Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2015 в 16:31, реферат
В первый год жизни слепых детей развитие деятельности сохранных органов чувств происходит в менее благоприятных условиях, чем у зрячих, из-за выключения из их взаимодействия зрительных компонентов. Отставание в развитии локомоций, длительная задержка в самостоятельном хождении ограничивают освоение дальнего пространства, значительно сокращают сферу предметной деятельности и являются причиной усугубления пассивности, возникающей у слепорожденных уже в первые месяцы жизни. Это, в свою очередь, влечет за собой большую зависимость слепого ребенка от взрослого.
Развитие слухового восприятия и речи
В первый
год жизни слепых детей
Эти
моменты, безусловно, затрудняют развитие
восприятий и их
Возникшее
на первой стадии системы
Привлечение слепого ребенка к участию во всех этих действиях, побуждение его через речь, называние предметов и действий с ними развивают понимание речи, активизируют его ответные реакции, т.е. формируют потребности соучастия в специфически человеческих и необходимых действиях с предметами.
Речь
взрослого, обращенная к ребенку,
не просто сопровождает
Для предметных действий слепого ребенка на первом году жизни характерны неспецифические манипуляции, повторяемость действий и их однообразие. Слепой трясет, стучит предметами, сбрасывает их на пол, прислушивается к звукам, возникающим в результате их падения. Большую роль в развитии действий с предметами играет слово взрослого в сочетании с привлечением внимания ребенка, например, к игрушке, издающей звук.
Понимание
слепым ребенком смысла слова,
как и зрячим, проходит целый
ряд ступеней. На ранних этапах
значение понимаемого ребенком
названия предмета
В дальнейшем слово начинает связываться с наличием конкретного предмета и лишь значительно позже – с появлением представлений: ребенок становится способным понять слово без наличия предмета.
К полутора
годам понимаемые слова
Исследования
развития фонематического
Звуковое общение свойственно слепому ребенку и до шести месяцев. Примерно в восемь-девять месяцев возникает подражание звукам, состоящее в повторении именно того звука, который произносит взрослый. Подражание возникает обычно в ответ на действия только близких ему людей, связанных с ним положительно окрашенными эмоциональными отношениями. В десять-одиннадцать месяцев слепой ребенок способен повторить за взрослым новые звуки, а потом и новые слова, сопровождая ими действия.
В возрасте одного года ребенок имеет от 1 до 20 активных слов, к полутора годам – 36-95 слов, но во взаимоотношениях со взрослым зрячий ребенок еще не использует речь как средство общения, а пользуется более примитивными и более надежными для него формами общения – мимикой, жестами, неречевыми звуками.
У ребенка еще нет потребности в речевом общении со взрослыми. Такая речь называется “автономной”, так как в ней не используется сложившаяся система языка окружающих. Примерно после полутора лет происходит скачок в развитии речи ребенка, и она начинает развиваться ускоренными темпами.
Именно в это время ребенок начинает требовать предметы, называя их, т.е. использует речь для общения, К двум годам у ребенка возникает описательная речь. В ответах на вопросы взрослого ребенок начинает употреблять описательное констатирующее предложение.
Слепой ребенок также в полтора-два года начинает использовать свою развивающуюся речь в качестве основного средства общения со взрослыми. Быстро растет активный словарь, совершенствуется грамматический строй речи. Общение слепого ребенка в этот период является еще самоцелью и направлено на само общение со взрослым, поэтому слепой, подражая взрослым, овладевает огромным запасом слов и целых предложений, непонятных ему по содержанию. Повторение и употребление слов с пока непонятными значениями не смущает слепого ребенка, так как в ответ на их употребление он получает отклик и радость со стороны взрослого. Это является стимулом дальнейшего накопления даже формального словаря, который он может употреблять в определенной ситуации и который является для него средством активного общения со взрослым.
Активное
общение слепого ребенка со
взрослым в совместной
В связи с этим огромный скачок в развитии слепого происходит именно в тот момент, когда речевое общение включается в предметное и когда действия с предметами соответствуют их прямому назначению и оказываются в центре активности слепого. Опыт речевого общения слепого ребенка со взрослым неминуемо приводит ребенка к необходимости использовать речь для все более правильного отражения объективных свойств предмета, так как это позволяет ребенку достигать большего эффекта в общении со взрослым в ходе совместной предметной деятельности. Использование взрослым совместных предметных действий с речевым словесным обозначением как самих предметов, так и действий с ними, с одной стороны, стимулирует соотнесение усвоенных ребенком слов с конкретными предметами окружающего мира, с другой – является условием лучшего познания предметного мира в процессе активного оперирования с предметами.
Интенсивно
развивающаяся речь слепого
Сопровождение
всех действий речью, т.е. создание
и укрепление связи между