Развитие личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 12:47, реферат

Описание работы

Существуют два противоположных мнения о развитии личности. Некоторые полагают, что личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами, а социальное окружение при этом играет небольшую роль. Есть те, кто считает, что на развитии личности оказывают наибольшее влияние социальные факторы. Практика показывает, что вторая теория имеет более весомое основание.

Файлы: 1 файл

психология и педагогика.docx

— 35.33 Кб (Скачать файл)

 

3.2 Идентификация, как  один из механизмов социализации

 

Социализация предполагает способность человека выработать и  реализовать «я – концепцию» Такая  концепция включает личную и социальную идентичность, т.е. способность человека к самооценке физических, интеллектуальных, нравственных качеств и способность  определения своей принадлежности к какой-либо общности (возрастной, политической, семейной и т.д.) Действие идентификации как механизма  социализации связано с тем, что  индивид усваивает и реализует  нормы, ценности, качества и т.п. тех  групп, принадлежность к которым  он осознает. Иными словами - действия людей во многом определяется их самооценкой  и групповым членством.

Мы не только составляем для себя определения ситуации; отвечая  на вопрос «Кто я такой?», мы также  даем самоопределения. Ответы на этот вопрос и составляют то, что социологи называют собственным Я или самостью, т.е. набор понятий, с помощью которых мы определяем, какие мы есть. Формирование собственного Я представляет собой центральную часть процесса социализации. Самость – не биологическая данность, она развивается в процессе взаимодействия человека с другими людьми. Социолог Дж. Мильтон Йингер пишет:

«Самость формируется  на базе действий других людей, которые  становятся частью индивида в результате отождествления им себя с этими другими  и его самооценки с точки зрения этих других. Оглядываясь назад, вы можете спросить себя: «Кто я такой?»  Но на деле ответ известен еще до того, как вопрос был задан. Ответ  этот составился из всех определений  наших ролей, принципов и целей, которые начинают формироваться  у нас под влиянием окружающих с момента нашего рождения. «Ты – мальчик; ты – мой сын; ты – француз»; «Ты – хороший мальчик и составляешь истинную часть этой группы» (с соответствующими вознаграждениями, подтверждающими слова); или «Ты – дурной мальчик» (эти слова значимые персоны доводят до нашего сведения с помощью соответствующих, по их мнению, санкций)».

Самость – это наши идеи по поводу собственных качеств, способностей и поведения. В повседневной жизни  мы ощущаем присутствие самости  в таких фразах, как: «горжусь собой», «разговариваю сам с собой», «потерял контроль над собой», «стыдно за себя», «испытываю себя», «ненавижу  себя» и «люблю себя». Эти понятия  представляют собой сердцевину человеческой сущности, осознание того, что каждый из нас есть уникальное творение, отличающееся от других и в то же время похожее  на них. Образ каждого человека как  уникального, автономного, самодостаточного существа дает ощущение психической  целостности. У индивидов, страдающих какой-либо формой сильного душевного  заболевания, особенно шизофрении, отсутствует  четкое представление о самих  себе и о границах собственной  личности, т.е. о том, где начинается и где заканчивается их личность. Поэтому многие из них теряются в потоке обрушивающихся на них стимулов.

Самость участвует в развитии эгоцентрического сдвига, при котором  человеку свойственно ставить самого себя в центр всех событий. По причине  такого эгоцентрического сдвига мы создаем  гипертрофированные представления  о самих себе как о жертвах  или целях действия или события, которое в действительности направлено совсем не на нас.

Эгоцентрический сдвиг свойствен  каждому человеку, просеивающему  жизненный опыт через фильтр собственной  личности. Такой смещенный взгляд на реальность формирует наше восприятие событий, а позже воздействует на наши воспоминания об этих событиях. Человеку типично думать о собственном  Я в терминах статичности как  о «цельной системе» или «вещи». Но согласно концепциям сторонников  теории символического интеракционизма, собственное Я обладает также динамическими характеристиками. Представители этой теории указывают, что мы можем быть объектами собственных поступков. Мысленно мы отходим в сторону и с этого наблюдательного пункта начинаем следить за собственными действиями. С этой точки зрения самость представляет собой процесс, с помощью которого мы разрабатываем свои действия в соответствии с поступками других людей. Социологи Ч.Х. Кули, Дж.Г. Мид и Э. Гоффман постарались облегчить понимание этих проблем, предложив свои теории.3

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Личность - это не только продукт (объект) общественных отношений, но и их субъект (существо, осознающее себя и действующее для себя). Личность - не только мера социальности - воплощения социально значимых черт общественной жизнедеятельности, культуры конкретной социальной среды, но одновременно и мера индивидуализации, отличия  человека от всех других людей в  обществе. Ведь всякая личность, так  или иначе, в той или иной степени, осуществляет свою общественную деятельность - труд, познание, общение особым, только для нее характерным способом, поскольку реализует всегда конкретные цели и. задачи, с которыми она сталкивается в своей жизни.

Именно поэтому всякая личность человека – это уникальное существо, которое сформировалось под воздействием общественных отношений, а поэтому несет в себе социально значимые черты (ценности) своей жизнедеятельности в обществе, переживая и выражая их специфически индивидуальным для него способом. Неразрывное единство индивидуально особенного и социально общего в человеке и составляет содержание понятия "личность".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984.
  2. Психология формирования и развития личности / Под  ред.  Анцыферовой

       Л. И. М, 1981.

3. Асмолов А.Г. О предмете психологии личности. — Вопр. психологии,

1983, № 3

  1. Ф. Виттельс. Фрейд. Его личность, учение и школа; Издательство: КомКнига, 2007.
  2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.
  3. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991.
  4. Сорокин П. А Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. — М.:  Политиздат, 1992.

1 Сорокин П. А Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. — М.:  Политиздат, 1992 С 43.

2 Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991. С 65

3 Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– С 235


Информация о работе Развитие личности