Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

Активный словарь – это понимание значения слов и употребление их в речи.
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5–6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература.

Файлы: 1 файл

ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.docx

— 23.44 Кб (Скачать файл)

Тема: « Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы».

1. Актуальность

Активный словарь – это понимание значения слов и употребление их в речи.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5–6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература.

В дошкольном возрасте художественная литература выполняет, расширяет знания ребенка об окружающем мире, воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи, владеть речевыми формулами, развивает коммуникативную речь, а главное - способствует обогащению активного словаря детей. В результате общения с книгой у ребенка формируется определенный интерес и любовь к книге, умение воспринять и понять прочитанный ему текст, ответить на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказать несложные произведения, дать элементарную оценку героям и их поступкам, определить свое отношение к ним. Что в свою очередь, способствует успешному последующему школьному обучению.

Цель:

Целью исследования является определение методов эффективного использования художественной литературы в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1) Изучить теоретические основы  развития словаря детей дошкольного  возраста;

2) Изучить влияние художественной  литературы на развитие словаря  дошкольников;

3) Выявить особенности развития  словаря дошкольников;

4) Подобрать произведения художественной  литературы, которые педагог будет  использовать не только на  специально организованных занятиях, но и в других видах деятельности  детей.

5)  Организовать мониторинг влияние художественной литературы на развитие словаря дошкольников.

3. Оборудование способствующее развитию  словаря детей включает в себя следующие игры и упражнения, которые мы проводим для коррекции речевого развития детей: 
1. Игры и упражнения для развития речевого дыхания: «Покатай карандаш», «Листья шелестят», «Загони мяч в ворота», «Ветряная мельница», «Подуй на одуванчик», «Насос» (Картотека дыхательных упражнений). 
2. Игры и упражнения для развития четкой, координированной работы всех частей артикуляционного аппарата (работа над дикцией): «Артикуляционная гимнастика», «Сказка о веселом язычке»; скороговорки, чистоговорки, загадки. 
3. Игры на развитие связной речи, грамматического строя речи, звукопроизношения: «Подскажи словечко», «Что с начало, что потом», «Разрезные картинки», «Составь рассказ», «Подбери слово к схеме», «Две сестренки». 
4. Альбомы на закрепление обобщающих понятий, на согласование существительных с числительными и прилагательными: «Одежда», «Фрукты», «Дикие животные», «Домашние животные», «Времена года», «Настроение человека», «Герои сказок».

4.Методы обогащения  и активизации словаря дошкольников

Существует ряд специальных методических упражнений речи, цель которых - это расширение лексикона и речевых навыков детей. Их полезно проводить с детьми старшего дошкольного возраста при условии ведения их живо, непринужденно, с учетом возрастных интересов и возможностей. Вот некоторые из видов таких упражнений.

1. Подбор эпитетов к предмету.

2. Узнавание по эпитетам предмета. Слова должны связываться со  знакомыми детям представлениями.

3. Подбор к предмету действий (глаголов) и  подбор к действию объектов.

4. Подбор обстоятельств.

5. Нюансы смысла слова домик, дом, домище: крохотный маленький, небольшой; большой, огромный, громадный. Детям предлагают составить с этими словами фразы.

6. Вставление детьми пропущенных  слов.

7. Распространение предложений.

8. Добавление придаточных предложений (подведение к будущим упражнениям  по грамматике). Педагог читает  главное предложение, а дети доканчивают  придаточное.

9. Составные части целого.

10. Упражнение на точность номенклатуры.

11. Составление предложений с  предложенным словом (или несколькими  словами). Детям дается слово; составить  предложение и включить в него  это слово.

13. Объяснение слов. Следует ли  объяснять детям слова и требовать  таких объяснений от самих  детей?

14. Отгадывание и составление  загадок. Следует поощрять детей  к придумыванию загадок самим.

15. Классификация предметов (разнообразные  виды лото; соответствующие занятия-беседы).

Таким образом, роль воспитателя заключается в организации содержательного общения во всех видах деятельности, во внимании к речи детей, к ее словарному составу, к тому, чтобы ребенок использовал все богатство накопленного словаря

Формы работы с детьми.

Изучив методы обогащения и активизации словаря детей старшего дошкольного возраста, мы определили наиболее интересные для нас формы работы с детьми:

1.Проводились занятия по ознакомлению  детей с художественной литературой, тщательно подбирали картинки, обложки  книги, отражающие сюжет произведения. Художественная литература, и особенно  сказки, является для детей-дошкольников особой формой действительности - это реальность человеческих эмоций, чувств в особых сказочных условиях.

2.Организовали библиотеку, к оформлению  которой уделяли большое внимание. Всегда привлекали к этому  детей, советовались с ними. Предлагали  задания  на дом: сделать подбор иллюстраций по заданной теме. Оформляли альбомы, готовили наборы открыток,  картотеку мнемо-таблиц, схем, алгоритмов построения рассказа.

Дети по обложкам книги, по иллюстрациям определяли названия рассказов, сказок, стихов, басен; запоминали фамилии авторов таких, как Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Крылов И.А., Чуковский К.И., Маршак С.Я., Барто А.Л., Михалков С.В., Г.-Х.Андерсен, Братья Гримм и т.д.;

3.Театральный уголок для организации  сюжетно-ролевых игр, игры-драматизации. Поскольку игры, связанные с сюжетами  литературных произведений, появляются  у детей под влиянием взрослого  и самих произведений, в которых  доступно и ярко описаны люди, их взаимоотношения и их деятельность. В группе были проведены кукольные  спектакли по сказкам «Лиса  и волк», «Красная Шапочка» и  др. и игры – беседы по сказкам. Поскольку для кукольного спектакля  были заранее отобраны определенные  сцены, их повторяли и в игре-драматизации. В этом виде игр особенно  был важен творческий подход  детей и взрослого к разыгрываемым  событиям.

