Разработка программы психолого-педагогического обследования ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 20:25, практическая работа

Описание работы

Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребенка с нарушениями слуха зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает психолого-педагогическое обследование. Она является очень важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, коррекционно-педагогическую и психологическую помощь.

Файлы: 1 файл

Самост.работа №2.docx

— 22.05 Кб (Скачать файл)

     Разработка  программы психолого-педагогического  обследования ребенка.

     Успешность  воспитания, обучения, социальной адаптации  ребенка с нарушениями слуха  зависит от правильной оценки его  возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает психолого-педагогическое обследование. Она является очень  важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, коррекционно-педагогическую и психологическую  помощь.

     Психическое развитие детей с нарушениями  слуха — это особый тип развития, совершающийся в специфических  условиях взаимодействия с окружающим миром, он относится к дефицитарному типу дизонтогенеза. При этом типе замедляется формирование сложных межфункциональных взаимодействий, иерархических координации. Из-за поражения слуха объем внешних воздействий на ребенка сужен, взаимодействие со средой обеднено. Вследствие этого психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными. Компоненты психики у детей с нарушениями слуха развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях — наблюдается несоразмерность в развитии наглядных и понятийных форм мышления, письменная речь превалирует над устной. Отмечаются также изменения в темпах психического развития по сравнению с нормально слышащими детьми: замедление развития через некоторое время после рождения или после потери слуха и ускорение в последующие периоды при адекватных условиях обучения и воспитания. Изменения в темпах психического развития связаны со структурными особенностями психики детей с нарушениями слуха. При нарушениях слуха большое значение имеет сохранность других сенсорных и перцептивных систем, интеллектуальной сферы, систем регуляции.

     Психологическое обследование должно быть всесторонним, поэтому включает в себя изучение всех сторон психики — познавательных процессов, личностной и эмоционально-волевой  сферы. При предположении о нарушениях слуха кроме его состояния  особое внимание следует обратить на развитие движений, работу вестибулярного аппарата, особенности развития речи.

     Большое значение для понимания сути нарушения  слуха и его влияния на ход  психического развития ребенка имеет  принцип динамического изучения, согласно которому важно выяснить не только то, что дети знают и умеют  в настоящее время, но и их потенциальные  возможности, «зону ближайшего развития». Т.В.Розанова считает, что предлагаемые для выполнения задания должны быть доступны для ребенка, ведь если он все задания будет выполнять неправильно, мы не поймем, какого уровня психического развития он достиг.

     Необходимо  не только учитывать конечный результат  деятельности, но и анализировать  процесс ее выполнения — способы  действий, их рациональность, последовательность, логичность, настойчивость в достижении целей, отношение к избранным  способам решения, критичность.

     При психолого-педагогическом обследовании детей с нарушениями слуха  наблюдаются определенные трудности, связанные со специфическими особенностями  их психического развития: организацией общения, непониманием ребенком обращенной к нему речи, отсутствием речи у  самого обследуемого или ее неразборчивостью. Это ограничивает возможности применения экспериментальных методик.

     При поступлении детей в дошкольное учреждение особое внимание следует  уделить особенностям развития речи и познавательной сферы, в первую очередь — формированию взаимоотношений  между мышлением и речью, а  также развитию движений. Выявление  нарушений в данных областях необходимо для организации адекватной коррекционной  работы.

     Основным  методом изучения детей с нарушениями  слуха является метод наблюдения. В естественной обстановке ведется  наблюдение за внешними компонентами поведения — двигательными составляющими  практических и гностических действий, движениями тела и его частей, перемещениями  ребенка, мимикой и пантомимикой, внешними проявлениями вегетативных реакций, вокализациями и речевыми актами, их характером, содержанием, направленностью, продолжительностью, фонетическими, грамматическими, лексическими особенностями.

     При проведении психолого-педагогического  изучения детей с нарушениями  слуха нужно учитывать:

  1. Развитие общения
  2. Степень развития слухового восприятия.
  3. Особенности развития движений.
  4. Характер подражания
  5. Реакция на одобрение и неудачу.
  6. Представления о самом себе.

     При обследовании детей наряду с наблюдением  используются экспериментально-психологические  методики, направленные на выявление  особенностей в развитии восприятия, пространственных представлений, памяти, наглядно-действенного мышления.

     Для выявления уровня познавательных процессов поступающих детей используются следующие методики обследования:

Складывание пирамидки 

Складывание пирамидки применяется для выявления  состояния наглядно-действенного мышления.

Складывание разрезных картинок

Методика  применяется для выявления состояния  наглядно-образного мышления.

"Доски  Сегена"

Эта методика примененяется для исследования наглядно-действенного мышления.

"Почтовый  ящик"

Этот метод  широко используется для обследования детей разного возраста. Он применяется  для исследования наглядно-действенного мышления, позволяя выявить способность  ребенка к осмысливанию нового способа действия.

     Задания, направленные на диагностику познавательной сферы, могут быть также использованы для диагностики особенностей эмоционально-волевых  проявлений ребенка. Наблюдая за деятельностью  ребенка в эксперименте, обращают внимание на следующие показатели:

  • общий фон настроения (адекватный, депрессивный, тревожный, эйфоричный и т.д.), активность, наличие познавательных интересов, проявления возбудимости, расторможенности;
  • контактность (желание сотрудничать со взрослым).
  • эмоциональное реагирование на поощрение и одобрение. Поощрение и одобрение вызывают радостную, окрашенную положительными эмоциями реакцию детей уже с самого раннего возраста (1 - 1,5 года). У невротизированных детей при поощрении наряду с проявлениями радости отмечается резкое повышение результативности выполнения заданий, что происходит благодаря уменьшению эмоционального напряжения. Равнодушное отношение отмечается у детей, которые не заинтересованы в оценке взрослого или не понимают смысла и значения одобрения (например, при выраженных интеллектуальных нарушениях);
  • эмоциональное реагирование на замечания и требования. При этом фиксируются: реакция ребенка на замечания, исправление им своего поведения в соответствии с замечанием, необходимость более строгих мер для коррекции поведения;
  • реагирование на трудности и неуспех деятельности. К концу раннего возраста (с 2,5 - 3 лет) дети способны самостоятельно обнаружить ошибочность собственных действий. Обнаружив ошибку, дети сосредоточиваются на выполнении заданий и, исправляя ошибки, стараются достичь желаемого результата, обращаясь по мере необходимости за помощью к взрослому.

   Основным  плюсом этих подобранных методик  является их наглядность, простота в использовании и отсутствие словесной речи в объяснении заданий.

   Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями  слуха поможет правильно организовать их обучение и воспитание, определить направления коррекционной работы, способствующей полноценному развитию познавательной сферы и личности ребенка, достижению успешной компенсации  данного нарушения.

Информация о работе Разработка программы психолого-педагогического обследования ребенка