Домашнее задание: Развитие речи.
1.Возрастные
особенности развития речи детей.
2.Содержание
педагогической работы по развитию
речи детей.
Первая группа детей раннего возраста
(от рождения до года).
2015 г.
1.ВОЗРАСТНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ (0-1
год)
В младенческом возрасте выделяют три
этапа:
новорожденность
(первый месяц жизни), когда ребенок подготавливается
к эмоциональному общению со взрослыми; первое
полугодие, во время которого ведущей
деятельностью становится ситуативно-личностное
общение со взрослым; второе полугодие жизни, когда ведущей
становится предметно-манипулятивная
деятельность. Завершение младенчества
связано с "кризисом первого года".
Новорожденный большую часть времени проводит
во сне или дремотном состоянии. Постепенно
из этого дремотного состояния начинают
выделяться отдельные моменты, - краткие
периоды бодрствования. Активный, развивающий
характер придают бодрствованию слуховое
и зрительное сосредоточение. Слуховое
сосредоточение появляется на 2-3 неделе.
Резкий звук, например, хлопнувшей двери,
вызывает прекращение движения, ребенок
замирает, замолкает. Позже, на 3-4 неделе,
такая же реакция возникает
на голос человека. В это время ребенок
не только сосредотачивается на звуке,
но и поворачивает голову в сторону его
источника. Зрительное сосредоточение
появляется так же: ребенок замирает и
задерживает взгляд (разумеется, ненадолго)
на ярком предмете. Звуки, которые может
издавать ребенок в этот период - крик
и плач, гуденье. В первом полугодии
жизни у младенца формируется речевой
слух, а сам ребенок при радостном оживлении
издаёт звуки, называемые обычно гудением. Во втором полугодии
возникает лепет, в котором можно различить
некоторые повторяющиеся звуковые сочетания,
связанные чаще всего с действиями ребенка.
Лепет обычно сочетается с выразительной
жестикуляцией. К концу первого года ребенок
понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми,
и сам произносит одно или несколько своих
первых слов, сходных по звучанию со словами
взрослой речи. С появлением первых слов
начинается новый этап в психическом развитии
ребенка.
Кризис 1 года. Главное приобретение переходного
периода – своеобразная детская речь,
называемая Л.С.Выготским автономной.
Она значительно отличается от взрослой
речи и по звуковой
форме, и по смыслу. Детские слова иногда
напоминают «взрослые», иногда резко отличны
от них. Встречаются слова, не похожие
на соответствующие слова взрослых (например,
«ика» - шкаф, «гилигилича» - карандаш),
слова – обрывки слов взрослых ( «как»
– каша, «па» – упала), слова – искажение
слов взрослых, сохраняющие, тем не менее
их фонетический рисунок («тити» - часы,
«ниняня» - не надо ) звукоподражательные
слова («ав-ав» - собака, «му-му» - корова).
Ещё более интересные семантические
отличия Маленький ребенок вкладывает
в слово совсем другой смысл, чем взрослый
человек, поскольку у него еще не сложились
наши «взрослые» понятия. Ребенок не может
обобщать предметы. У него своя логика,
и его слова становятся многозначными
и ситуативными.
Одним и тем же набором звуков он может
называть разные предметы и явления. Такая
отнесенность к разным, с нашей взрослой
точки зрения, объектам, называется многозначностью,
«Скольжение» значений многозначных слов
связано с условиями их возникновения
– с их ситуативностью, вплетенностью
в эмоционально насыщенную ситуацию. Вообще
автономная речь возникает только при
яркой аффективной окраске воспринимаемой
ребенком ситуации и активности самого
ребенка, эту ситуацию переживающего или
участвующего в ней. Образование многозначных
слов имеет эмоциональнодейственный характер.
Ещё одна особенность автономной
речи – своеобразие связей между словами.
Язык маленького ребенка аграмматичен.
Слова не объединяются в предложения,
а переходят друг в друга как междометия,
напоминая ряд бессвязных восклицаний.
Поскольку автономная детская
речь фонетически и семантически отличается
от взрослой, она понятна только самым
близким людям. Общение с другими взрослыми
почти невозможно, хотя здесь могут помочь
неязыковые средства – жесты и выразительная
мимика ребенка, сопровождающие непонятные
слова.
Следовательно, автономная
речь допускает общение, но в других формах
и другого характера, чем то общение, которое
станет для ребенка возможным позднее.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ
(0-1 год )
Для психического развития
новорожденного очень важен телесный
контакт с матерью. Необходимо носить
в этот период ребенка на руках. Во время
ухода за ребенком, привлекать его внимание,
разговаривать с ним, петь песенки, улыбаться. На этом этапе
ребенка привлекает плавная певучая речь.
