Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 18:17, реферат
Современная педагогическая наука характеризуется поиском путей осмысления и использования богатейшего теоретического и практического наследия прошлого. Научный опыт, накопленный ею, с одной стороны, и рост национального самосознания, с другой, усиливают интерес к национальной истории и стремление определить меру влияния образования на развитие общества [1]. Похожая статья: Образ советской женщины на страницах журнала «Работница» за 1940 – 1953 гг. Значимость образования как важнейшего социального института осознавалась большевиками изначально.
Развитие образование национальных школ.
Современная педагогическая
наука характеризуется поиском путей
осмысления и использования богатейшего
теоретического и практического наследия
прошлого. Научный опыт, накопленный ею,
с одной стороны, и рост национального самосознания,
с другой, усиливают интерес к национальной
истории и стремление определить меру
влияния образования на развитие общества
[1]. Похожая статья: Образ советской женщины
на страницах журнала «Работница» за 1940
– 1953 гг. Значимость образования как важнейшего
социального института осознавалась большевиками
изначально. О важности школы для новой
власти говорит тот факт, что уже 9 ноября
1917 г. был подписан Декрет об учреждении
государственной комиссии по просвещению,
которой поручалось общее руководство
народным просвещением и разработка законопроектов
по народному образованию [2]. Для реализации
доктринальных целей большевиков (строительство
социализма, воспитание «нового человека»)
возникла необходимость в монополизации,
огосударствлении народного образования.
[3] В мае 1926 года Совет Народных Комиссаров
Казахской АССР принял первый «Устав единой
трудовой школы Казахской АССР». В школьном
строительстве был взят курс на снижение
удельного веса одногодичных и двухгодичных
школ и увеличение удельного веса «трехлеток»
и «четырехлеток». [4] В структуре формируемой
системы советской единой школы был выделен
самостоятельный тип школ — «национальная
школа». Организационно и содержательно
она являлась интегральной частью обшей
системы, но отличалась спецификой учебного
плана — местом и ролью родного языка в качестве
языка обучения (принцип «школа на родном
языке»), использованием в содержании образования
элементов национальной (этнической) культуры.
Определяющей была идеологическая унитарность
содержания образования, задававшаяся
едиными принципами интернационализма,
единством воспитательного идеала и целей
обучения, обеспечивавшаяся едиными принципами
и критериями отбора дидактического материала
из общего массива национальных культур.
[5] По данным переписи 1926 г., в Казахстане
проживали 3627612 казахов, 1275055 русских, 129399
узбеков, 860201 украинцев, 79758 татар, 51803 таранчу,
51094 немца, 27327 представителей мордвы, 25584
белоруса, 10200 киргизов, 8455 дунган, а также
представители других национальностей.
Всего насчитывалось 6198467 человек 85 национальностей.
[6] Всеобщее зарождение народного образования
не всегда сопровождалось грамотными
и продуманными шагами руководящих органов.
К числу таких просчетов, которые, на наш
взгляд, только усугубляли продвижение
ликбеза в масштабах всего Казахстана,
можно отнести переход казахского языка
с арабской графики на латинскую графику
[7], который состоялся в 1929 году. Еще в 1924
году в Казахстане переход на латинский
алфавит и между сторонниками латинской
графики и сторонниками арабского письма
происходит острая борьба. На дискуссионном
совещании 10 декабря 1926 года С. Садвакасов,
находившийся на посту Наркомпроса, в своей
речи подчеркнул, что: «...в Москве виделся
с многими знатоками этого вопроса, профессорами
Жирковым, Яковлевым и другими, которые
сказали, что арабский алфавит с изобилием
своих всевозможных точек в смысле легкого
способа письма и усвоение грамоты занимает
первенствующее положение во всем мире».
[8] В 1928 году на IV сессии КазЦИК 6-го созыва
латинизированный алфавит с 1 января 1929
года стал государственным алфавитом.