4. Организовывали походы в библиотеку  им. Ленинского Комсомола для  воспитания в детях интереса  к чтению художественной литературы;

Формы работы с родителями

Мы понимали, что добиться успеха в нашей работе можно только в контакте с родителями.

  • Анкетирование на тему «Книга в Вашем доме»;

  • Родителям были даны советы, рекомендации, консультации на темы: «Приемы обучения детей рассказыванию», «Чтение сказок с детьми старшего дошкольного возраста»

  • Проводились родительские собрания на тему: «Ребенок и книга», «Воспитываем интерес к чтению», «Книга – лучший друг и помощник», «Читаем вместе с ребенком», «Учимся пересказу»;

  • Беседы за круглым столом, вечера загадок, пословиц и поговорок;

  • Проводились совместные с родителями конкурсы, викторины, театрализованные представления в исполнении детей и их родителей и т.д.;

  • Привлекали родителей к совместному проведению спортивных и музыкальных мероприятий;

  • Посещение детской библиотеки им.Ленинского Комсомола вместе с детьми;

Анкета для родителей

На Тему «Книга в Вашем доме»

1.Фамилия, Имя ребенка, возраст.

2.Любит ли читать или слушать  литературные произведения Ваш  ребенок?

3.Нужно ли знакомить ребенка  с книгой?

4.В каком возрасте, по Вашему  мнению, необходимо знакомить ребенка  с книгой?

5.Какую роль «книга» играет  в развитии ребенка?

6.Много ли книг в Вашем  доме?

7.Любите ли Вы читать?

8.Какое место чтению Вы отдаете  среди других видов деятельности?

9.Каким жанрам литературных  произведений Вы отдаете свое  предпочтение?

10.С какими жанрами, на Ваш  взгляд, в первую очередь нужно  знакомить ребенка?

11.Каким жанрам уделяет внимание  Ваш ребенок?

12.Имеется ли в Вашем доме  детская библиотека?

13. Как часто Вы ее пополняете?

14. Планируете ли Вы обогащать  свою и детскую библиотеку?

Результаты анкетирования родителей

Результаты анкетирования показали, что во всех семьях имеется домашняя библиотека, в основном с достаточным количеством книг, которое в скором будущем планируют пополнять. Судя по ответам, стало понятно, что в большинстве семей родители читают с детьми литературу, предпочтение отдают сказкам, стихам А.Барто, С.Михалкова, рассказам Н.Носова.

Все родители считают, что детей необходимо знакомить с художественной литературой с раннего возраста.

Результаты проделанной работы

В процессе работы были замечены такие изменения:

- у детей повысился интерес  к художественной литературе, они  используют в своей речи прилагательные, глаголы, антонимы, сравнения, обобщения; в сюжетно-ролевых играх –  дети самостоятельно обыгрывают  сюжет литературных произведений.

Произведения художественной литературы в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности. Свою работу мы строили на следующих основных принципах:

1) на тщательном, обусловленном  возрастными возможностями детей, отборе материала;

2) интеграция работы с различными  направлениями воспитательной работы  и видами деятельности детей;

3) на принципе активного включения  детей;

4) использование развивающего потенциала  литературного произведения в  создании речевой среды максимально.

Таким образом, использование произведений художественной литературы в процессе обогащения словаря детей вполне оправдывает себя. С помощью литературных произведений можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал данного вида творчества.

Таким образом, реализация всего намеченного содержания с использованием разнообразных методов и приемов обучения положительно повлияла на обогащение словаря детей. В своей речи дети стали больше использовать прилагательные, глаголы, антонимы. Речь детей стала более яркой, образной, выразительной.

ВЫВОДЫ

Использование в своей деятельности разных форм работы по использованию художественной литературы, начиная от пересказа и заканчивая импровизацией, способствовало обогащению словаря детей. Путем неоднократного повторения слов в процессе разнообразной деятельности слово закреплялось и активизировалось в словаре детей. В процессе чтения художественных произведений у ребенка накапливался опыт разнообразных непосредственных читательских переживаний: различно окрашенных читательских эмоций – от восторга до грусти и даже страха; чувств, связанных с восприятием произведений разных жанров, стилей, авторов, исторических эпох. Художественные произведения обогащали, уточняли и активизировали словарь детей на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивали умения выражать мысли в устной форме. Это развитие осуществлялось благодаря тому, что художественные произведения написаны литературным языком, точным, образным, эмоциональным, согретым лиризмом, наиболее соответствующим особенностям детского восприятия.

Список использованной литературы

1.    Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 400 с.

2.    Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. инст. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с.

3.    Выготский Л.С. Психология искусства – М.: Просвещение, 1989 – с. 315

4.    Гамезо М.В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. – М.: Просвещение, 1982 – с. 190

5.    Граблева В.Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении лирических произведений // Начальная школа – 2000 – №11 с. 19–25

6.    Детская литература. Под ред. Е.Е. Зубаревой. М.: Просвещение, 1989 – с. 399

7.    Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для студентов вузов. М.: Логос, 2000 – с. 383

8.    Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста: Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. – Центр гуманитарной литературы РОН, 2004. – 125 с.

9.    Левидов А.М. Автор – образ – читатель. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1983. – с. 350.

10.  Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. – М.: Лаида, 1994. – с. 192.

11.  Малахова Е.П. О восприятии книги детьми младшего возраста. – В кн.: Вопросы детской литературы. – М.: Детгиз., 1955. – с. 208–232.

12.  Мали Л.Д. Элементы драматизации на уроках чтения. // Начальная школа. – 1981. – №3. – с. 27–31.

13.  Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебн. пособие. / Под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. -2-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 1984.-240 с.

Информация о работе Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы