Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 22:36, статья
В настоящее время отмечается повышенный интерес к проблеме развития креативности, поскольку в 21 веке основной целью современного образования становится разностороннее воспитание и подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество – этот тот путь, который может эффективно реализовать эту цель. Показателем творческого развития является креативность.
Креативность – это способность к творчеству, а значит, это способность порождать необычные вещи, придумывать, находить, видеть мир как-то по-особенному. Креативный человек – это человек выдумщик
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
УРУСОВА М.С.
В настоящее время отмечается повышенный интерес к проблеме развития креативности, поскольку в 21 веке основной целью современного образования становится разностороннее воспитание и подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество – этот тот путь, который может эффективно реализовать эту цель. Показателем творческого развития является креативность.
Креативность – это способность к творчеству, а значит, это способность порождать необычные вещи, придумывать, находить, видеть мир как-то по-особенному. Креативный человек – это человек выдумщик. Это тот, кто фантазирует, делает жизнь ярче, интереснее, превращая ее во что-то неповторимое и новое.
Сейчас как раз то время, когда современное общество осознало и стремится развивать в человеке «творческую нить». И ведь не зря, современные педагоги не зависимо от рода деятельности, требуют от своих учеников творческого подхода, находчивости, разносторонности, оригинального новаторства, иными слова – «креативности».
Родоначальниками изучения креативности, проблем ее формирования и развития являются западные ученые. Именно с именами зарубежных исследователей (Ф. Барон, Д.. Гилфорд, Е.П. Торренс, С. Медник, К. Роджерс, Дж. Рензулли, Р. Стернберг, Ж. Тейлор и ряд других) связано большинство широко известных работ, посвященных проблеме изучения креативности. Феномен креативности ими рассматривался в личностном контексте, с точки зрения процесса и продукта творчества, в ее связи с интеллектом, рассматривались вопросы диагностики креативности.
В отечественных психолого-педагогических исследованиях, посвященных данной проблеме, креативность рассматривается: посредством проявления интеллектуальной инициативы (Д.Б. Богоявленская); через особую структуру деятельности (И.П. Колошина); в контексте целостной структуры творческого процесса (А.М. Матюшкин); концепции развития внутреннего плана действия (А. Я. Пономарев): экологии творчества, через формирование самосозидающего типа личности, создание особого пространства, в котором человек интегрирован как творческая индивидуальность (А. В. Петровский) и т.д., что дает сегодня возможность обратиться к этой проблеме с точки зрения попытки интегрирования этих идей в конкретную технологию по развитию творческой личности в профессиональной сфере.
На основе многочисленных исследований было установлено, что младший школьный возраст, является наиболее благоприятным для развития креативности. Поскольку, этот возраст позволяет закладывать основы для развития личности в целом, ее самораскрытия, самосовершенствования, самореализации, гибкой адаптации к постоянно меняющимся условиям жизни. Многие исследователи отмечают, что традиционная система образования уделяет недостаточно внимания развитию креативности.
Для развития креативной личности в процессе обучения и воспитания, каждый учитель-воспитатель должен знать особенности творческого процесса обучения и воспитания, уметь диагностировать уровень развития креативности у детей, знать современные организационные формы и методы, пути и механизмы развития креативной личности как системы качеств, чтобы уметь формировать эти качества у своих учеников. Этим и обоснована актуальность выбранной мной темы: «Развитие креативности у младших школьников».
Цель: выявление и изучение особенностей развития креативности у младших школьников.
Для развития креативных способностей в процессе обучения и воспитания, нами было предложено комплекс творческих заданий.
В исследовании приняли участие два класса 3 «А» и 3 «Б» МСОШ №5 г. Нальчик.
Целью данного опытно-экспериментального исследования являлось изучение специфики креативности детей младшего школьного возраста, знание которой необходимо для эффективной практической деятельности в этом направлении педагогов образования.
1 стадия – входная диагностика. Была проведена первичная диагностика уровня развития креативности. Для исследования был использован тест П.Торранса.
2 стадия - формирующий эксперимент. Проведены занятия с использованием творческих заданий на всех уроках в экспериментальном классе, направленные на развития креативности.
3 стадия – контрольный эксперимент. На заключительном этапе была проведена повторная диагностика уровня развития креативности. Для контрольной диагностики был использован тот же тест, что и в констатирующем эксперименте.
В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на учителей начальных классов. Именно они закладывают основы творческой деятельности, развивают креативные способности детей.
Анализ результатов опытно-экспериментального исследования показал, что уровень креативности детей вырос. Это позволило нам сделать вывод о том, что система творческих заданий, применяемая на уроках с целью развития креативности младших школьников, достаточно эффективна.
Таким образом, цель исследования – изучить особенности креативности, разработать и апробировать систему творческих заданий, направленную на развитие креативности в младшем школьном возрасте – достигнута; задачи реализованы. Гипотеза – применение в ходе урока системы творческих заданий оказывает положительное влияние на развитие креативности детей младшего школьного возраста – подтверждена.
«Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то», - эти слова Актуана де Сент- Экзюпери как будто обращены к каждому учителю. Все, что нужно для того чтобы учащиеся смогли проявить свои дарования, - это умелое руководство со стороны взрослых.
Информация о работе Развитие креативности у младших школьников