Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 09:16, контрольная работа
Общение детей со взрослыми в раннем возрасте является непременным условием развития предметной деятельности— ведущей деятельности детей этого возраста.
Существенное значение в развитии ребенка данного, возраста имеет знакомство с разнообразными предметами и овладение специфическими способами их использования. С одними предметами, например, с игрушкой (зайцем) можно обращаться свободно, взять за уши, лапку, хвостик, а за другими предметами закреплены иные и однозначные способы действия.
На втором году жизни формируются сложные
и важные функции мозга, начинает складываться
характер. В этот период формируется поведение
ребёнка, кроха начинает проявлять самостоятельность.
Малыш учится понимать речь взрослого
и активно говорить сам. Происходит дальнейшее
сенсорное развитие. Развиваются движения,
действия с предметами, формируется игровая
деятельность.
Общение взрослого с ребёнком приобретает
ярко выраженный познавательный характер.
В процессе общения ребёнок учится действовать
совместно с взрослым. Так малыш постепенно
знакомится с окружающим, свойствами предметов,
действиями с ними, правилами поведения.
Общение детей со взрослыми в раннем возрасте является непременным условием развития предметной деятельности— ведущей деятельности детей этого возраста.
Существенное значение в развитии ребенка данного, возраста имеет знакомство с разнообразными предметами и овладение специфическими способами их использования. С одними предметами, например, с игрушкой (зайцем) можно обращаться свободно, взять за уши, лапку, хвостик, а за другими предметами закреплены иные и однозначные способы действия.
Жесткая закрепленность действий за предметами - орудиями, способы действия с ними усваиваются ребенком под воздействием взрослого и переносятся на другие предметы.
Ребенок 2 - го года жизни активно усваивает действия с такими предметами - орудиями, как чашка, ложка, совочек и др.
На первом этапе овладения орудийным действием он использует орудия как продолжение руки, и потому это действие было названо ручным (например, ребенок использует лопатку, чтобы достать шарик, закатившийся под шкаф). На следующем этапе он учится соотносить орудия с тем предметом, на которое направлено действие (лопаткой набирают песочек, снег, землю, ведром—воду). Таким образом, ребенок приспосабливается к свойствам орудия.
Овладение предметами - орудиями приводит к усвоению ребенком общественного способа употребления вещей и оказывает решающее влияние на развитие начальных форм мышления.
Развитие мышления ребенка в раннем возрасте происходит в процессе его предметной деятельности и носит наглядно - действенный характер. Ребенок учится выделять предмет как объект деятельности, перемещать его в пространстве, действовать несколькими предметами по отношению друг к другу. Все это создает условия для знакомства со скрытыми свойствами предметной деятельности и действовать с предметами не только непосредственно, но и опосредствованно, т. е. с помощью других предметов или действий (например, стучать, вращать).
Практическая предметная деятельность детей является важным этапом перехода от практического опосредствования к умственному создает условия для последующего развития понятийного, речевого мышления. В процессе выполнения действий с предметами и обозначения действий словами формируются мыслительные процессы ребенка. Наибольшее значение среда - них в раннем возрасте имеет обобщение. Но так как опыт ребенка невелик и он не умеет еще выделить существенный признак в группе предметов, то и обобщения часто бывают неправильными, Например, словом шар ребенок обозначает все предметы, которые имеют круглую форму. Дети этого возраста могут делать обобщения по функциональному признаку: шапа (шапка) — его шляпа, косынка, кепка и др. Совершенствование предметной деятельности способствует интенсивному развитию речи ребенка. Так как деятельность ребенка осуществляется совместно со взрослым, то речь его ситуативна, содержит вопросы и ответы взрослому, имеет характер диалога.
В конце первого и начале второго года жизни наблюдаются некоторые зачатки игровой деятельности. Дети выполняют с предметами наблюдаемые ими действия взрослых людей. В этом возрасте они предпочитают игрушке реальный предмет: миску, чашку, ложку и т. д., так как им в силу недостаточного развития воображения еще трудно пользоваться предметами – заменителями.
ВЫВОД.
С приобретением и обогащением жизненного опыта у ребёнка начитает проявляться стремление к самостоятельности. Дети стремятся всё делать сами: есть, играть, действовать. Можно заметить, как они напрягают все свои силы, чтобы преодолеть трудности. Но их действия ещё очень импульсивны, слабо контролируются и не осознаны как целенаправленная деятельность. В этот период могут возникать противоречия между возможностями и потребностями ребёнка. Их должен решить взрослый. Желательно не делать всё за ребёнка, а совместно с ним; помогать и давать проявиться самостоятельности.
Ребёнок начинает усваивать новую для
него деятельность – игровую. Первые игры
с предметами – это простые манипуляции,
ребёнок больше подражает действиям взрослого,
сопровождая определённые из них словами
(ляля «ам», мишка «а-а» и другими). С накоплением
опыта предметной деятельности, в процессе
общения с взрослым и наблюдения за окружающим
миром, осваивает сюжетно-отобразительную
игру. В ней он передаёт увиденные действия
взрослых, а также начинает использовать
в игре предметы-заместители. Так, постепенно
развивается наочно-действенное мышление
ребёнка. В игре развиваются эмоции малыша
– появляется заинтересованность, удивление,
радость при достижении результата, а
также нежность, чувство вины, сочувствия.
К концу второго года жизни малыш хорошо
держит карандаш, может рисовать на песке
и мелом на асфальте.
Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезова и др.
.——М.: Просвещение, 1984.—256с.
Информация о работе Развитие и организация предметной деятельности у детей второго года жизни