Развитие образование национальных школ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 18:17, реферат

Описание работы

Современная педагогическая наука характеризуется поиском путей осмысления и использования богатейшего теоретического и практического наследия прошлого. Научный опыт, накопленный ею, с одной стороны, и рост национального самосознания, с другой, усиливают интерес к национальной истории и стремление определить меру влияния образования на развитие общества [1]. Похожая статья: Образ советской женщины на страницах журнала «Работница» за 1940 – 1953 гг. Значимость образования как важнейшего социального института осознавалась большевиками изначально.

Файлы: 1 файл

РАзвитие национальных школ.docx

— 19.78 Кб (Скачать файл)

Развитие образование национальных школ.

Современная педагогическая наука характеризуется поиском путей осмысления и использования богатейшего теоретического и практического наследия прошлого. Научный опыт, накопленный ею, с одной стороны, и рост национального самосознания, с другой, усиливают интерес к национальной истории и стремление определить меру влияния образования на развитие общества [1]. Похожая статья: Образ советской женщины на страницах журнала «Работница» за 1940 – 1953 гг. Значимость образования как важнейшего социального института осознавалась большевиками изначально. О важности школы для новой власти говорит тот факт, что уже 9 ноября 1917 г. был подписан Декрет об учреждении государственной комиссии по просвещению, которой поручалось общее руководство народным просвещением и разработка законопроектов по народному образованию [2]. Для реализации доктринальных целей большевиков (строительство социализма, воспитание «нового человека») возникла необходимость в монополизации, огосударствлении народного образования. [3] В мае 1926 года Совет Народных Комиссаров Казахской АССР принял первый «Устав единой трудовой школы Казахской АССР». В школьном строительстве был взят курс на снижение удельного веса одногодичных и двухгодичных школ и увеличение удельного веса «трехлеток» и «четырехлеток». [4] В структуре формируемой системы советской единой школы был выделен самостоятельный тип школ — «национальная школа». Организационно и содержательно она являлась интегральной частью обшей системы, но отличалась спецификой учебного плана — местом и ролью родного языка в качестве языка обучения (принцип «школа на родном языке»), использованием в содержании образования элементов национальной (этнической) культуры. Определяющей была идеологическая унитарность содержания образования, задававшаяся едиными принципами интернационализма, единством воспитательного идеала и целей обучения, обеспечивавшаяся едиными принципами и критериями отбора дидактического материала из общего массива национальных культур. [5] По данным переписи 1926 г., в Казахстане проживали 3627612 казахов, 1275055 русских, 129399 узбеков, 860201 украинцев, 79758 татар, 51803 таранчу, 51094 немца, 27327 представителей мордвы, 25584 белоруса, 10200 киргизов, 8455 дунган, а также представители других национальностей. Всего насчитывалось 6198467 человек 85 национальностей. [6] Всеобщее зарождение народного образования не всегда сопровождалось грамотными и продуманными шагами руководящих органов. К числу таких просчетов, которые, на наш взгляд, только усугубляли продвижение ликбеза в масштабах всего Казахстана, можно отнести переход казахского языка с арабской графики на латинскую графику [7], который состоялся в 1929 году. Еще в 1924 году в Казахстане переход на латинский алфавит и между сторонниками латинской графики и сторонниками арабского письма происходит острая борьба. На дискуссионном совещании 10 декабря 1926 года С. Садвакасов, находившийся на посту Наркомпроса, в своей речи подчеркнул, что: «...в Москве виделся с многими знатоками этого вопроса, профессорами Жирковым, Яковлевым и другими, которые сказали, что арабский алфавит с изобилием своих всевозможных точек в смысле легкого способа письма и усвоение грамоты занимает первенствующее положение во всем мире». [8] В 1928 году на IV сессии КазЦИК 6-го созыва латинизированный алфавит с 1 января 1929 года стал государственным алфавитом. Это привело к тяжелому удару по системе образования казахского языка в 1929 г. с арабской графики на латинскую. Одновременно с борьбой за всеобщую грамотность власти пытались оторвать казахов от огромного духовного наследия веков, зафиксированных в книгах с арабским шрифтом. Кроме того, даже после усовершенствования А. Байтурсыновым в 1924 г. арабица позволяла казахам читать любые тюркоязычные издания, в т. ч. и выходившие за рубежом, что считалось политически вредным. Сотням тысяч казахов, умеющим читать по-казахски на основе арабской графики, пришлось вновь стать неграмотными и осваивать новый алфавит. «Благодаря» этим реформам казахи были искусственно оторваны от литературного наследия, которое было создано на протяжении веков народами Центральной Азии. Похожая статья: Карельский перешеек в составе СССР и его культурное возрождение в 1940-е годы Становление казахской школы в 20–30-е годы следует рассматривать в контексте тоталитарной политики, уничтожившей за короткое время тысячелетиями сложившееся традиционное хозяйство казахов и осуществившейся насильно массовое оседание кочевого и полукочевого хозяйств, приведшее вместе с коллективизацией к национальной катастрофе. Силовой