Время кормления – это время общения матери
и младенца. Маме рекомендуется смотреть
на малыша, а когда он посмотрит на неё
– улыбнуться ему, сказать что-то ласковое.
К концу первого месяца младенец уже реагирует
на обращение к нему: перестает плакать,
сосредотачивается на взрослом.
От 2 до 3/4 месяцев. Важно в педагогической
работе привлекать внимание ребенка к
своему лицу. Позвать малыша, подуть, поцокать,
дожидаясь его взгляда, а, дождавшись,
улыбнуться малышу. Разговаривать
с ребенком, ведя с ним своеобразный диалог.
Издавая разные звуки, делать паузы, давая
возможность малышу ответить. Быть внимательным
к сигналам ребенка, возможно, он тоже
хочет пообщаться. Об этом свидетельствуют
его взгляд, улыбка, воркующие звуки. Разговаривая
с малышом, можно пощекотать его, погладить.
Речь и улыбка педагога в сочетании с тактильно-двигательной
стимуляцией поможет малышу улыбнуться
именно ему. В этом возрасте детям нравится
плавная певучая речь. Они внимательно
вслушиваются в интонацию, еще не понимая
смысла речи. Если ребенок отвел взгляд
или даже отвернулся – это сигнал о том,
что он устал и нужно сделать перерыв в
общении. В этом возрасте очень важна правильная
организация кормления.
От 3/4 до 7/8 месяцев развитию
речи способствуют игры с малышом.
Сидя лицом к лицу, ( для этого
можно использовать специальное кресло
с наклонной спинкой (детский шезлонг,
автомобильное кресло)), с комфортом, ребенок
с удовольствием будет играть, и общаться.
Использовать сочетание цепочек движений
с цепочками слогов: произнося слоги, например,
ба-ба-ба, ма-ма-ма, совершайте с ребенком
подпрыгивания. Для этого можно посадить
ребенка на большой мяч, другую пружинящую
поверхность, или просто к себе на колени.
Тормошите малыша, обычно это вызывает
у него смех, громкие возгласы. Имитируйте
лепет младенца. Произнося губные звуки
и слоги, привлекайте внимание ребенка
к своему рту. Наступило время, когда вы
должны помочь ребенку связать слово с
содержанием - развитие понимания речи.
С 9/10 до 12/14 месяцев Двигательное
развитие. В этом возрасте основное время
бодрствования малыш должен проводить
на полу. Побуждайте его передвигаться
по комнате, привлекая интересными игрушками.
Понимание речи. Разговаривая
с малышом, старайтесь быть немногословными.
Выделяйте интонацией ключевое слово.
Пойте песенки и потешки, сопровождая
их жестами. Вызывание активного лепета.
Привлекайте внимание ребенка к своему
к лицу, произносите слоги с губными звуками:
ба-ба-ба, ма-ма-ма. Делайте паузы, давая
малышу возможность повторить за вами.
Если есть такая возможность, запишите
лепетную речь другого ребенка и давайте
ее прослушать этому малышу. Если у ребенка
есть периоды активной вокализации, обычно
это бывает по утрам, запишите «речь» малыша
и давайте ему для прослушивания.
Массаж лица и органов речи. Для активизации
мышц лица и рта предлагается массаж. Тормошите
ребенка, подкидывайте его, качайте на
мяче, с одновременным проговариванием
лепетных цепочек. Стимуляция рук. Введите
в игру с ребенком пальчиковые игры. Это
также будет стимулировать его речевую
активность Организация кормления. Органы
речи и органы, используемые нами для приема
пищи одни и те же, поэтому правильная
организация кормления важна для развития
речи. Развитие имитации движений. Ребенок
учится говорить, подражая речи взрослого,
в том числе движениям губ, языка. Это особенно
заметно, если понаблюдать, как малыш внимательно
смотрит на лицо матери. Развитие подражания
движениям помогает развивать имитационные
возможности малыша. Используйте для этого
игры на чередование действий – катайте
мяч друг другу, поочередно ударяйте в
барабан. Сочетание словесных сигналов,
жестов и движений. Играйте в потешки с
движениями, например, «ладушки». Используйте
для обозначения происходящего жесты,
звуки, лепетные слова, звукоподражания,
например, Это машина: дрррр,/биби. Машина
едет дррр +жест «руль». Таким образом,
взрослый использует полное слово, жест,
«детское слово».
Литература:
1. Кулагина
И. Ю. «Возрастная
психология / развитие ребенка от
рождения до 17 лет». М., УРАО, 1998г.
2.Макацария А.Д., Кузнецова С.В., Большая
энциклопедия Мама и малыш. М.: ОМЛА медиа
групп, 2007.
3. Щеглова
Ю.В.
99 практических советов по развитию ребенка.
М.: Феникс,2007.