Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 19:09, реферат
С электронными образовательными ресурсами (ЭОР) я начала работать с 2009 года. Основанием для начала работы послужило установка в кабинете, в котором я работаю, мультимедийного оборудования: проектора, интерактивной доски, компьютера.
Применение интерактивной доски позволяет учителю намного эффективнее управлять демонстрацией визуального материала, организовывать групповую работу и создавать собственные инновационные разработки, при этом не нарушая привычный ритм и стиль работы. Использование интерактивной доски позволяет сделать уроки ярче, информативнее и увлекательнее.
В процессе применения электронных образовательных ресурсов (ЭОР) происходит развитие обучаемого, подготовка школьников к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.
С электронными образовательными
ресурсами (ЭОР) я начала работать с 2009
года. Основанием для начала работы послужило
установка в кабинете, в котором я работаю,
мультимедийного оборудования: проектора, интерактивной доски, компьютера.
Применение интерактивной доски позволяет
учителю намного эффективнее управлять
демонстрацией визуального материала,
организовывать групповую работу и создавать
собственные инновационные разработки,
при этом не нарушая привычный ритм и стиль
работы. Использование интерактивной
доски позволяет сделать уроки ярче, информативнее
и увлекательнее.
В процессе применения электронных образовательных
ресурсов (ЭОР) происходит развитие обучаемого,
подготовка школьников к свободной и комфортной
жизни в условиях информационного общества,
в том числе:
- развитие наглядно-образного, наглядно-действенного,
теоретического, интуитивного, творческого
видов мышления;
- эстетическое воспитание за счёт использования
возможностей компьютерной графики, технологии
мультимедиа;
- развитие коммуникативных способностей;
- формирование умений принимать оптимальное
решение или предлагать варианты решений
в сложной ситуации;
- формирование информационной культуры,
умений осуществлять обработку информации;
- формируются новые знания, умения, навыки,
мотивы;
- развиваются способности, любознательность,
эрудиция, творческое мышление, умение
вести диалог и другие личностно-значимые
качества.
Для обучения школьников необходимо создать
среду, которая будет активизировать познавательную
деятельность детей, обеспечит дифференцированный
подход к каждому ученику.
Применение на уроках интерактивного
материала превращает традиционный урок
в совместный интересный поиск нужной
информации.
На своих уроках постоянно использую здоровьесберегающие
технологии, провожу активные физкультминутки.
Применение ЭОР на уроках информатики
может носить разнообразный характер.
Это могут быть обучающие, развивающие,
контролирующие, тренирующие, диагностические
материалы.
Тренажеры применяются при отработке
навыков работы на клавиатуре. Тесты позволяют
проверить знания учеников в режиме тренировки
и зачета. Вопросы и ответы к вопросам
в каждом случае перемешиваются и не повторяются,
что исключает возможность списывания.
Каждый ученик может работать с тестом
в удобном для него темпе, пропуская вопросы
и возвращаясь к ним. Оценивает результат
работу ученика компьютер.
Разработка интерактивного материала
к урокам информатики включает в себя:
1) создание различных разработок уроков,
внеклассных мероприятий. В настоящее
время в моей копилке более 100 интерактивных
материалов – это презентации к урокам,
тесты, контрольные работы, разработки
внеклассных мероприятий для начальной,
средней и старшей школ;
2) участие учителя в педагогических сообществах.
Мои работы привлекли внимание коллег,
поступило предложение вступить в команду
сайта Школьно-студенческая социальная
сеть в качестве эксперта учебно-методических
разработок и публикаций.
Сайт Педсовет пригласил в 2010 году работать
в жюри Международного конкурса «Интерактивная
мозаика»;
3) участие в конкурсах. В 2010 году я стала
победителем конкурса методических разработок
«Уроки информатики в 5-7 классах» в конкурсе
«Информационная среда школы». В 2011 году
приняла участие во Всероссийском конкурсе
педагогического мастерства по применению
ЭОР в образовательном процессе. В 2012 году
стала лауреатом конкурса «Информационная
среда школы» по лоту «Урок информатики
в 5 – 7 классах»;
4) участие в конференциях. Принимала участие
в видео конференции сайта ЗАВУЧ.инфо
по теме «Современные интерактивные педагогические
технологии»;
5) включение в урок ЦОР, использование
в работе всевозможных дидактических
материалов, как своих, так и коллег. Каждый
урок информатики сопровождается ЦОР,
которые я разработала сама или заимствованные
у коллег. Составлен каталог ЦОР;
6) работа с общеобразовательными сайтами
(размещение своего материала, общение
и обмен информацией с коллегами). В настоящее
время более 80 моих разработок размещено
на 14 общеобразовательных сайтах;
7) консультации коллег по методам создания
интерактивного материала и размещения
его в сети Интернет. Делюсь опытом своей
работы, выступая на педагогических советах,
совещаниях, семинарах, по следующим темам:
«Разработка интерактивного материала
к урокам информатики «, «Информационная
компетентность учителя», «Иллюстративная
графика», «Компетентностный подход к
преподаванию информатики», «Интерактивная
образовательная практика Школы цифрового
века», «Информационное пространство
учителя»; «Применение педагогических
технологий в преподавании информатики»;
8) внеурочная деятельность в форме кружковой
работы. Веду кружок "В мире презентаций"
для учеников 10-12 лет. Программа кружка
включает в себя изучение навыков создания
презентаций. Ученики, занимающиеся в
кружке, умеют разрабатывать презентации
для любого школьного предмета с применением
триггеров, принимают участие в предметных
конференциях, заслуживая высокую оценку
своей работы.