перевод кочевников и полукочевников на осёдлость, внесли сильнейшие разрушения в систему жизнеобеспечения казахского этноса. Государственная хлебная монополия, продовольственная развёрстка, осуществляемая жестким силовым давлением, неурожай привели население Казахстана к голоду. Более 50-ти тысяч казахских детей остались без родителей и не были обустроены. Голод в Казахстане существенно сократил количество учащихся в начальных школах. Исследователи М. К. Козыбаев, Ж. Б. Абылхожин, К. С. Алдажуманов считают, что прямыми жертвами голода и связанных с ними болезней стали в 1932–33 гг. 1 млн.750 человек, или 42 % всей численности казахского населения республики, среди которых было большое количество детей. [9]. -          В результате голода 1931–1932 гг. количество детей резко сократилось, возросло число сирот. -          Осенью 1932 г. были устроены в детские дома 68 тыс. детей. -          На 1 января 1933 г. взято на учет более 45 тысяч беспризорных. -          На начальном этапе голода в 1932 г. только в Восточно-Казахстанской области погибло 1687 детей. [10] ЦИК и СНК КазССР в соответствии с директивами партии и правительства о начальном образовании, 27 августа 1930 года приняли постановление «О введении всеобщего обязательного начального обучения». Данным постановлением предусматривалось введение всеобщего обязательного начального обучения детей 8–11 лет, начиная с 1930/31 учебного года. Для кочевых районов переход к начальному всеобучу намечался на более поздние сроки. Следует отметить, что применительно к условиям таких районов допускалось увеличение радиуса обслуживания одной школы до трех километров при обязательном подвозе детей в школу или открытия интернатов, хороших общежитий, с организацией питания для детей бедняков. Для переростков от 11 до 15 лет, не прошедших начальную школу, предусматривалось создание одно- и двухгодичных школ-курсов. Развитие начального образования в 20–30-е годы проходило в сложных социально-экономических условиях. Особые трудности испытывала казахская школа в аульной местности. Малокомплектность, низкая наполняемость в начальных классах, отсев учащихся — были характерны для многих школ республики. Так, наполняемость классов учащимися аульно-сельской местности в 1934/35 учебном году характеризовалась следующими данными: Таблица 1 Школы 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Казахские школы 27,5 % 19 % 23,3 % 13,5 % прочие 29,6 % 22,5 % 23,5 % 21,5 %   Наряду с низкой наполняемостью, сохранялось большое количество неполных начальных школ, особенно казахских. По 4 областям республики (Алма-Атинской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской и Южно-Казахстанской), где 24,3 % составляли одногодичные, 47,8 %-двухгодичные, 16,8 % -трехгодичные и 11,1 % четырехгодичные начальные школы. Похожая статья: Становление советского режима на Карельском перешейке в межвоенное время (1940-1941 гг.) Скорейшее осуществление всеобщего обучения детей и подростков и ликвидация неграмотности среди взрослых превратились в неотложную задачу государственного значения, т. к. только грамотный человек мог быть в полной мере включен в информационное пространство и способен воспринимать официальную идеологию. XVI съезд Коммунистической Партии СССР, проходивший в 1930 году, признал проведение всеобщего обязательного первоначального обучения и ликвидацию неграмотности боевой задачей [11]. Положительную роль в школьном строительстве республики сыграло постановление ЦК партии и СНК СССР от 2 сентября 1933 г. о подготовке кадров для Казахстана, предусматривавшее развитие средних учебных заведений, подготовку кадров для вузов, посылку специалистов в Казахстан. Накануне войны в Казахстане было более 44 тыс. учителей. В 1939 г. 160 учителей Казахстана были награждены орденами и медалями. Звания «Заслуженный учитель Казахской ССР», удостоены С.Кобеев, Л. И. Добранская, Н. В. Волков, С.Акишев, А.Акатов, Ш.Сарыбаев и другие. Были созданы предпосылки для формирования новой национальной интеллигенции. В 1928 г. в Казахстане открыт первый педагогический институт, которому позже присвоено имя Абая. В 1931–1932 гг. были открыты Уральский и Кзыл-ординский пединституты. [12] В конце 1930- х годов в республике было 120 средних специальных учебных заведений, выпустивших более 5 тысяч специалистов. В 1939 г. грамотность населения республики уже достигла 65 %, а среди казахского населения — 40 %. Районами сплошной грамотности стали города — Алма-Ата, Караганда, Аулие-Ата (ныне Тараз), Риддер, Шымкент, промышленные поселки Карсакпай, Степняк. Всего за 1926–1939 гг. грамотность населения Казахстана в возрасте 9–49 лет возросла с 25,2 % до 83,6 %. Из года в год росли расходы на народное образование Казахстана. В 1940 году в республике уже работало 5,3 тыс. начальных, 1,8 тыс. семилетних и около 700 средних школ. [13] Таким образом, образование являлось важнейшим социальным институтом, развитие которого позволяло государству вовлекать в сферу идеологического воздействия практически все население страны. Наиболее острой была проблема педагогических кадров для национальных школ: учителя не имели достаточной педагогической подготовки, а часто не владели на должном уровне и родным языком. Для исправления сложившейся ситуации в 1930-х начале 1940-х гг. был создан ряд педагогических учебных заведений, однако проблема полностью не была решена. 
 
