Волевая сфера детей дошкольного
возраста с нарушениями интеллекта находится
на самых начальных этапах формирования.
Побудителями поведения ребенка и одним
из значимых критериев социальной активности
личности являются его интересы. Интересы
детей тесно связаны с занимательностью
выполняемой деятельности, мало интенсивны,
неглубоки, односторонни, ситуативны,
недифференцированны и неустойчивы, вызываются
преимущественно физиологическими потребностями.
Дети с нарушениями интеллекта руководствуются,
как правило, ближайшими мотивами.
Особые трудности вызывает
формирование у детей с нарушениями интеллекта
правильного поведения. Присущая им интеллектуальная
недостаточность и скудный жизненный
опыт затрудняют понимание и адекватное
оценивание ситуаций, в которых они оказываются. У
детей наблюдаются трудности в регуляции
поведения, не возникает потребность в произвольном
управлении поведением. В своих действиях они оказываются
нецеленаправленными, у них нет желания
преодолевать даже посильные трудности.
По мнению Лубовского В.И., препятствием
в овладении ребенком простейшими жизненно
необходимыми умениями и навыками самообслуживания
являются существенные отклонения в развитии
моторики. Движения детей неловки, плохо
координированы, чрезмерно замедленны
или, напротив, импульсивны. Неловкость
движений обнаруживается в ходьбе, беге,
прыжках, практической деятельности. Слабое
развитие моторики проявляется во всех
видах деятельности детей с нарушением
интеллекта. Так, их рисунки выполнены
нетвердыми, кривыми линиями, лишь весьма
отдаленно передающими контур предмета.
Обычно таким детям бывает необходим длительный
период обучения, направленный на то, чтобы
научить их выполнять те или иные действия.
Кузнецова Л.В. и Переслени Л.И.
выделяют игру, как ведущий вид деятельности
для нормально развивающихся детей дошкольного
возраста. Для детей с нарушениями интеллекта
игра таковой роли не играет. Наиболее
сложной и вместе с тем развивающей ребенка
является сюжетно-ролевая игра, которой
он самостоятельно не овладевает. Без
специального обучения дети остаются
на этапе простейших манипуляций с игрушками.
Лишь к концу старшего дошкольного возраста
у воспитанников можно наблюдать отдельные
элементы сюжетно-ролевой игры, которые
длительный срок формируются воспитателем
на занятиях.
Из продуктивных видов деятельности
наиболее изучена изобразительная деятельность,
которая у детей с нарушениями интеллекта
формируется замедленно и своеобразно.
Их рисунки имеют многие характерные черты,
делающие их диагностичными. В дошкольном
возрасте эти дети переходят к предметным
и в какой-то мере сюжетным рисункам, выполняя
их весьма несовершенно. В этих рисунках
находят свое отражение недифференцированность
зрительного восприятия, низкий уровень
мышления и памяти и несовершенство двигательной
сферы.
Формирование практических
трудовых навыков у детей дошкольного
возраста с нарушениями интеллекта в дошкольном
образовательном учреждении осуществляется
в процессе ручного и хозяйственно-бытового
труда. В ходе трудовой деятельности дети
не всегда могут подчинять свои действия
поставленной перед ними задаче. Часто
дети приступают к выполнению трудового
задания без должной предварительной
ориентировки в нем, без его анализа. Ребенок
с нарушениями интеллекта, как правило,
действует в соответствии с прошлым опытом,
приобретенным в процессе выполнения
в какой-то мере сходного задания. Это
ведет к тому, что он не может достичь цели,
поставленной перед ним педагогом. При
выполнении задания часто наблюдается
«соскальзывание» со сложной для детей
деятельности на более легкую: не осознавая
поставленной задачи и не проявляя к работе
должного интереса, ребенок пытается выполнить
ее привычным способом, то есть относится
к ней формально.
Таким образом, развитие ребенка
с нарушением интеллекта без коррекционного
обучения протекает с большими отклонениями.
Прежде всего, отмечается замедленный
темп развития: все психические процессы
формируются очень медленно и в гораздо
более поздние сроки, чем у детей с нормальным
развитием.