Мои ученики с большим интересом создают
учебные презентации, которые являются
помощью учителю и ученикам. Презентации
разрабатываются учениками по заданию
учителя-предметника для урока или внеклассного
мероприятия. Так ученики 11-го класса разработали
презентации, помогающие подготовиться
к ЕГЭ по информатике. Каждая презентация
содержит теоретический материал по теме,
задания по частям А и Б, проверку правильности
ответа.
Ученики 8-го класса разработали обучающие
презентации для всех тем учебника «Информатика
и ИКТ» автора Угриновича Н. Д.
Успешность обучения в 2012/2013 учебном году
повысилась до 99,6% против 84, 2% в 2009/2010 учебном
году.
Для развития познавательного интереса
учеников к информатике привлекаю детей
к участию в конкурсах различного уровня.
Регулярно мои ученики участвуют во Всероссийском
игровом конкурсе «КИТ – Компьютеры. Информатика.
Технологии» Российской Академии Образования
Института продуктивного обучения. В 2012
году в этом конкурсе приняли участие
48 школьников. Из них: начальная школа
– 30, средняя – 18. 9 учеников получили Дипломы,
39 – Сертификаты участников. Всем участникам
выданы призы. В 2013 году ученики участвовали
в сверхпрограммной общероссийской предметной
олимпиаде Олимпус Осенняя Сессия, проводимой
Институтом Развития Школьного Образования.
Мои разработки привлекли внимание Доктора
педагогических наук, Заслуженного учителя
РФ, лауреата премии Правительства РФ
в области образования, автора более 200
научно-методических трудов, в том числе
УМК по курсу «Информатика и ИКТ» для основной
школы (5-7 и 8-9 классы) Босовой Людмилы Леонидовны.
Она предложила мне сотрудничать при разработке
ЦОР для её учебников «Информатика и ИКТ»
для 8 и 9 классов. Сейчас эти работы окончены,
и ЦОР размещены на сайте Методической
службы издательства БИНОМ. В настоящее
время мы продолжаем сотрудничество. Работаем
над выпуском Методического пособия для
учителя информатики для 8 и 9 классов.
И СПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Интерактивное обучение предполагает взаимодействие учащегося с учебным окружением, когда ученик становится полноправным участником учебного процесса. К методам интерактивного обучения относятся методы, которые способствуют вовлечению учащегося в процесс получения и переработки знаний: проблемные, групповые, исследовательские формы урока, ролевые игры.
Сегодня мы являемся свидетелями появления и создателями новых форм интерактивного обучения, связанных с электронными дидактическими средствами обучения. Современный мультимедийный урок имеет ту же структуру, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового материала, закрепление, контроль знаний. Использует те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие. Но сегодня появилась возможность использовать на уроке динамические информационные модели, мгновенную визуализацию исследуемого процесса, моделирование изучаемого явления. Направленность на оперативную обратную связь, возможность выстраивания индивидуальной образовательной траектории в информационной среде электронного дидактического средства обучения меняет дидактические методы традиционного урока. Современный мультимедийный урок - это промежуточное звено между традиционным уроком и открытым образованием.
Повышение эффективности современного урока педагоги-практики связывают с применением мультимедийных технологий, которые обладают уникальной возможностью повышать информационную плотность урока, но требуют понимания дидактической специфики новых носителей учебного материала.
Современная информационная технология, может быть реализована в трёх вариантах: "проникающая" - использование компьютера и мультимедийных технологий при изучении отдельных тем, для решения отдельных дидактических задач; как основная - наиболее значимая в используемой педагогической технологии; как монотехнология - всё обучение, все виды контроля и мониторинга опираются на применение компьютера.