 

 

 

 

 

 

 

Литература:  

1.         Таханова Р. С. К вопросу о развитии общеобразовательной школы в Казахстане 20–40-е гг. ХХ века; стр.106.

2.         Декреты Советской масти. Т.І. М„ Государственное издательство политической литературы. 1957. стр. 59,62.

3.         Историко-экономический очерк. Куйбышев, 1977. стр.151. 4.         Сембаев А. И. Очерки по истории казахской советской школы. Алма- Ата 1958.стр.162.

5.         У. Д. Муналбаева Из истории национальной школы Казахстана Вестник КазНУ, серия «Педагогические науки», № 26–27 стр 7. 6.         http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_show_archives.php?subaction=showfull&id=1193923925&archive=1196814847&start_from=&ucat=& 7.         Мухтарова Ш. М. Этнокультурный компонент в истории образования Казахстана (20–30-е гг. XX В.) стр. 70

8.         Краткая история СССР в 2 ч. Ч. 2. М. 1983. Стр. 252–253.

9.         АП РК Ф. 17. Оп. 16. Д.409. Л. 10,11.

10.     А. К. Игибаева История педагогической мысли и образовательной системы Казахстана Учебное пособие Усть-Каменогорск 2004г. стр.60

11.     Культурное строительство в Казахстане (1920–45 гг.)

12.     Константинов Н. А., Медынский Е. Н. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет. М., 1948.189 с.

13.     Культурное строительство в Казахстане. 1 том А.,1965. 407стр 14.     http://bibliotekar.kz/istoriki-kazahstana-za-9-klass-nachalo-x/-24-kulturnoe-stroitelstvo-v-kazahstane-.html 
 
 
Серикбаева Ж. Ш. Национальные школы Казахстана 1920-х — начала 1940-х гг. [Текст] / Ж. Ш. Серикбаева // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 787-790.


Информация о работе Развитие образование национальных школ