Развитие отечественной системы дополнительного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 18:14, реферат

Описание работы

В России накоплен бесценный опыт функционирования государственной системы внешкольной работы (внешкольного образования), которая в последние 15 лет стала трансформироваться в систему дополнительного образования детей. Нередко внешкольная работа ассоциируется с внеурочной деятельностью, что неправомерно. В понятие внеурочная деятельность включается система занятий и общения учащихся в школе после уроков. Сюда входят и элементы учебной деятельности, организуемой после уроков и направленной на воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательных интересов и овладение культурой умственного труда.

Файлы: 1 файл

развитие отечественной системы Шарова.docx

— 21.29 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Ульяновской области

 

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Ульяновский педагогический колледж №4

Специальность 050146 Преподавание в начальных классах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение на тему:

«Развитие отечественной системы дополнительного образования»

 

Шаровой Ольги Анатольевны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ульяновск, 2014

В России накоплен бесценный опыт функционирования государственной системы внешкольной работы (внешкольного образования), которая в последние 15 лет стала трансформироваться в систему дополнительного образования детей. Нередко внешкольная работа ассоциируется с внеурочной деятельностью, что неправомерно. В понятие внеурочная деятельность включается система занятий и общения учащихся в школе после уроков. Сюда входят и элементы учебной деятельности, организуемой после уроков и направленной на воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательных интересов и овладение культурой умственного труда.

Несмотря на то, что внешкольное образование в России развивается со второй половины XIX в., однозначного определения это понятие не получило. Однако можно выделить такие его составляющие, как организация досуга во внешкольных учреждениях, развитие творческих способностей детей, их познавательной и социальной активности, удовлетворение различных культурных и образовательных интересов учащихся, просветительская деятельность. На основе этого можно заключить, что внешкольное образование - это процесс и результат формирования у учащихся социокультурного опыта в процессе познавательной деятельности во внешкольных учреждениях, направленной на развитие творческих способностей школьников в области науки, техники и культуры и организацию их целесообразного досуга.

На наш взгляд, в методологическом плане проблему внешкольного образования следует рассматривать в контексте общей проблемы "человек-образование-культура-творчество". Именно такой подход свойствен соответствующим исследованиям Е. Н. Медынского. Он тщательно изучил и глубоко проанализировал работы своих предшественников и современников, обобщил их выводы и создал оригинальную систему взглядов на внешкольное образование" 

 

Сущность понятия "внешкольное образование"  
 
Цитируемый источник 
Определение: 
 
Медынский Е. Н. Энциклопедия внешкольного образования:

Внешкольным образованием принято обозначать (с конца XIX в.) развивавшуюся во второй половине XIX - начале XX в. просветительскую деятельность обществ, организаций, направленную на удовлетворение образовательных потребностей населения. 
 
Энциклопедия профессионального образования.  
Внешкольная работа - образовательно-воспитательная работа с учащимися, проводимая культурно-просветительскими учреждениями, органами образования, другими общественными организациями; одна из форм досуга учащихся, борьба с безнадзорностью. 
 
Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике.  
Внешкольная педагогика - область педагогики, в которой рассматриваются вопросы теории и практики образовательно-воспитательной и культурно-просветительской работы, проводимой во внешкольных учреждениях и по месту жительства с целью удовлетворения разносторонних культурных интересов и запросов учащихся, развития их самодеятельности и творческих способностей, организации свободного времени и досуга учащихся. 
 
Психолого-педагогический словарь: Для руководителей общеобразовательных учреждений.

Внешкольная работа - образовательно-воспитательные занятия и культурно-массовые мероприятия, проводимые во внешкольных учреждениях с целью удовлетворения разносторонних интересов и запросов учащихся, развития их самодеятельности и творческих способностей, разумной организации досуга.

 

 
 

 

В России накоплен бесценный опыт функционирования государственной системы внешкольной работы (внешкольного образования), которая в последние 15 лет стала трансформироваться в систему дополнительного образования детей. Нередко внешкольная работа ассоциируется с внеурочной деятельностью, что неправомерно. В понятие внеурочная деятельность включается система занятий и общения учащихся в школе после уроков. Сюда входят и элементы учебной деятельности, организуемой после уроков и направленной на воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательных интересов и овладение культурой умственного труда. 
 