Заключение
Изучением особенностей
развития детей дошкольного возраста
с нарушением интеллекта занимались такие
известные ученые, как Выготский Л.С., Исаев
Д.Н., Катаева А.А., Кузнецова Л.В., Лебединский
В.В., Лубовский В.И., Переслени Л.И., Рубинштейн
С.Я., Стребелева Е.А. и многие другие.
Кузнецова Л.В.,
Лебединский В.В., Лубовский В.И., Катаева
А.А. и другие ученые в своих исследованиях
дали клинико-психолого-педагогическую
характеристику детей с нарушением интеллекта,
где выявили, что развитие ребенка данной
категории протекает с большими отклонениями.
Прежде всего, отмечается замедленный
темп развития: все психические процессы
формируются очень медленно и в гораздо
более поздние сроки, чем у детей с нормальным
развитием.
Выготский Л.С.,
Занков Л.В., Кузнецова Л.В., Рубинштейн
С.Я. и другие изучали особенности мыслительной
деятельности у детей дошкольного возраста
с нарушением интеллекта.
По мнению Кузнецовой
Л.В. и Переслени Л.И., структура психики
ребенка с нарушениями интеллекта чрезвычайно
сложна. Первичный дефект приводит к возникновению
многих других вторичных и третичных отклонений.
Нарушения познавательной деятельности
и личности ребенка дошкольного возраста
с нарушениями интеллекта отчетливо обнаруживаются
в самых различных его проявлениях, в том
числе и в мыслительной деятельности.
Дефекты познания и поведения невольно
привлекают к себе внимание окружающих.
Однако наряду с недостатками этим детям
присущи и некоторые положительные возможности,
наличие которых служит опорой, обеспечивающей
процесс развития всех процессов, в том
числе и мыслительной деятельности.
Таким образом,
дети с нарушением интеллекта способны
к развитию, которое осуществляется замедленно,
атипично, со многими, подчас весьма резкими
отклонениями от нормы. Тем не менее, оно
представляет собой поступательный процесс,
вносящий качественные изменения в психическую
деятельность детей, в том числе и их мыслительную
деятельность.
Список литературы
Брунер, Д.С. Исследование развития познавательной деятельности [Текст] / Под ред. Д.С. Брунера. Пер. с англ. М.И. Лисиной – М. : Педагогика, 1991. – 391 с.
Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский – М. : Издательство АПН РСФСР, 1956. – 519 с.
Забрамная, С.Д. Умственная отсталость и отграничение ее от сходных состояний. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] / С.Д. Забрамная – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 1995. – 273 с.
Занков, Л.В. Психология умственно отсталого ребенка [Текст] / Л.В. Занков – М. : Академия, 1999. – 115 с.
Зейгарник, Б.В. Патопсихология
[Текст] / Б.В. Зейгарник – М. : Издательство Московского университета, 1986. – 287 с.
Исаев, Д.Н. Умственная отсталость
у детей и подростков. Руководство [Текст]
/ Д.Н. Исаев – СПб. : Речь, 2003. – 391 с.
Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика
[Текст] / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 2007с.
Кузнецова, Л.В. Основы специальной
психологии [Текст] / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени – М. : Издат. центр Академия, 2006. – 480 с.
Лебединский, В.В. Нарушения
психического развития в детском возрасте:
учебное пособие [Текст] / В.В. Лебединский
– М. : Изд. центр Академия, 2006. – 144 с.
Лубовский, В.И. Специальная психология [Текст] / Под ред. Лубовского В.И. – М. : Изд. центр Академия, 2007. – 464 с.
Люблинская, А.А. Детская психология [Текст] /А.А.Люблинская – М. : Академия, 1996. – 415 с.
Мухина, В.С. Возрастная психология
[Текст] / В.С. Мухина – М. : Издательский центр Академия, 1999. – 456 с.
Мухина, В.С. Детская психология
[Текст] / Под ред. Л.А. Венгера – М. : Просвещение, 1992. – 272 с.
Немов, Р.С. Психология: учебник в 3 кн. [Текст] / Р.С. Немов – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – Кн. 1. Общие
основы психологии. – 687 с.