапию или эмоционально-уровневый подход, и посоветовала её родителям и своим коллегам.


Информация о работе Разбор кейса