Для рассмотрения сущности понятия "внешкольная работа" ("внешкольное образование") обратимся к таблице 1. 
 
Как видно из таблицы, несмотря на то, что внешкольное образование в России развивается со второй половины XIX в., однозначного определения это понятие не получило. Однако можно выделить такие его составляющие, как организация досуга во внешкольных учреждениях, развитие творческих способностей детей, их познавательной и социальной активности, удовлетворение различных культурных и образовательных интересов учащихся, просветительская деятельность. На основе этого можно заключить, что внешкольное образование - это процесс и результат формирования у учащихся социокультурного опыта в процессе познавательной деятельности во внешкольных учреждениях, направленной на развитие творческих способностей школьников в области науки, техники и культуры и организацию их целесообразного досуга. 
 
На наш взгляд, в методологическом плане проблему внешкольного образования следует рассматривать в контексте общей проблемы "человек-образование-культура-творчество". Именно такой подход свойствен соответствующим исследованиям Е. Н. Медынского. Он тщательно изучил и глубоко проанализировал работы своих предшественников и современников, обобщил их выводы и создал оригинальную систему взглядов на внешколь- 
 
Таблица 1 
 
Сущность понятия "внешкольное образование"  
 
Цитируемый источник 
Определение 
 
Медынский Е. Н. Энциклопедия внешкольного образования. Т. 1. М.; П., 1923. С. 105. 
Внешкольным образованием принято обозначать (с конца XIX в.) развивавшуюся во второй половине XIX - начале XX в. просветительскую деятельность обществ, организаций, направленную на удовлетворение образовательных потребностей населения. 
 
Энциклопедия профессионального образования. Т. 1. М., 1998. С. 131. 
Внешкольная работа - образовательно-воспитательная работа с учащимися, проводимая культурно-просветительскими учреждениями, органами образования, другими общественными организациями; одна из форм досуга учащихся, борьба с безнадзорностью. 
 
Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. М., 2004. С. 21. 
Внешкольная педагогика - область педагогики, в которой рассматриваются вопросы теории и практики образовательно-воспитательной и культурно-просветительской работы, проводимой во внешкольных учреждениях и по месту жительства с целью удовлетворения разносторонних культурных интересов и запросов учащихся, развития их самодеятельности и творческих способностей, организации свободного времени и досуга учащихся. 
 
Психолого-педагогический словарь: Для руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов-н/Д, 1998. С. 61. 
Внешкольная работа - образовательно-воспитательные занятия и культурно-массовые мероприятия, проводимые во внешкольных учреждениях с целью удовлетворения разносторонних интересов и запросов учащихся, развития их самодеятельности и творческих способностей, разумной организации досуга. 
 
Внешкольное образование, которая не потеряла своей значимости и в наши дни. На основе этой системы представляется возможным выделить периоды развития внешкольного образования: становление внешкольного образования в дореволюционной России; развитие системы внешкольного образования в советский период; преобразование внешкольного образования в дополнительное образование в постсоветский период. Рассмотрим каждый из этих периодов. 
 
Становление внешкольного образования в дореволюционной России. Внешкольное образование как социально-педагогическое явление зародилось в нашей стране во второй половине XIX в. По мнению ряда исследователей (П. В. Горностаева, В. А. Горохова, Л. А. Кохановой, Б. К. Тебиева и др.), начало внешкольному образованию в России положили воскресные школы. Первая такая школа в Москве открылась в июне 1860 г., а спустя четыре месяца их уже было десять и в них обучалось около 900 человек. Что же касается внеурочной работы, то первые ее организационные формы возникли в это время в Петербургском кадетском корпусе (бывший Сухопутный шляхетский корпус), в котором воспитанники организовали литературный кружок. 
 
Любопытно, что в воскресных школах, предтече будущих внешкольных учреждений, работали профессора Московского и Петербургского университетов. Они стремились ввести в практику обучения и воспитания учащихся все новое, прогрессивное, что было в педагогической науке того времени. При этом их деятельность была бескорыстна, просвещение народа они считали своим общественным и нравственным долгом. Постепенно при воскресных школах стали открываться воскресные и вечерние курсы для взрослых. 
 
