Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 22:11, доклад
С первых дней Советской власти, реализуя программные требования, касающиеся вопросов борьбы за равенство женщины в политических правах с мужчиной, за вовлечение ее в производство, в активную общественную жизнь, коммунистическая партия и Советское правительство уделяли большое внимание развитию сети дошкольных детских учреждений.
Проблемы теории общественного воспитания детей дошкольного возраста и развития дошкольных учреждений активно разрабатывались большевиками задолго до Октябрьской социалистической революции.
КАЗАХСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЖЕНСКИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
С первых дней Советской власти, реализуя программные требования, касающиеся вопросов борьбы за равенство женщины в политических правах с мужчиной, за вовлечение ее в производство, в активную общественную жизнь, коммунистическая партия и Советское правительство уделяли большое внимание развитию сети дошкольных детских учреждений.
Проблемы теории общественного воспитания детей дошкольного возраста и развития дошкольных учреждений активно разрабатывались большевиками задолго до Октябрьской социалистической революции.
Основоположником советской
На основе глубокого анализа явлений социальной жизни Н. К. Крупская указывала, что «женщина-работница не может не оценить всех благ общественного воспитания. Материнское чувство заставляет ее желать общественного воспитания детей, социалистического строя, победы рабочего дела!»
9 ноября 1917 года Совет Народных Комиссаров издал декрет об учреждении Государственной комиссии по просвещению. В состав этой комиссии вошел и отдел по дошкольному воспитанию, которому надлежало организовать общественное дошкольное воспитание в государственном масштабе. Этот отдел возглавляла член партии с 1902 года Д. А. Лазуркина.
20 ноября 1917 года была опубликована
«Декларация по дошкольному
Опубликованное 16 октября 1918 года «Положение о единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики» снова подтвердило принцип единства и преемственности всех звеньев системы народного образования. В положении указывалось, в частности, что к единой школе присоединяется детский сад.
В 1918 году на базе Московских высших женских курсов по инициативе профессора К. Н. Корнилова был открыт второй Московский государственный университет, где организовался педагогический факультет с дошкольным отделением.
С самого начала дошкольные детские учреждения стали развиваться как учреждения государственные, светские, массовые и общедоступные. Это отвечало задачам раскрепощения женщины, выражало политику партии, направленную на осуществление начал коммунистического воспитания с дошкольного возраста.
Огромную роль в определении
целей и задач общественного
воспитания детей и дальнейшего развития
системы дошкольного воспитания сыграл
VIII съезд Коммунистической партии. Программа
РКП (б), утвержденная съездом, подчеркивала
важную роль общественного дошкольного
воспитания.
Оно рассматривалось в программе как «одна
из основ школьного просветительного
дела», указывалось, что его задача состоит
во всестороннем развитии и коммунистическом
воспитании ребенка применительно к особенностям
его возраста, намечалось создание широкой
сети дошкольных учреждений (яслей, садов,
очагов) в целях раскрепощения женщины.
Были определены две важнейшие функции детских учреждений: воспитательная и социально-бытовая.
В. И. Ленин в работе «Великий почин» назвал детские ясли и детские сады «ростками коммунизма». Эти учреждения, писал он, есть такие средства, «которые на деле способны освободить женщину, на деле способны уменьшить и уничтожить ее неравенство с мужчиной, по ее роли в общественном производстве и общественной жизни».
Нельзя не отметить и особой роли
в развитии дошкольного воспитания
первого партийного совещания по вопросам
народного образования (1920). В решениях
этого совещания особо подчеркивалась
необходимость организации широкой сети
дошкольных учреждений и обеспечения
их преемственности со школой.
Заботясь о развитии сети дошкольных детских
учреждений, Советское государство всегда
исходило из необходимости как можно полнее
удовлетворить потребности и запросы
семьи в уходе за ребенком и его воспитанием.
Естественно, что потребностям населения
могут отвечать только детские дошкольные
учреждения различных типов, и вопрос
о типе детского сада, детских яслей в
первые годы Советской власти был предметом
самых горячих дискуссий.
На I Всероссийском съезде по дошкольному
воспитанию в 1919 году эта проблема обсуждалась
всесторонне; было решено, что нуждам работающей
матери наиболее соответствует детский
сад с 9—10-часовым пребыванием ребенка,
функционирующий круглый год.
