Развитие дошкольного воспитания в советский период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 22:11, доклад

Описание работы

С первых дней Советской власти, реализуя программные требования, касающиеся вопросов борьбы за равенство женщины в политических правах с мужчиной, за вовлечение ее в производство, в активную общественную жизнь, коммунистическая партия и Советское правительство уделяли большое внимание развитию сети дошкольных детских учреждений.
Проблемы теории общественного воспитания детей дошкольного возраста и развития дошкольных учреждений активно разрабатывались большевиками задолго до Октябрьской социалистической революции.

Файлы: 1 файл

РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД.doc

— 55.50 Кб (Скачать файл)

КАЗАХСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЖЕНСКИЙ 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра дошкольного  и начального образования

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

по дисциплине

«Организация и управление дошкольным образованием»

на тему:

«РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АЛМАТЫ 2013

 

 

 

 

С первых дней Советской  власти, реализуя программные требования, касающиеся вопросов борьбы за равенство женщины в политических правах с мужчиной, за вовлечение ее в производство, в активную общественную жизнь, коммунистическая партия и Советское правительство уделяли большое внимание развитию сети дошкольных детских учреждений.

Проблемы теории общественного  воспитания детей дошкольного возраста и развития дошкольных учреждений активно  разрабатывались большевиками задолго до Октябрьской социалистической революции.

Основоположником советской дошкольной педагогики является Н. К. Крупская. Рассматривая вопрос об особенностях общественного дошкольного воспитания в условиях социалистического строя, она подчеркивала в книге «Женщина-работница» (1899), что новое общество должно не только обеспечить ребенку средства к существованию, но и заботиться о том, чтобы у него было все, что необходимо для полного, всестороннего развития.

На основе глубокого анализа  явлений социальной жизни Н. К. Крупская указывала, что «женщина-работница не может не оценить всех благ общественного воспитания. Материнское чувство заставляет ее желать общественного воспитания детей, социалистического строя, победы рабочего дела!»

9 ноября 1917 года Совет Народных Комиссаров издал декрет об учреждении Государственной комиссии по просвещению. В состав этой комиссии вошел и отдел по дошкольному воспитанию, которому надлежало организовать общественное дошкольное воспитание в государственном масштабе. Этот отдел возглавляла член партии с 1902 года Д. А. Лазуркина.

20 ноября 1917 года была опубликована  «Декларация по дошкольному воспитанию», в которой указывалось, что общественное воспитание детей важно начинать с первых месяцев жизни ребенка и что система дошкольного воспитания в Советской республике «является составной частью всей школьной системы и должна быть органически связана в одно целое со всей системой народного образования». Также в этом документе были определены принципы советского дошкольного образования: бесплатность и доступность общественного воспитания детей дошкольного возраста.

Опубликованное 16 октября 1918 года «Положение о единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской  Республики» снова подтвердило принцип единства и преемственности всех звеньев системы народного образования. В положении указывалось, в частности, что к единой школе присоединяется детский сад.

В 1918 году на базе Московских высших женских курсов по инициативе профессора К. Н. Корнилова был открыт второй Московский государственный университет, где организовался педагогический факультет с дошкольным отделением.

С самого начала дошкольные детские учреждения стали развиваться  как учреждения государственные, светские, массовые и общедоступные. Это отвечало задачам раскрепощения женщины, выражало политику партии, направленную на осуществление начал коммунистического воспитания с дошкольного возраста.

Огромную роль в определении  целей и задач общественного  воспитания детей и дальнейшего развития системы дошкольного воспитания сыграл VIII съезд Коммунистической партии. Программа РКП (б), утвержденная съездом, подчеркивала важную роль общественного дошкольного воспитания. 
Оно рассматривалось в программе как «одна из основ школьного просветительного дела», указывалось, что его задача состоит во всестороннем развитии и коммунистическом воспитании ребенка применительно к особенностям его возраста, намечалось создание широкой сети дошкольных учреждений (яслей, садов, очагов) в целях раскрепощения женщины.

Были определены две важнейшие функции детских учреждений: воспитательная и социально-бытовая.

В. И. Ленин в работе «Великий почин» назвал детские ясли и детские  сады «ростками коммунизма». Эти  учреждения, писал он, есть такие  средства, «которые на деле способны освободить женщину, на деле способны уменьшить и уничтожить ее неравенство с мужчиной, по ее роли в общественном производстве и общественной жизни».

Нельзя не отметить и особой роли в развитии дошкольного воспитания первого партийного совещания по вопросам народного образования (1920). В решениях этого совещания особо подчеркивалась необходимость организации широкой сети дошкольных учреждений и обеспечения их преемственности со школой. 
Заботясь о развитии сети дошкольных детских учреждений, Советское государство всегда исходило из необходимости как можно полнее удовлетворить потребности и запросы семьи в уходе за ребенком и его воспитанием. 
Естественно, что потребностям населения могут отвечать только детские дошкольные учреждения различных типов, и вопрос о типе детского сада, детских яслей в первые годы Советской власти был предметом самых горячих дискуссий. 
На I Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию в 1919 году эта проблема обсуждалась всесторонне; было решено, что нуждам работающей матери наиболее соответствует детский сад с 9—10-часовым пребыванием ребенка, функционирующий круглый год.

Длительность пребывания обеспечивала также наиболее успешное решение задач всестороннего  развития детей. В 1919 году специальным  постановлением Народного Комиссариата просвещения была узаконена непрерывность работы стационарных дошкольных учреждений. Основные их типы: стационарные (постоянно действующие) и сезонные (временно действующие). 
Для детей, страдающих нарушениями физического и психического развития, были созданы специальные постоянно действующие государственные детские учреждения — детские сады и группы для глухонемых, для детей с нарушениями речи, двигательной сферы и др.

Дошкольное воспитание быстрыми темпами развивалось в  национальных районах Советского Союза, в союзных и автономных республиках. Чрезвычайно характерна картина развития детских дошкольных учреждений в Казахстане. До революции здесь не было ни одного дошкольного детского учреждения. 
В 1917 году в г. Верном открылась первая детская площадка, воспитанниками которой были дети казахов, русских, татар, уйгуров, дунган и узбеков. К 1 июня 1921 года в республике насчитывалось уже 115 детских садов с контингентом 5320 детей. Женщины Казахстана все больше проникались доверием к общественному дошкольному воспитанию и с охотой отдавали детей в детские сады. Строительство гигантов первой пятилетки, освоение необжитых районов на востоке страны требовало большого количества рабочих рук. Женщины активно вовлекались в общественное производство.

Первая «Программа работы детского сада» вышла в 1934 году, а в 1938 году были опубликованы «Устав детского сада», определявший задачи работы, структуру и особенности функционирования дошкольных учреждений, и «Руководство для воспитателей детского сада», содержавшее методические указания по разделам работы с детьми. В 1937 году специальным постановлением Совнаркома вводятся ведомственные детские сады, в 1939 году устанавливаются типовые штаты для детских садов всех видов и ведомств.

С 1928 года начал выходить ежемесячный научно-методический журнал «Дошкольное воспитание». К 40-м годам ХХ века сеть дошкольных образовательных учреждений достигла довольно высокого уровня. Работало 46 тыс. детских садов и яслей с контингентом 2 млн. воспитанников.

Учреждения дошкольного воспитания сыграли огромную роль в сохранении жизни и здоровья детей и в их воспитании в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Количество детских садов в эти годы не только не сократилось, но по ряду тыловых областей резко возросло.

Возникли учреждения нового типа — дошкольные интернаты и дошкольные детские дома, созданные, как правило, для детей, эвакуированных из прифронтовых районов.

После войны продолжилось развитие системы общественного  дошкольного воспитания, которое  по мыслям коммунистических идеологов должно было заменить семейное воспитание. В 1959 году появился новый вид дошкольного образовательного учреждения — ясли-сад, где, по желанию родителей, дети могли воспитываться с двух месяцев до семи лет. Это было вызвано необходимостью совершенствования организации работы дошкольных учреждений и, в частности, установления преемственности в воспитании детей раннего и дошкольного возраста. В начале 60-х годах была создана комплексная программа воспитания в детском саду, которая стала единым обязательным документом в работе дошкольных учреждений страны. Над программой работали ведущие научно-исследовательские институты дошкольного воспитания АПН СССР и ведущие кафедры дошкольной педагогики. А в 1978 году, после внесения очередных изменений, программа получила название Типовой. Она просуществовала до 1984 года, когда была заменена Типовой программой воспитания и обучения в детском саду.

В связи с реформированием  системы образования на пороге 80-х-90х  годов возникла «Концепция дошкольного  воспитания». В ней обозначены четыре основных принципа, которые являются основополагающими для экспертных оценок дошкольного образования:

- гуманизация — воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе;

- развивающий характер образования — ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи;

- дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения — развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями;

- деидеологизация дошкольного образования — приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада.

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Народное образование в СССР. Под ред. М. А. Прокофьева и др.

    Издательство "Просвещение", М., 1967 г.

 

2. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания : учеб.

    пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по

    специальности 0313 «Дошк. образование» / Е. О. Смирнова. —

    - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.

 

3. Интернет-ресурсы:

- http:// ru.wikipedia.org

 


Информация о работе Развитие дошкольного воспитания в советский период