Проникающая технология, применяемая в классно-урочном обучении, может дать ощутимый эффект лишь в том случае, когда учитель имеет возможность использовать мультимедийное оборудование на каждом уроке, в любом классе, а не только тогда, когда ему удаётся договориться о переносе этого оборудования в свой кабинет или получить доступ в компьютерный класс. Эпизодическое обращение к работе с компьютером всегда сопряжено с определённой психологической перенастройкой учащихся и учителя на работу в непривычных условиях, значительное время будут отнимать организационные моменты - ознакомление с инструкциями, изменения в расписании загрузки кабинетов. Даже если заранее планировать проведение определённого количества часов в компьютерном классе логика содержания учебного материала может прийти в противоречие с необходимостью "планового" использования мультимедийного оборудования.
Мультимедийная технология урока предполагает наличие не только необходимого оборудования, но и качественного программного учебного обеспечения, таких ресурсов в распоряжении учителя может не оказаться. Основные усилия разработчиков программных продуктов направлены на разработку обучающих систем, рассчитанных на индивидуальное использование в режиме "Репетитор". Но даже те мультимедийные продукты, которые доступны школе на С D -дисках, не имеют методического сопровождения. Ещё более сложной задачей является извлечение из целостного электронного курса необходимого фрагмента и подготовка его к применению на уроке, поскольку невозможно изменять и дополнять учебный материал или планировать его по другой схеме.
Чтобы сделать значительный прорыв в практике обучения на основе мультимедийных технологий, нужны разработки, сопровождающие процесс формирования ключевых понятий, как при индивидуальной, так и при фронтальной работе, позволяющие активно участвовать ученику в развитии и применении этих понятий.
Новый толчок в развитии получает метод тематического погружения. Погружение в мультимедийную среду заключается в том, что все уроки выбранной темы проходят в компьютерном классе с интерактивной доской и предполагают использование тематического мультимедийного комплекса, программно-аппаратного обеспечения и оперативного контроля знаний. Интерактивная доска - это современное средство, которое имеет широкие возможности графического комментирования экранных изображений и применения "аудиовизуального" диалога.
Список использованных источников:
1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998.
2. Матрос Д.Ш. Информатизация общего среднего образования / Д.Ш. Матрос. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
3. Бакмагамбетова С.Ж. Интерактивная доска – революция в интерактивном преподавании в классе / С.Ж. Бакмагамбетова // Педагогический совет. – 2009. –№ 3. – С. 24.
Интерактивное оборудование на уроках
информатики как средство создания современной обучающей среды
В настоящее время становится общепризнанной позиция, согласно которой приоритет в образовании должен быть отдан не передаче неких конкретных знаний и умений от того, кто учит, тому, кто учится, а развитию у учащегося самой способности по собственной воле приобретать эти знания и умения, когда возникает необходимость. Встаёт проблема поиска механизма перехода от репродуктивного, ориентированного на запоминание, типа обучения к продуктивному, эвристическому, обучающему. Идёт поиск иных форм взаимодействия Учителя и Ученика в совершенно иных условиях, главным из которых является наличие новой образовательной среды. Всё это требует иных технологий образования. По мнению В.В.Гузеева новые образовательные технологии должны формироваться в рамках стохастической технологической парадигмы, согласно которой конкретные технологии должны воздействовать не на содержание обучения и не на самого ученика, а на обучающую среду, в которую погружены ученики. Это должно обеспечить не просто максимальное усвоение содержания каждым учеником, а максимальную вероятность развития каждого ученика в желаемом направлении за счёт изменения свойств самой среды. Образовательная среда вследствие включения в учебный процесс интерактивных компьютерных технологий, а также интерактивного оборудования радикально меняется. В “докомпьютерную” эпоху условия и средства учебного процесса существовали рядом с учеником и учителем, а сейчас и ученик, и учитель интегрированы в среду.
За последнее время в ходе реализации проекта ИСО значительно улучшилась материально-техническая база образовательных учреждений. В гимназии №23 г. Челябинска имеется и используется в учебном процессе интерактивное оборудование: четыре интерактивные доски и две системы интерактивного голосования. Интерактивные доски предоставляют учителю и учащимся возможность сочетания компьютерных и традиционных методов организации учебной деятельности: с их помощью можно работать с практически любым программным обеспечением и одновременно реализовать различные приёмы индивидуальной и коллективной, публичной работы учащихся. Системы интерактивного опроса и голосования можно использовать не только для проведения тестирования учащихся, но и для получения обратной связи при проведении семинаров и тренингов.