Длительность пребывания
обеспечивала также наиболее успешное
решение задач всестороннего
развития детей. В 1919 году специальным
постановлением Народного Комиссариата просвещения была
узаконена непрерывность работы стационарных
дошкольных учреждений. Основные их типы:
стационарные (постоянно действующие)
и сезонные (временно действующие).
Для детей, страдающих нарушениями физического
и психического развития, были созданы
специальные постоянно действующие государственные
детские учреждения — детские сады и группы
для глухонемых, для детей с нарушениями
речи, двигательной сферы и др.
Дошкольное воспитание
быстрыми темпами развивалось в
национальных районах Советского Союза, в союзных и автономных
республиках. Чрезвычайно характерна
картина развития детских дошкольных
учреждений в Казахстане. До революции
здесь не было ни одного дошкольного детского
учреждения.
В 1917 году в г. Верном открылась первая
детская площадка, воспитанниками которой
были дети казахов, русских, татар, уйгуров,
дунган и узбеков. К 1 июня 1921 года в республике
насчитывалось уже 115 детских садов с контингентом
5320 детей. Женщины Казахстана все больше
проникались доверием к общественному
дошкольному воспитанию и с охотой отдавали
детей в детские сады. Строительство гигантов
первой пятилетки, освоение необжитых
районов на востоке страны требовало большого
количества рабочих рук. Женщины активно
вовлекались в общественное производство.
Первая «Программа работы детского сада» вышла в 1934 году, а в 1938 году были опубликованы «Устав детского сада», определявший задачи работы, структуру и особенности функционирования дошкольных учреждений, и «Руководство для воспитателей детского сада», содержавшее методические указания по разделам работы с детьми. В 1937 году специальным постановлением Совнаркома вводятся ведомственные детские сады, в 1939 году устанавливаются типовые штаты для детских садов всех видов и ведомств.
С 1928 года начал выходить ежемесячный научно-методический журнал «Дошкольное воспитание». К 40-м годам ХХ века сеть дошкольных образовательных учреждений достигла довольно высокого уровня. Работало 46 тыс. детских садов и яслей с контингентом 2 млн. воспитанников.
Учреждения дошкольного воспитания сыграли огромную роль в сохранении жизни и здоровья детей и в их воспитании в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Количество детских садов в эти годы не только не сократилось, но по ряду тыловых областей резко возросло.
Возникли учреждения нового типа — дошкольные интернаты и дошкольные детские дома, созданные, как правило, для детей, эвакуированных из прифронтовых районов.
После войны продолжилось развитие системы общественного дошкольного воспитания, которое по мыслям коммунистических идеологов должно было заменить семейное воспитание. В 1959 году появился новый вид дошкольного образовательного учреждения — ясли-сад, где, по желанию родителей, дети могли воспитываться с двух месяцев до семи лет. Это было вызвано необходимостью совершенствования организации работы дошкольных учреждений и, в частности, установления преемственности в воспитании детей раннего и дошкольного возраста. В начале 60-х годах была создана комплексная программа воспитания в детском саду, которая стала единым обязательным документом в работе дошкольных учреждений страны. Над программой работали ведущие научно-исследовательские институты дошкольного воспитания АПН СССР и ведущие кафедры дошкольной педагогики. А в 1978 году, после внесения очередных изменений, программа получила название Типовой. Она просуществовала до 1984 года, когда была заменена Типовой программой воспитания и обучения в детском саду.
В связи с реформированием системы образования на пороге 80-х-90х годов возникла «Концепция дошкольного воспитания». В ней обозначены четыре основных принципа, которые являются основополагающими для экспертных оценок дошкольного образования:
- гуманизация — воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе;
- развивающий характер образования — ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи;
- дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения — развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями;
- деидеологизация дошкольного образования — приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада.
Список литературы
1. Народное образование в СССР. Под ред. М. А. Прокофьева и др.
Издательство "Просвещение", М., 1967 г.
2. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания : учеб.
пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по
специальности 0313 «Дошк. образование» / Е. О. Смирнова. —
- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
3. Интернет-ресурсы:
- http:// ru.wikipedia.org
Информация о работе Развитие дошкольного воспитания в советский период