Первые организационные формы внешкольного образования (кружки, клубы, мастерские, дневные приюты для детей, летние оздоровительные колонии и т.д.) в России получили распространение в конце XIX в. Особая заслуга в этом принадлежит выдающемуся педагогу С. Т. Шацкому. Он утверждал, что главным содержанием детской жизни является учение, физический труд, игры, искусство, умственная деятельность. Ему принадлежат основные педагогические положения, относящиеся к содержанию, организации и методам внешкольной работы с детьми. Он считал, что основная задача внешкольного учреждения - создание центра, где детская жизнь организуется на основе интересов самих детей. 
 
Особую популярность в начале XX в. приобрели клубные объединения. Они создавались в интересах детей и подростков и действовали успешно благодаря тому, что ориентировались на досуговые потребности больших групп молодежи. Клубы давали возможности для насыщенного и содержательного общения в условиях микросреды, благоприятной для свободной самореализации. 
 
В России в этот период бурно стало развиваться негосударственное - частное и общественное - образование, не только начальное, но и высшее. Соответствующие учебные заведения способствовали развитию сферы дополнительного образования, поскольку были открытыми для всех социальных слоев населения. 
 
Следует отметить, что взаимозависимость и взаимодополняемость государственного и частного образования вызывали живейший научный интерес и снискали поддержку у многих отечественных исследователей школьного дела. Так, В. И. Чарнолуский, видный деятель российского образования начала XX в., утверждал, что частные школы должны быть передовым авангардом, "разведочными отрядами" в общем движении школьного дела, и что поэтому они являются необходимым звеном системы образования и исполняют общественное дело, огромной важности. Взаимодействие школьного и внешкольного, государственного и частного образования естественно, более того, жизненно необходимо.


Развитие системы внешкольного образования в советский период. Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным образованием и очевидным недоверием со стороны властей к последнему. Провозглашенное в 1918 г. "Положение о единой трудовой школе" и последовавший вскоре "Устав единой трудовой школы" (1923 г.) внесли окончательную ясность в этот вопрос: "существование частных школ не допускается". 
 
Первые годы после Октябрьского переворота стали временем расцвета внешкольного образования: появились оригинальные формы организации детской жизни, шло интенсивное становление научно-методической базы внешкольного движения, велись серьезные научные исследования развития самодеятельности, творческих способностей детей, их интересов и потребностей, изучались коллективные и групповые формы работы. 
 
Внешкольное образование, наряду с дошкольным воспитанием, было включено в общую систему народного просвещения. В этот период формируется первая организационно-государственная структура управления внешкольными учреждениями. В 1917 г. в Народном Комиссариате просвещения был создан специальный отдел внешкольного образования, основная задача которого заключалась в развертывании культурно-просветительской работы, прежде всего, среди неграмотного взрослого населения. Таким образом, в СССР была создана уникальная государственная система внешкольных учреждений, которая имела совершенно определенное объяснение. Впоследствии происходит дальнейшая политизация работы внешкольных учреждений и внеклассной работы в школе. 
 
В 1950 - 1960-е гг. сеть внешкольных учреждений продолжает расти и требует упорядочения работы с кадрами, определения правового статуса педагогических работников и типов учреждений. Постановлением Совета Министров СССР "Об упорядочении сети, введении типовых штатов и установлении должностных окладов работникам внешкольных учреждений" (1952 г.) были определены единая номенклатура внешкольных учреждений и правовое положение их работников. Усиливалась роль внешкольных учреждении как методических центров, укреплялись связи со школой и общественностью, а также между педагогическими коллективами разных внешкольных учреждений. В 1970 - 1980 гг. сеть внешкольных учреждений стала развиваться еще более быстрыми темпами. Создается широкая сеть специализированных внешкольных детских учреждений с учетом дифференциации интересов детей, обеспечивающая развитие творческих способностей детей в той или иной области жизни. В этот период интенсивно развиваются кружки технического творчества, туристско-краеведческие, эстетического направления, физкультурно-спортивные, природоведческие. Появляются и профильные клубы, научные общества учащихся, пионерские театры, ансамбли. Во внешкольных учреждениях активно используются такие методы и средства обучения как эксперименты и опыты, практические занятия, экскурсии, походы, экспедиции, работа с научно-популярной и общественно-политической литературой, подготовка рефератов, докладов, конкурсов, соревнований, выставок.


Информация о работе Развитие отечественной системы дополнительного образования