Это привело к тяжелому удару по системе
образования казахского языка в 1929 г. с арабской
графики на латинскую. Одновременно с борьбой
за всеобщую грамотность власти пытались
оторвать казахов от огромного духовного
наследия веков, зафиксированных в книгах
с арабским шрифтом. Кроме того, даже после
усовершенствования А. Байтурсыновым
в 1924 г. арабица позволяла казахам читать
любые тюркоязычные издания, в т. ч. и выходившие
за рубежом, что считалось политически
вредным. Сотням тысяч казахов, умеющим
читать по-казахски на основе арабской
графики, пришлось вновь стать неграмотными
и осваивать новый алфавит. «Благодаря»
этим реформам казахи были искусственно
оторваны от литературного наследия, которое
было создано на протяжении веков народами
Центральной Азии. Похожая статья: Карельский
перешеек в составе СССР и его культурное
возрождение в 1940-е годы Становление казахской
школы в 20–30-е годы следует рассматривать
в контексте тоталитарной политики, уничтожившей
за короткое время тысячелетиями сложившееся
традиционное хозяйство казахов и осуществившейся
насильно массовое оседание кочевого
и полукочевого хозяйств, приведшее вместе
с коллективизацией к национальной катастрофе.
Силовой перевод кочевников и полукочевников
на осёдлость, внесли сильнейшие разрушения
в систему жизнеобеспечения казахского
этноса. Государственная хлебная монополия,
продовольственная развёрстка, осуществляемая
жестким силовым давлением, неурожай привели
население Казахстана к голоду. Более 50-ти
тысяч казахских детей остались без родителей
и не были обустроены. Голод в Казахстане
существенно сократил количество учащихся
в начальных школах. Исследователи М. К. Козыбаев,
Ж. Б. Абылхожин, К. С. Алдажуманов считают,
что прямыми жертвами голода и связанных
с ними болезней стали в 1932–33 гг. 1 млн.750
человек, или 42 % всей численности казахского
населения республики, среди которых было
большое количество детей. [9]. - В результате
голода 1931–1932 гг. количество детей резко
сократилось, возросло число сирот. - Осенью
1932 г. были устроены в детские дома 68 тыс.
детей. - На 1 января 1933 г. взято на учет более
45 тысяч беспризорных. - На начальном этапе
голода в 1932 г. только в Восточно-Казахстанской
области погибло 1687 детей. [10] ЦИК и СНК
КазССР в соответствии с директивами партии
и правительства о начальном образовании,
27 августа 1930 года приняли постановление
«О введении всеобщего обязательного
начального обучения». Данным постановлением
предусматривалось введение всеобщего
обязательного начального обучения детей
8–11 лет, начиная с 1930/31 учебного года.
Для кочевых районов переход к начальному
всеобучу намечался на более поздние сроки.
Следует отметить, что применительно к условиям
таких районов допускалось увеличение
радиуса обслуживания одной школы до трех
километров при обязательном подвозе
детей в школу или открытия интернатов,
хороших общежитий, с организацией питания
для детей бедняков. Для переростков от
11 до 15 лет, не прошедших начальную школу,
предусматривалось создание одно- и двухгодичных
школ-курсов. Развитие начального образования
в 20–30-е годы проходило в сложных социально-экономических
условиях. Особые трудности испытывала
казахская школа в аульной местности. Малокомплектность,
низкая наполняемость в начальных классах,
отсев учащихся — были характерны для
многих школ республики. Так, наполняемость
классов учащимися аульно-сельской местности
в 1934/35 учебном году характеризовалась
следующими данными: Таблица 1 Школы 1 класс
2 класс 3 класс 4 класс Казахские школы
27,5 % 19 % 23,3 % 13,5 % прочие 29,6 % 22,5 % 23,5 % 21,5 % Наряду
с низкой наполняемостью, сохранялось
большое количество неполных начальных
школ, особенно казахских. По 4 областям
республики (Алма-Атинской, Восточно-Казахстанской,
Карагандинской и Южно-Казахстанской),
где 24,3 % составляли одногодичные, 47,8 %-двухгодичные,
16,8 % -трехгодичные и 11,1 % четырехгодичные
начальные школы. Похожая статья: Становление
советского режима на Карельском перешейке
в межвоенное время (1940-1941 гг.) Скорейшее
осуществление всеобщего обучения детей
и подростков и ликвидация неграмотности
среди взрослых превратились в неотложную
задачу государственного значения, т. к.
только грамотный человек мог быть в полной
мере включен в информационное пространство
и способен воспринимать официальную идеологию.
XVI съезд Коммунистической Партии СССР,
проходивший в 1930 году, признал проведение
всеобщего обязательного первоначального
обучения и ликвидацию неграмотности боевой
задачей [11]. Положительную роль в школьном
строительстве республики сыграло постановление
ЦК партии и СНК СССР от 2 сентября 1933 г.
о подготовке кадров для Казахстана, предусматривавшее
развитие средних учебных заведений, подготовку
кадров для вузов, посылку специалистов
в Казахстан. Накануне войны в Казахстане
было более 44 тыс. учителей. В 1939 г. 160 учителей
Казахстана были награждены орденами
и медалями. Звания «Заслуженный учитель
Казахской ССР», удостоены С.Кобеев, Л. И. Добранская,
Н. В. Волков, С.Акишев, А.Акатов, Ш.Сарыбаев
и другие. Были созданы предпосылки для
формирования новой национальной интеллигенции.
В 1928 г. в Казахстане открыт первый педагогический
институт, которому позже присвоено имя
Абая. В 1931–1932 гг. были открыты Уральский
и Кзыл-ординский пединституты. [12] В конце
1930- х годов в республике было 120 средних
специальных учебных заведений, выпустивших
более 5 тысяч специалистов. В 1939 г. грамотность
населения республики уже достигла 65 %,
а среди казахского населения — 40 %. Районами
сплошной грамотности стали города — Алма-Ата,
Караганда, Аулие-Ата (ныне Тараз), Риддер,
Шымкент, промышленные поселки Карсакпай,
Степняк. Всего за 1926–1939 гг. грамотность
населения Казахстана в возрасте 9–49 лет
возросла с 25,2 % до 83,6 %. Из года в год росли
расходы на народное образование Казахстана.
В 1940 году в республике уже работало 5,3
тыс. начальных, 1,8 тыс. семилетних и около
700 средних школ. [13] Таким образом, образование
являлось важнейшим социальным институтом,
развитие которого позволяло государству
вовлекать в сферу идеологического воздействия
практически все население страны. Наиболее
острой была проблема педагогических
кадров для национальных школ: учителя
не имели достаточной педагогической
подготовки, а часто не владели на должном
уровне и родным языком. Для исправления
сложившейся ситуации в 1930-х начале 1940-х гг.
был создан ряд педагогических учебных
заведений, однако проблема полностью
не была решена.
Литература:
1. Таханова Р. С. К вопросу о развитии общеобразовательной школы в Казахстане 20–40-е гг. ХХ века; стр.106.
2. Декреты Советской масти. Т.І. М„ Государственное издательство политической литературы. 1957. стр. 59,62.
3. Историко-экономический очерк. Куйбышев, 1977. стр.151. 4. Сембаев А. И. Очерки по истории казахской советской школы. Алма- Ата 1958.стр.162.
5. У. Д. Муналбаева Из истории
национальной школы Казахстана Вестник
КазНУ, серия «Педагогические науки»,
№ 26–27 стр 7. 6. http://www.portalus.ru/
8. Краткая история СССР в 2 ч. Ч. 2. М. 1983. Стр. 252–253.
9. АП РК Ф. 17. Оп. 16. Д.409. Л. 10,11.
10. А. К. Игибаева История педагогической мысли и образовательной системы Казахстана Учебное пособие Усть-Каменогорск 2004г. стр.60
11. Культурное строительство в Казахстане (1920–45 гг.)
12. Константинов Н. А., Медынский Е. Н. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет. М., 1948.189 с.
13. Культурное строительство
в Казахстане. 1 том А.,1965. 407стр 14. http://bibliotekar.kz/
Серикбаева Ж. Ш. Национальные
школы Казахстана 1920-х — начала 1940-х гг.
[Текст] / Ж. Ш. Серикбаева // Молодой ученый.
— 2015. — №8. — С. 787-790.