Развитие познавательной активности детей в раннем возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 20:02, контрольная работа

Описание работы

Проблема познавательного интереса - одна из наиболее актуальных в современной педагогике. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания.
Очень важно развитие интереса к окружающему миру, к труду и к жизни людей.

Файлы: 1 файл

самообразование.doc

— 48.00 Кб (Скачать файл)

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчет по самообразованию по теме

 

«Развитие познавательной активности детей в раннем возрасте»

2013-2014 уч.год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                      Воспитатель:

Шарикова Юлия Сергеевна

 

 

 

 

ГБОУ СОШ с. Алексеевка, структурное подразделение д/сад «Светлячок»

 

 

Развитие познавательной активности детей в раннем возрасте

Актуальность исследования

Проблема познавательного интереса - одна из наиболее актуальных в современной педагогике. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания.

Очень важно развитие интереса к окружающему миру, к труду и к жизни людей. Интерес побуждает к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы; он делает человека более деятельным, энергичным и

стойким в этих исканиях. Интерес помогает расширить и углубить знания, повысить качество работы, он способствует творческому подходу человека к своей деятельности. Интерес к знанию проявляется в желании овладеть новой информацией, в стремлении к самостоятельному исканию нового потребности решить возникающие в ходе работы вопросы.

Возраст 1 - 3 года является периодом существенных перемен в жизни маленького ребенка. Получив возможность самостоятельно передвигаться, он осваивает дальнее пространство, самостоятельно входит в контакт с массой предметов, многие из которых ранее оставались для него недоступными.

Бурно развиваются познавательная активность, предметные действия. На втором году жизни у ребенка наблюдается развитие предметных действий, на третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей. К трем годам у него определяется ведущая рука и начинает формироваться согласованность действий обеих рук.

С возникновением предметной деятельности, основанной на усвоении именно тех способов действия с предметом, которые обеспечивают его использование по назначению, меняется отношение ребенка к окружающим предметам, меняется тип ориентирования в предметном мире. Вместо вопроса: "что это?" - при столкновении с новым предметом у ребенка возникает вопрос: "что с этим можно делать?" В тесной связи с развитием

предметных действий идет развитие восприятия ребенка, так как в процессе

действий с предметами ребенок знакомится не только со способами их употребления, но и с их свойствами - формой, величиной, цветом, материалом и т.п.

В раннем возрасте (1-3 года) объектом познания являются окружающие предметы, их действия. Дети этого возраста активно познают мир по принципу: "Что вижу, с чем действую, то и познаю". Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями.

Приступая к работе над данной проблемой, я хорошо понимала, что для целенаправленного результативного осуществления воспитательно-образовательного процесса необходимо основательный, теоретический и практический опыт.

Работу проводила поэтапно:

- на первом этапе - велась активная  работа по изучению методической  литературы по данной теме;

- на втором этапе - велась активная  работа по совместной деятельности  детей друг с другом, индивидуальные  работы.

- на третьем этапе – велась  работа с родителями. Были проведены  консультации: «Психологические особенности развития познавательной активности детей раннего возраста», «Первые шаги развития познавательной активности  детей раннего возраста».

Родители активно принимали участие по обогащению предметно-развивающей среды.

Были использованы следующие средства:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- самостоятельная деятельность детей;

- предметно-развивающая среда.

Применяла такие методы:

-словесные,

-наглядные,

-практические,

-игровые.

Необходимым условием активности познания является разнообразие и сменяемость предметной сферы окружающей ребенка, предоставление свободы исследования, резерв свободного времени и места для разворачивания игр. Зная это, я с помощью напарницы и родителей в нашей группе постарались разнообразить предметно-окружающую среду, предложить детям игры и занятия, способствующие развитию познавательной активности ребёнка.

Я обучала детей обращению с дидактическими игрушками (пирамидками, кубиками, вкладышами, шнуровками), а также орудийным действиям - умениям пользоваться несложными предметами-орудиями: сачком для вылавливания плавающих игрушек, совком и лопаткой в игре с песком и снегом.

Познавательное развитие детей раннего возраста включает в себя работу по сенсорному воспитанию, накопление представлений об окружающем мире и формирование элементарных экологических представлений.

Планируя работу в этом направлении, поставила перед собой следующие цели и задачи:

Цель: изучить особенности познавательного интереса у детей раннего возраста и определить основные пути формирования познавательной активности.

Задачи:

- учить детей различать и  называть основные цвета;

- сравнивать предметы по величине;

- развивать слуховое внимание;

- знакомить с названиями предметов  ближайшего окружения;

- узнавать и называть некоторые  трудовые действия и др.

