Разновидности детского коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 15:56, реферат

Описание работы

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.Выделяют несколько основных типов ситуации успеха: неожиданная радость, общая радость, радость познания.
Неожиданная радость – это чувство удовлетворения оттого, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания.
Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 26.50 Кб (Скачать файл)

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность  достичь значительных результатов  в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.Выделяют несколько основных типов ситуации успеха: неожиданная радость, общая радость, радость познания.

Неожиданная радость –  это чувство удовлетворения оттого, что результаты деятельности ученика  превзошли его ожидания.

Общая радость состоит  в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива.

Технологически создание любого типа ситуации успеха состоит  из последовательности следующих операций: снятие страха, авансирование успешного  результата, скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности, внесение мотива, персональная исключительность, мобилизация активности или педагогическое внушение,  высокая оценка детали.Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть  изолированность и пассивность.Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения.Ни один ребенок не приходит в школу неудачником. Лишь школа может сделать из него неудачника. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, бедность, но и школу, и ее методы обучения. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.

Создание ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника 

 

Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны  учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая  серьезная проблема обучения. Ребенок  приходит в школу преисполненный желания учиться. Почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в  этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес  у учащихся к учебному процессу и  при помощи чего?

Учитель должен помнить, что  ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности, а  для этого нужно создавать  ситуации успеха. Использование ситуации успеха должно способствовать повышению  рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помочь учащимся осознать себя полноценной личностью.

В докладе делается попытка  определить педагогические основы создания ситуации успеха для формирования  у младших школьников интереса к обучению.

Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С  социально-психологической точки  зрения – это оптимальное соотношение  между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. В  тех случаях, когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для  личности, можно говорить об успехе.

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность  достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие определенные затруднения в учении. В связи с этим необходимо подбирать  такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений, и лишь потом  переходить к более сложным упражнениям. В опыте передовых учителей с  этой целью используются, так называемые, сдвоенные задания, где первое подготавливает к выполнению более сложного задания. Надежным путем создания ситуаций успеха является дифференцированный подход к  определению содержания деятельности и характеру помощи учащимся при ее осуществлении. Естественными в этом случае должны быть и словесные, поощрения, подбадривающие ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, и стремление соответствовать оценке учителя. Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех и иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям.

Успех – категория не абстрактная. Радость успеха младшего школьника  отличается от радости подростка. Младший  школьник не столько осознает успех, сколько переживает. Подросток и  осознает, и переживает.

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы  создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить  понятия «успех» и «ситуация  успеха». Ситуация – это сочетание  условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат  подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто  более субъективное, скрытое в  значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников  возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в  себя.

При попытке понять, как  развивается мотивация достижения успехов у детей младшего школьного  возраста, важно иметь в виду еще  одно обстоятельство. Было показано, что  у человека с достижением  успехов связаны не один, а два разных мотива: мотив достижения успехов и мотив избегания неудач. Оба они как противоположно направленные тенденции формируются в ведущих для детей данного возраста видах деятельности: для дошкольников – в игре, а у младших школьников – в обучении.

Если взрослые, обладающие большим авторитетом у детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге  формируется и закрепляется мотив  избегания неудачи, который отнюдь не является стимулом к достижению успехов. Если, напротив, внимание со стороны  взрослого и большая часть  стимулов ребенка приходится на успехи, то складывается мотив достижения успехов.

Это обстоятельство и было принято в расчет в педагогических работах Ш.А. Амонашвили, где рекомендовано в начальных классах не использовать отметок, особенно низких, чтобы не вызвать у детей тревожность и беспокойство, связанные с развитием и функционированием мотива избегания неудачи.

Выяснив, чем успех является для ребенка, перейдем к рассмотрению типов ситуаций успеха.

Выделяют несколько основных типов ситуаций успехов:

1.      Неожиданная радость.

2.      Общая радость.

3.      Радость познания.

Неожиданная радость – это чувство удовлетворения оттого, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, как считает А. Белкин, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя.

Рассмотрим некоторые  приемы “неожиданной” радости:

-    прием “Лестница”.

Речь идет о ситуациях, когда учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с  ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в  себя и окружающих.

-    прием “Даю шанс”.

Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок  получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации учитель может  и не готовить специально, но его  воспитательный дар проявится в  том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его  материализовать.

-    прием “Исповедь” или “Когда учитель плачет”.

Этот прием можно применять  в тех случаях, когда есть надежда, что искренне обращение учителя  к лучшим чувствам детей получит  понимание, породит ответный отклик. Как его применять – дело техники  опыта, интуиции и культуры педагога. Здесь надо все точно просчитать, правильно спрогнозировать возможные  реакции. Данный прием рекомендуется  применять в том случаях, когда  есть надежда, что искренне обращение  учителя к лучшим чувствам  детей получит понимание.

Следующий тип ситуации успеха это общая радость.

Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной, заметной или незаметной. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.

Раскроем приемы, с помощью  которых можно создать ситуацию успеха, вызывающую общую радость.

-    прием “Следуй за нами”.

Смысл состоит в том, чтобы  разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести  радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить  для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и  результатом усилий.

-    прием “Эмоциональный всплеск” или “Ты так высоко взлетел”.

Главная роль отведена учителю. Колоссальный интеллектуальный потенциал  скрывается в каждом ученике, если найти  способ воспламенить этот заряд, высвободить  его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим  чувством слово учителя рождает  усилие, усилия рождают мысль, а мысль  расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех.

-    прием “Обмен ролями” или о пользе занятий, которые ведутся неправильно.

Обмен ролями дает возможность  высветить скрытый до сих пор  потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых  возможностей учащихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные  акты “обмена ролями”, превращаясь  из формы деловой игры в специфический  прием создания ситуации успеха. Девиз  этого приема: “Чем ярче личность, тем  ярче коллектив”.

-    прием “Заражение” или “Где это видано, где это слыхано”.

В педагогике заражение может  быть очень эффективным средством  оздоровления атмосферы коллектива, источником успеха и общей радостью. Педагогическое заражение построено  на точном расчете, в котором главное  – выбор гносионосителя, то есть мощного источника интеллектуального заражения. “Заразить” коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного  школьника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.

Механизм “заражения”  построен на передаче настроения от одной  микрогруппы к другой. Общая радость не представляет собой однородного целого, она всегда отражает сумму успехов нескольких микрогрупп школьников. Ее осознание, переживание определяется ролью этих микрогрупп. Главное в том, чтобы в достижениях школьника окружающие видели результаты своего труда, а сам ребенок понимал, что его радость – это радость поддержки, радость состояния “своего среди своих”.

Последним типом ситуации успеха является радость познания.

Учебный труд может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов. Радость  познания по своей сути альтруистична. Познание опирается на самообразование, на самопознание. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных  причин. Ее главное условие –  общение.

Выращивание познавательного  интереса и есть предмет заботы учителя, формирующего радость познания.

-    прием “Эврика”.

-    Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное “открытие”, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

-    прием “Линия горизонта”. 

Однажды открыв для себя увлекательность  поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно  стремиться к поиску, не считаясь с  трудностями, неудачами. У него будет  формироваться уважительное отношение  к возможностям человеческого разума.

Технологически создание любого типа ситуации успеха состоит  из последовательности следующих операций:

1.      Снятие страха - Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

2.      Авансирование успешного результата - Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в его силы и возможности.

3.      Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности - Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.

4.      Внесение мотива - Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

5.      Персональная исключительность - Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

6.      Мобилизация активности или педагогическое внушение - Побуждает к выполнению конкретных действий.

7.      Высокая оценка детали - Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а  какой-то его отдельной детали.

Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение  которых осложнено целым рядом  внешних и внутренних причин, поскольку  позволяет снять у них агрессию, преодолеть  изолированность и пассивность. Вместе с этим школьный учитель довольно часто сталкивается с другой проблемой - когда благополучный, и в общем-то успевающий ученик, считая, что успех ему гарантирован предыдущими заслугами, перестает прилагать усилия в учебе, пускает все на самотек. В подобном случае ситуация успеха, создаваемая педагогом, приобретает форму своеобразного слоеного пирога, где между слоям теста (между двумя ситуациями успеха) располагается начинка (ситуация неуспеха).

Информация о работе Разновидности детского коллектива