Например, на уроке информатики в 5 классе по теме “Моделирование движения в среде Логомиры” (конспект урока с презентацией прилагается) этап актуализации знаний можно провести с использованием интерактивной доски. Первое задание – вспомнить назначение команд исполнителя: в первом столбце размещены команды, во втором - их назначение; учащимся предлагается, используя цветные маркеры, соединить команду с её назначением или переместить таблички с командами, поставив их напротив соответствующих описаний. Второе задание – на доске изображена цифра “5” и различные команды исполнителя Черепашка, учащимся предлагается, перемещая команды по полю доски, составить алгоритм изображения данной цифры. Данное задание имеет несколько решений, поэтому можно вызвать к доске несколько учащихся, готовых привести альтернативные решения задачи. Третье задание – по заданному алгоритму восстановить действия исполнителя. Учащиеся с удовольствием рисуют на доске цветными маркерами, исправляют друг друга, предлагают свои решения.
Использование интерактивной доски улучшает наглядность, повышает мотивацию – каждому хочется порисовать на этой доске, даёт учителю возможность за короткий промежуток времени предложить учащимся целый ряд различных заданий.
Тема урока: Моделирование движения в среде ЛогоМиры.
Возраст учащихся: 6 класс.
Место в системе уроков по теме: изучается после знакомства со средой исполнителя и основными командами.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели урока.
1. Познакомить с возможностями программы ЛогоМиры для моделирования движения:
2. Развивать творческого мышления, внимательность.
3.
Формировать навыки
Технические средства, дидактический материал: компьютер, проектор, интерактивная доска SmartBoard, программа Логомиры, карточки с методическими рекомендациями.
Этапы урока:
Используемые педагогические технологии.
Этапы урока |
Ход урока |
Организационный |
|
Актуализация знаний |
Вопросы и задания классу. Используется интерактивная доска.
|
Изучение новой темы |
Как вы понимаете слово моделирование,
модель? Какие объекты, предметы мы сможем
смоделировать в среде Логомиры? Вспомните
меню форм (открывается программа) Логомиры
– Что такое движение? Перемещение объекта из одной точки пространства в другую со временем. С помощью какой команды мы перемещаем
Черепашку? – Давайте попробуем изобразить
движение самолёта. А теперь изобразим движение человека. Те же команды. Чем отличаются эти движения? – Скоростью А как нам задать скорость Черепашке? (первый проблемный вопрос). Попробуйте процесс движения представить как последовательность отдельных перемещений. Что нужно вставить после каждого маленького перемещения, чтобы скорость движения уменьшилась? – Паузу Движение – это повторение коротких перемещений много раз. Итак, для изображения движения по прямой линии Черепашка должна выполнить много раз команды Вперёд 5 жди 2 (Запишите это в тетрадь) Задать команду Черепашке можно не только в командной строке, но и с помощью её личной карточки. Для вызова карточки нужно щёлкнуть по Черепашке на панели инструментов и по Черепашке на рабочем поле. Попробуем изобразить движение Трактора. Выполняем команды на компьютере учителя с демонстрацией на доску. А теперь рядом с трактором запустим машину. Поставим на поле вторую Черепашку, переоденем её в поезд, запустим её личную карточку, напишем команды. Команды те же, что у трактора, но машина должна двигаться быстрее. Что нужно изменить в её командах? – Уменьшить параметр у команды ЖДИ. А теперь представьте, что у нас на лугу бегает собака, привязанная на верёвку. Каким будет её движение. – Круговым. Как нам задать движение по кругу? (второй проблемный вопрос) Что происходит при движении по кругу? – Объект не только перемещается вперёд, но ещё и поворачивается. Запишите команды, которые будут задавать движение по кругу: Вперёд 5 Направо 2 жди 2 А теперь представьте пчёлку, летающую над цветочной клумбой. Как движется пчёлка, по прямой линии или по кругу? – Правильно, хаотически. Как изобразить это на компьютере, вы прочитаете в своих заданиях. |
Перед переходом за компьютеры проводится физкультминутка – упражнения “Дерево”, “Жмурки” и “Буратино” | |
Самостоятельная работа на компьютере |
Каждый учащийся получает задание с рекомендациями его выполнения. Учитель наблюдает за работой учащихся, подсказывает в случае затруднений. |
Подведение итогов урока и рефлексия |
Обсуждение с классом соответствия достигнутых результатов урока с поставленными в начале урока задачами. Выставление оценок каждому ученику класса. Личностное осмысление каждым учеником результатов урока:
|
Информация о домашнем задании |
Составить сюжетную программу в Логомирах с элементами анимации. На следующем уроке будет конкурс проектов. |
Информация о работе Разработка интерактивного материала к урокам информатики