Развитие инклюзивного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 18:10, контрольная работа

Описание работы

Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность. Свою эффективность по включению "особых" детей в социум доказала работа специальной экспериментальной площадки.

Файлы: 1 файл

Инклюзивное образование.doc

— 51.50 Кб (Скачать файл)

Развитие инклюзивного образования

Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность. Свою эффективность по включению "особых" детей в социум доказала работа специальной экспериментальной площадки.

В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Независимо от социального положения, расовой или конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.

Образовательное учреждение с инклюзивными классами решает  следующие задачи:

  • создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;
  • обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;
  • организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;
  • компенсация недостатков дошкольного развития;
  • преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность;
  • постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;
  • охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей;
  • социально-трудовая адаптация школьников с особыми образовательными потребностями;
  • изменение общественного сознания по отношению к детям с особенностями в развитии.

 

Принцип инклюзивного образования заключается  в следующем: администрация и педагоги обычных школ принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей.

Именно  родители "особых" детей настаивают на их включение в обычное детское  сообщество. Прежде всего это связано  с тем, что в налаженной системе  коррекционного (специального) образования  с хорошо отработанной десятилетиями методикой обучения детей с проблемами в развитии, слабо развита социальная адаптация "особого" ребенка в реальном мире – он находится в изоляции от социума. Разумеется, что дети с особыми потребностями адаптируются к жизни в общеобразовательных школах (далее – ОУ) лучше, чем в специализированных учреждениях. Особенно заметна разница в приобретении социального опыта. У здоровых же детей улучшаются учебные возможности, развивается толерантность, активность и самостоятельность.

Но  до сих пор открытым остается вопрос об организации процесса развития и обучения "особых" детей в массовой школе. Это связано со спецификой методик, неподготовленностью кадров, нехваткой специалистов и пр.

Как же осуществляется механизм выбора ОУ, получения образования и психологического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями сегодня? Обратимся к опыту работы городской экспериментальной площадки "Апробация модели психолого-педагогического сопровождения интегративного процесса в образовательном учреждении" на примере ГОУ Центр образования № 1447 им. Н.А. Островского. План работы по апробации модели психолого-педагогического сопровождения интегративного процесса в ОУ (приложение 1) разработан при участии зам. директора по экспериментальной деятельности Л.В. Ромашиной. Время работы в режиме экспериментальной деятельности – 2 года.

Практика  показывает, что развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы. Педагоги и администрация ОУ, принявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в помощи по организации педагогического процесса, отработке механизма взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является ребенок. Инклюзивное пространство подразумевает открытость и доступность не только для детей, но и для взрослых. Чем больше партнеров у ОУ, тем более успешным будет ученик.

К сожалению, в детских поликлиниках часто не производят полную и объективную  диагностику психического развития ребенка, в лучшем случае, если записи в медицинской карте ребенка будут соответствовать уровню его физического развития. Часто сами родители скрывают от администрации школ и детских садов наличие инвалидности или проблем в здоровье ребенка, опасаясь потерять место в ОУ. Среди родителей детей дошкольного возраста важно проводить просветительскую работу о необходимости раннего диагностирования не только физического, но и интеллектуального, и психического развития ребенка. И это забота различных ведомств: здравоохранения, социальной защиты и образования.

Кроме комплексной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями развития, предупреждения инвалидизации семей, имеющих ребенка с проблемами в развитии, Центры психолого-педагогической коррекции и реабилитации проводят диспетчерские приемы для раннего выявления отклонений в развитии детей. Прием осуществляет педиатр, клинический психолог и логопед-дефектолог. Специалисты определяют ведущую проблему в развитии ребенка, определяют систему мер по лечению заболеваний и общему развитию, помогают определить дальнейший образовательный маршрут: общеобразовательная школа, школа с инклюзивным образованием или специальное коррекционное учреждение.

Не подлежит сомнению, что инклюзивная  образовательная среда формируется  учителем, причем не просто учителем, а  целой командой педагогов и специалистов – коллективом, работающим в междисциплинарном сотрудничестве. В развитии инклюзивного образовательного пространства сегодня участвуют (на примере ГОУ ЦО № 1447 им. Н.А. Островского) учителя начальных классов, учителя-предметники, логопеды, педагоги-психологи, педагоги-дефектологи, инструктор по ЛФК, воспитатели, педагоги дополнительного образования и тьюторы.

Идея инклюзивного образования  предъявляет особые требования к  профессиональной и личностной подготовке специалистов, которые имеют базовое коррекционное образование, и учителей с базовым уровнем знаний и специальным компонентом профессиональной квалификации. Под базовым компонентом мы понимаем профессиональную педагогическую подготовку, (предметные, психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки), а под специальным компонентом – следующие психолого-педагогические знания:

  • представление и понимание того, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования;
  • знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды;
  • знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса;
  • умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, коллегами-учителями, специалистами, руководством).

Опора на опыт отечественной коррекционной  школы позволяет не снижать качество образования детей с ограниченными возможностями в обычной школе. Преподаватели из специальных школ оказывают методическую помощь коллегам из общеобразовательных школ. Сотрудничество специалистов делает модель инклюзивного образования жизнеспособной и результативной, т. к. налаженное взаимодействие между специалистами учреждений различных типов способствует лучшему пониманию проблем детского отклоняющегося развития.

Принципы  формирования классов подразумевают:

  • не более двух "особых" детей в классе (не должно быть крена в сторону коррекционного учреждения), численность детей в данном классе не должна превышать 20 чел. (при достаточном финансировании ОУ);
  • педагоги, работающие в данном классе, должны иметь соответствующую подготовку и заранее ознакомиться с особенностями развития всех детей;
  • списочный состав класса может комплектоваться также и с учетом разной возрастной категории.

Дополнительное пространство обучения и развития (при необходимости  специально оборудованное) включает в  себя: комнаты релаксации, тренировочные  центры, комнаты персональных занятий и т. п. на базе школы.

Каждый  учитель планирует свою деятельность самостоятельно:

  • выбирает интересное, доступное, личностно и практико-ориентированное содержание;
  • использует различные пособия, технические средства для достижения целей;
  • организует разнообразную деятельность детей, в т. ч. проектную и творческую, связанную с различными видами искусства, экскурсии, дидактические игры и т. п.

В программах по общеобразовательным  предметам педагогу необходимо научиться  дифференцировать разноуровневые требования к усвоению содержания учебного материала: базовые и минимально необходимые (сниженные). Это дает возможность индивидуализировать работу с детьми с особенностями развития.

В тех случаях, когда дети не усваивают  минимально необходимый уровень знаний, педагог вправе самостоятельно определить индивидуальную программу обучения. Соблюдение этого гуманного принципа, определяющего структуру и содержание обучения, является для детей всесторонней педагогической и психологической поддержкой.

Одновременно  специалистами решается диагностическая  и коррекционная работа. Заполняется  диагностическая карта и карта  комплексной коррекции.

Для успешной работы педагогов предусмотрено  ведение ими следующей документации:

  1. Список класса с описанием особенностей каждого ребенка.
  2. Рекомендации специалистов для работы с "особыми" детьми.
  3. Дневник наблюдений за "особым" ребенком.

Информация о работе Развитие инклюзивного образования