Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 20:02, контрольная работа
Проблема познавательного интереса - одна из наиболее актуальных в современной педагогике. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания.
Очень важно развитие интереса к окружающему миру, к труду и к жизни людей.
Отчет по самообразованию по теме
«Развитие познавательной активности детей в раннем возрасте»
2013-2014 уч.год
Шарикова Юлия Сергеевна
ГБОУ СОШ с. Алексеевка, структурное подразделение д/сад «Светлячок»
Развитие познавательной активности детей в раннем возрасте
Актуальность исследования
Проблема познавательного интереса - одна из наиболее актуальных в современной педагогике. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания.
Очень важно развитие интереса к окружающему миру, к труду и к жизни людей. Интерес побуждает к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы; он делает человека более деятельным, энергичным и
стойким в этих исканиях. Интерес помогает расширить и углубить знания, повысить качество работы, он способствует творческому подходу человека к своей деятельности. Интерес к знанию проявляется в желании овладеть новой информацией, в стремлении к самостоятельному исканию нового потребности решить возникающие в ходе работы вопросы.
Возраст 1 - 3 года является периодом существенных перемен в жизни маленького ребенка. Получив возможность самостоятельно передвигаться, он осваивает дальнее пространство, самостоятельно входит в контакт с массой предметов, многие из которых ранее оставались для него недоступными.
Бурно развиваются познавательная активность, предметные действия. На втором году жизни у ребенка наблюдается развитие предметных действий, на третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей. К трем годам у него определяется ведущая рука и начинает формироваться согласованность действий обеих рук.
С возникновением предметной деятельности, основанной на усвоении именно тех способов действия с предметом, которые обеспечивают его использование по назначению, меняется отношение ребенка к окружающим предметам, меняется тип ориентирования в предметном мире. Вместо вопроса: "что это?" - при столкновении с новым предметом у ребенка возникает вопрос: "что с этим можно делать?" В тесной связи с развитием
предметных действий идет развитие восприятия ребенка, так как в процессе
действий с предметами ребенок знакомится не только со способами их употребления, но и с их свойствами - формой, величиной, цветом, материалом и т.п.
В раннем возрасте (1-3 года) объектом познания являются окружающие предметы, их действия. Дети этого возраста активно познают мир по принципу: "Что вижу, с чем действую, то и познаю". Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями.
Приступая к работе над данной проблемой, я хорошо понимала, что для целенаправленного результативного осуществления воспитательно-образовательного процесса необходимо основательный, теоретический и практический опыт.
Работу проводила поэтапно:
- на первом этапе - велась активная
работа по изучению
- на втором этапе - велась активная
работа по совместной
- на третьем этапе – велась работа с родителями. Были проведены консультации: «Психологические особенности развития познавательной активности детей раннего возраста», «Первые шаги развития познавательной активности детей раннего возраста».
Родители активно принимали участие по обогащению предметно-развивающей среды.
Были использованы следующие средства:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- самостоятельная деятельность детей;
- предметно-развивающая среда.
Применяла такие методы:
-словесные,
-наглядные,
-практические,
-игровые.
Необходимым условием активности познания является разнообразие и сменяемость предметной сферы окружающей ребенка, предоставление свободы исследования, резерв свободного времени и места для разворачивания игр. Зная это, я с помощью напарницы и родителей в нашей группе постарались разнообразить предметно-окружающую среду, предложить детям игры и занятия, способствующие развитию познавательной активности ребёнка.
Я обучала детей обращению с дидактическими игрушками (пирамидками, кубиками, вкладышами, шнуровками), а также орудийным действиям - умениям пользоваться несложными предметами-орудиями: сачком для вылавливания плавающих игрушек, совком и лопаткой в игре с песком и снегом.
Познавательное развитие детей раннего возраста включает в себя работу по сенсорному воспитанию, накопление представлений об окружающем мире и формирование элементарных экологических представлений.
Планируя работу в этом направлении, поставила перед собой следующие цели и задачи:
Цель: изучить особенности познавательного интереса у детей раннего возраста и определить основные пути формирования познавательной активности.
Задачи:
- учить детей различать и называть основные цвета;
- сравнивать предметы по
- развивать слуховое внимание;
- знакомить с названиями
- узнавать и называть некоторые трудовые действия и др.
Для успешного решения этих задач в группе созданы зоны предметно- развивающей среды, включающие в себя:
- центр дидактических игр («Собери бусы», «Волшебный сундучок», «Спрячь мышку», «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Овощи и фрукты», «Веселые мышки», «Кто живет в лесу», «Ты чей, малыш?» и т.д.).
Были изготовлены следующие альбомы: «Цвета радуги», «Большой-маленький», «Геометрические фигуры: шар, треугольник, квадрат».
В этом учебном году появилось развивающее панно по сенсорике изготовленное родителями.
В процессе овладения действиями с предметами происходит сенсорное развитие детей, совершенствуется восприятие предметов и их свойств (формы, величины, цвета, положения в пространстве). На занятиях и в повседневной деятельности я предлагаю детям разнообразные дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Весёлые мышата», «Помоги жирафу», «Большой и маленький», «Собери пирамидку», «В гости к нам пришла матрёшка», «Найди такой же» и т.д.
Для развития познавательного интереса использовались также задания с кубиками, конструктором: «Башенка для петушка», «Заборчик для лошадки», «Скамейка для матрёшки», «Гараж для большой и маленькой машины» и др.
В начале года дети строили по показу, а к концу года стараются сооружать постройки самостоятельно, по своему желанию и замыслу. Задания с предметами быта также способствуют развитию познавательной активности ребёнка.
Дети, воспитывающиеся в условиях нормальной семьи, начиная со второго года жизни приобретают умение выполнять разумные действия и системы действий, адекватные специфическим предметам быта. Этому способствуют дидактические игры с куклами: «Устроим кукле комнатку», «Купание куклы», «К кукле Кате пришли гости», «Постираем кукле платье», «Уложим куклу спать», «Кукла обедает», «Оденем куклу на прогулку» и др. Ввиду слабо развитой координации движений, низкого уровня сенсорной и особенно моторной речи в раннем возрасте обучение предметным действиям должно быть преимущественно индивидуальным. Я целесообразно повторяла одни и те же занятия с детьми 3-5 раз. На занятиях с дидактическими игрушками решаются задачи моторного и сенсорного характера. В работе со строительным материалом (кубики, пирамидки) прежде всего я ставила задачи моторного характера: научить детей катать шарики, нанизывать кольца на стержень, класть друг на друга и в ряд кирпичики, перекладывать предметы (в мисочки, ведра), открывать и закрывать коробки, матрешки и т. д. Существенное значение в проведении занятий имеет объяснение взрослого, называние им предметов, действий, качеств, отношений, показ с использованием методов пассивных движений.
С целью развития познавательной активности ребенка рекомендуется
широко использовать показ предметов с называнием и моментами сюрпризности (внезапное появление игрушек, музыкальной сопровождение), разнообразные варианты демонстрации игрушек, предметов: "Кто в домике живет", "Карусель", "Катание игрушек с горки" и т. п. Предметная наглядность (предметы, явления природы, игрушки) или графически-образная наглядность (картинки, рисунки) использовала в тесном сочетании с непосредственными действиями и речью всех занимающихся детей.
Исходя из выше сказанного, я решила на 2014-2015 учебный год продолжить самообразование по данной теме, глубже изучить её.
Перспективы на следующий год:
1. Продолжить работу по теме: «Развитие познавательной активности детей» (согласно возрастной группе) и изучить новинки методической литературы по данной теме;
2. Начать работу по разработке
новых игр и игровых
3. Изготовить центр
4. В работе с родителями планирую включать:
-анкеты,
-организации совместных праздников,
-провести консультации на
- провести родительские
5. Подготовить и провести открытое занятие для родителей на тему «Лесные чудеса» с целью формирование у детей представлений о диких животных, их внешнем виде, питании, особенностях образа жизни.
6. В конце 2014-15гг разработать и утвердить программу по развитию познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Информация о работе Развитие познавательной активности детей в раннем возрасте