Для успешного решения этих задач в группе созданы зоны предметно- развивающей среды, включающие в себя:

- центр дидактических игр («Собери  бусы», «Волшебный сундучок», «Спрячь мышку», «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Овощи и фрукты», «Веселые мышки», «Кто живет в лесу», «Ты чей, малыш?» и т.д.).

Были изготовлены следующие альбомы: «Цвета радуги», «Большой-маленький», «Геометрические фигуры: шар, треугольник, квадрат».

В этом учебном году появилось развивающее панно по сенсорике изготовленное  родителями.

В процессе овладения действиями с предметами происходит сенсорное развитие детей, совершенствуется восприятие предметов и их свойств (формы, величины, цвета, положения в пространстве). На занятиях и в повседневной деятельности я предлагаю детям разнообразные дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Весёлые мышата», «Помоги жирафу», «Большой и маленький», «Собери пирамидку», «В гости к нам пришла матрёшка», «Найди такой же» и т.д.

Для развития познавательного интереса использовались также задания с кубиками, конструктором: «Башенка для петушка», «Заборчик для лошадки», «Скамейка для матрёшки», «Гараж для большой и маленькой машины» и др.

В начале года дети строили по показу, а к концу года стараются сооружать постройки самостоятельно, по своему желанию и замыслу. Задания с предметами быта также способствуют развитию познавательной активности ребёнка.

Дети, воспитывающиеся в условиях нормальной семьи, начиная со второго года жизни приобретают умение выполнять разумные действия и системы действий, адекватные специфическим предметам быта. Этому способствуют дидактические игры с куклами: «Устроим кукле комнатку», «Купание куклы», «К кукле Кате пришли гости», «Постираем кукле платье», «Уложим куклу спать», «Кукла обедает», «Оденем куклу на прогулку» и др. Ввиду слабо развитой координации движений, низкого уровня сенсорной и особенно моторной речи в раннем возрасте обучение предметным действиям должно быть преимущественно индивидуальным. Я целесообразно повторяла одни и те же занятия с детьми 3-5 раз. На занятиях с дидактическими игрушками решаются задачи моторного и сенсорного характера. В работе со строительным материалом (кубики, пирамидки) прежде всего я ставила задачи моторного характера: научить детей катать шарики, нанизывать кольца на стержень, класть друг на друга и в ряд кирпичики, перекладывать предметы (в мисочки, ведра), открывать и закрывать коробки, матрешки и т. д. Существенное значение в проведении занятий имеет объяснение взрослого, называние им предметов, действий, качеств, отношений, показ с использованием методов пассивных движений.

С целью развития познавательной активности ребенка рекомендуется

широко использовать показ предметов с называнием и моментами сюрпризности (внезапное появление игрушек, музыкальной сопровождение), разнообразные варианты демонстрации игрушек, предметов: "Кто в домике живет", "Карусель", "Катание игрушек с горки" и т. п. Предметная наглядность (предметы, явления природы, игрушки) или графически-образная наглядность (картинки, рисунки) использовала в тесном сочетании с непосредственными действиями и речью всех занимающихся детей.

Исходя из выше сказанного, я решила на 2014-2015 учебный год продолжить самообразование по данной теме, глубже изучить её.

Перспективы на следующий год:

1. Продолжить работу по теме: «Развитие познавательной активности детей» (согласно возрастной группе) и изучить новинки методической литературы по данной теме;

2. Начать работу по разработке  новых игр и игровых упражнений  по данной теме;

3. Изготовить центр экспериментирования  вода-песок (песок, различные камешки, сачки, ковшики, шумелки и т.д.); а так же дворик бабушки Маруси (для знакомства с домашними животными и их жилищем)

4. В работе с родителями планирую включать:

 -анкеты,

-организации совместных праздников,

-провести консультации на темы: «Значение игр в познании окружающего мира», «Игры, развивающие познавательную активность детей раннего возраста», «Формирование познавательного интереса детей раннего дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности», «Познавательная активность - как фактор развития личности ребенка».

- провести родительские собрания  на темы: «Особенности развития познавательной деятельности детей раннего возраста», «Развитие познавательной сферы личности».

 5. Подготовить и провести открытое занятие для родителей на тему «Лесные чудеса» с целью формирование у детей представлений о диких животных, их внешнем виде, питании, особенностях образа жизни.

6. В конце 2014-15гг разработать и утвердить программу по развитию познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста.


Информация о работе Развитие познавательной активности детей в раннем возрасте