Развитие личностных качеств учащихся через применение игровых форм и методов обучения на уроках и во внеурочной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 07:11, статья

Описание работы

В настоящее время в России идет процесс модернизации системы образования, базирующейся на принципах гуманизации, демократизации, который сопровождается поиском новых образовательных технологий, соответствующих новым тенденциям развития российского общества. Вот почему основной проблемой для меня является проблема поиска новых технологий, форм и методов преподавания химии. Эта проблема актуальна, поскольку сокращается количество часов, отводимых на изучение химии.

Файлы: 1 файл

Развитие личностных качеств учащихся через применение игровых форм и методов обучения на уроках и во внеурочной деятельности..doc

— 33.00 Кб (Скачать файл)

Развитие личностных качеств учащихся через применение игровых форм и методов обучения на уроках и во внеурочной деятельности.

В настоящее время в России идет процесс модернизации системы образования, базирующейся    на    принципах        гуманизации,    демократизации, который сопровождается поиском новых образовательных технологий, соответствующих новым тенденциям развития российского общества.       Вот почему основной проблемой для меня является проблема поиска новых технологий, форм и методов преподавания химии. Эта проблема актуальна, поскольку    сокращается количество часов, отводимых на изучение химии.

      Поэтому цель моей работы -   создание условий, способствующих развитию личности ученика, воспитание человека знающего. Реализация целей и задач химического образования осложнена рядом обстоятельств: во-первых, упал интерес к химии; во-вторых, старшеклассники отдают предпочтение изучению языков, права, управления; в-третьих, «скудность» химического эксперимента. В моей педагогической деятельности я    стремлюсь к тому, чтобы мои ученики смогли самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле. Поэтому задачи моей работы таковы: создать оптимальные условия для активного познания учебного материала и использовать его для воспитания учащихся;

   - способствовать вовлечению учащихся в творческий учебный труд и развитию способностей к мышлению, анализу и оценке своей деятельности;

- добиваться положительных результатов  в формировании знаний по химии  через применение игровых форм  и методов обучения.

Традиционно считается, что воспитывающая функция образования возложена только на гуманитарные и общественные дисциплины. Педагоги этих предметов дают оценку литературным героям или историческим событиям, так или иначе воспитывая своих учеников. Что же остаётся нам, преподавателям естественных наук? Только ли сухие цифры, уравнения и задачи? Я думаю, нет. Одним из путей повышения познавательной активности школьников является введение дидактических игр в практику моей работы. Пусть игровые технологии не являются новыми, но они давно зарекомендовали себя как эффективные и значимые. Величайшие умы человечества — от Коменского до Руссо — утверждали, что игра для детей — лучший способ познания. Именно в игре ребенок активно мыслит, чувствует и творит свободно.

     Дидактическая игра позволяет ярко реализовать все ведущие функции обучения: образовательную, воспитывающую и развивающую. Л.С.Выготский сформулировал парадокс игры: казалось, ученик в игре делает то, что ему хочется, но он в игре учится подчиняться правилам, логике, заранее принятым условностям.

Теорию игры исследовали выдающиеся педагоги и психологи: Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, Д.Б.Эльконин и др. Обращение к игре педагогов объясняется поиском оптимальных способов воздействия на ученика с целью его обучения и воспитания, формирования личностных качеств.

      Игры возбуждают интерес у школьников любого возраста. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности.

      Учебные игры способствуют развитию положительных стимулов к процессу познания; познавательных способностей каждого учащегося; развитию мышления, внимания, сосредоточенности, наблюдательности, памяти, сообразительности; а также формированию умений применять имеющиеся знания, принимать решения при разных обстоятельствах без боязни допустить ошибки; критического отношения к окружающим человека объектами явлениям. Дидактические игры я применяю на различных этапах урока: информационные игры-   для введения новых знаний; тренировочные игры - для формирования умений; закрепляющие игры - для закрепления знаний; контрольные игры - для проверки приобретенных знаний.

Конечно, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. В 8 - 9 классах использую самые простые игры, знакомые всем, - это «крестики-нолики», «химическое домино», «химическое лото», в 10-11 классах - деловые игры, требующие собственного умозаключения: конференция, химический суд, аукцион знаний и т.д. В деловой игре ученик находится в активной позиции по отношению как к предметной, так и социальной стороне его деятельности.

Очень часто на уроках использую игры - тренажеры, которые позволяют закрепить знания о каком-то веществе, классе соединений. Например, игра «Логические цепочки». В играх «Продолжи ряд», «Убери лишнее» преследуются цели выявить сходство    или     отличие членов ряда.

Разгадывание и составление игр-задач развивает творческие способности и познавательный интерес у учащихся. К таким играм относятся ребусы, шарады, анаграммы, омонимы и др. Такие задания развивают сообразительность, мышление, внимание, логику.

В арсенале моей работы есть зрелищные интеллектуально- творческие игры. К этому типу относятся «Что? Где? Когда?», «Брейн - ринг», «Поле чудес», «Звездный час», «КВН». Эти игры вызывают огромный интерес не только у участников, но и у болельщиков, т.к. они тоже вовлекаются в процесс игры. При проведении любой игры уделяю внимание оценке эмоционального состояния учащихся. Анкетирование показывает, что большинство учащихся (93%) пытаются активно включиться в учебно-познавательную деятельность. Игра формирует постоянный интерес к самому предмету химии и совершенствованию знаний по предмету (59%). На предложенный вопрос: «Заставила ли игра переживать за успехи и неудачи товарищей?» - 93% ответили положительно.

Делаю вывод, что коллективное выполнение задач дидактических игр заставляет учащихся в большей мере считаться со своими товарищами, сопереживать их успехам и неудачам, заставляет быть требовательными к себе и терпимым к другим, что повышает уровень коллективной деятельности.

Результативность моей работы по введению дидактических игр в практику преподавания химии можно проследить по следующим направлениям:

• Рост качества обученности;

• Рост мотивации к изучению предмета;

• Участие в предметных олимпиадах и конкурсах;

• Положительные отзывы об элективном курсе;

• Творческие работы и проекты учащихся.

Согласно результатам педагогического наблюдения и диагностики учащихся были отмечены стабильные результаты и положительная динамика, которые свидетельствуют о том, что данные приёмы и методы работы определены верно, и необходимость их использования в преподавании химии обоснована.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие личностных качеств учащихся через применение игровых форм и методов обучения на уроках и во внеурочной деятельности