Развитие социологического мышления студентов на занятиях социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 15:33, статья

Описание работы

В нашем обществе происходят значительные изменения во всех сферах социальной жизни, которые задевают все социальные институты и институт образования, в частности. Происходит переоценка и трансформация ценностей общества в целом. Изменяется система рабочих мест, квалификационные требования, возможности и престиж профессий. Происходят изменения в системе образования, как инициирующие самой системой, так и под давлением изменений в других сферах. Гуманистическая направленность современного образования заключается в постановке цели - развить человека ее личностные качества, ведь развитие человека определяет развитие общества.

Файлы: 1 файл

Статья Разв. соц. мышления студентов. Стажировка Рус. язык.docx

— 30.56 Кб (Скачать файл)

 

«Развитие социологического мышления студентов»

 

Зотова  Елена Александровна

преподаватель социологии МММК ДВНЗ «ПДТУ»

 

Цель обучения студента состоит в том, чтобы сделать

его способным развиваться  без помощи учителя.

Э.  Хаббард

 

В нашем обществе происходят значительные изменения во всех сферах социальной жизни, которые задевают все социальные институты и институт образования, в частности. Происходит переоценка и трансформация ценностей  общества в целом. Изменяется система  рабочих мест, квалификационные требования, возможности и престиж профессий. Происходят изменения в системе  образования, как инициирующие самой  системой, так и под давлением  изменений в других сферах. Гуманистическая  направленность современного образования  заключается в постановке цели - развить человека ее личностные качества, ведь развитие человека определяет развитие общества. В настоящее время актуальным является создание новых образовательных  технологий, которые должны содействовать  общему развитию личности, формированию ее мировоззренческой культуры, индивидуального  опыта, творчества.  Изменение парадигмы высшего образования, движение от преподавания к учению, то есть построение схемы и методов образовательного процесса, в центре которого находится студент, а главной задачей видится изменение параметров мышления студента, имеет, на мой взгляд,  глубокие основания. Эти изменения обусловлены спецификой современной социокультурной ситуации и рядом ее следствий, в том числе особенностями положения науки в современном обществе, насущными проблемами  самого образования и изменениями в студенческой мотивации к учебной деятельности и связанными с ним особенностями отношения студентов к преподавателю.

Если раньше от индивида было нужно лишь повторение данные обществом оценок, подчинения господствующим ценностям и нормам, то сегодня  важнее становится способность самостоятельно оценивать события, принимать решение, производить стратегии поведения, адекватные современным условиям. Формирование сознания происходит в качественно другой социокультурной ситуации, которая характеризуется разнообразием и неустроенностью информации, плюрализмом оценок и неподготовленностью социальных субъектов к осуществлению ответственного выбора. В таких условиях возникает необходимость преодоления интеллектуального инфантилизма и созерцательности, развития социального мышления. Социальное мышление становится составной частью субъєктности человека, его "жизненных сил". Проблема развития социального мышления может быть рассмотрена на макроуровне, как проблема становления гражданского общества, и на микро- уровне, как проблема успешной социализации и самореализации личности в обществе.

Значимость социального  мышления для современного человека придает особую актуальность проблеме его развития. Это развитие осуществляется двумя путями: спонтанно, в процессе повседневных социальных взаимодействий, и в процессе обучения. В современном  обществе, которое характеризуется  усложнением социальных связей и  отношений и высокой интенсивностью изменений, ведущую роль в развитии социального мышления приобретает  образование как целенаправленный процесс передачи систематизированного социального опыта и развития интеллектуальных способностей личности.

Под социологическим воображением я понимаю умение или способность  рассматривать общество под определенным углом зрения. Это умение включает пять компонентов: 1) рассматривать  все социальные явления как результат  деятельности социальных агентов, индивидов  либо групп и идентифицировать этих агентов; 2) понимать скрытые за поверхностью явлений структурные и культурные ресурсы и ограничения, влияющие на социальную жизнь, в том числе  те возможности, которые имеются  в распоряжении агентов (Мирра Комаровски писала: "Чтобы распознавать невидимую  социальную структуру, от студентов  требуется терпеливое формирование социологического взгляда на общество"; 3) изучение предшествующей традиции, живого наследия прошлого и его постоянного  влияния на настоящее; 4) воспринимать общественную жизнь в ее динамике, изменчивом процессе становления; 5) признание огромного разнообразия и вариантов форм проявления общественной жизни (Эверетт Хьюз определяет одну из главных задач социологического образования следующим образом: "Освобождение познания посредством расширения границ человеческого мира, проникновения во внутренний мир других людей и сравнения с миром других людей и других культур…»).

Иными словами, социологическое  воображение - это вытекающая из признания  разнообразия и множественности  социальных установлений способность  связать любое событие в обществе со структурным, культурным и историческим контекстами, а также с индивидуальными  и коллективными действиями членов общества.

Развитие социального  мышления осуществляется во всем комплексе  социально-гуманитарных дисциплин, каждая из которых помогает учащимся разобраться  в той или иной сфере социальной действительности. Специфическая роль социологии в этом комплексе объясняется  тем, что социологические знания призваны способствовать формированию всестороннего взгляда на общественные процессы, представляя собой каркас социального мышления как системного понимания объективных и субъективных элементов социальных тенденций. Целостное  системное социологическое мышление призвано помочь молодежи занять в  обществе активную социальную позицию.  Кроме того, социологические знания выступают своего рода инструментом познания, конструирования социальной действительности и рефлексии собственного социального опыта. Поэтому социологическое  мышление может рассматриваться  не только как один из видов научного социального мышления, но и как  уровень его развития, наиболее адекватный потребностям современного человека.

       Социология, как общественная наука имеет  достаточно возможностей для  развития духовности, интеллекта, культуры  речи и мышления личности.  На каждом занятии по этой дисциплине, затрагиваются актуальные социальные вопросы, которые носят неоднозначный характер и требуют от студентов творческого поиска, работы ума, дискуссий и анализа собственного социального опыта.

       Развитие  социологического мышления студентов  на занятиях по социологии  базируется на определенной методологической  основе: интерактивные методы, методы  развития критического мышления,  проведения студентами  социальных  опросов, кейсовые методы, биографические  методы, методы использования собственного  социологического опыта, робота  с социальными фотографиями, социологические  эссе и проч. Все эти методы  направленные на процессы социализации  личности, включения ее в политический, экономический, культурный и другие процессы, которые происходят в обществе;  на формирование социальных навыков,  становление активной гражданской позиции студентов;  развитию  критического мышления, интеллектуальному потенциалу и тому подобное.

1. Метод проектов (проект социологического конструирование социальной реальности посредством использования социологических эссе). Можно проводить конкурсы на лучшее эссе.

Метод максимально раскрывает творческие способности студентов, актуализирует  их социологический опыт , развивает умение  формулировать проблемы и выдвигать гипотезы, формирует систему личностных ориентиров и ценностных установок и многое другое. Метод весьма эффективен как для учебных задач, так и для развивающих функций процеса обучения

2. Кейсовый метод.

Заданием кейсового метода  является не просто передача знаний, а  формирование у  студентов способности  справляться с такими уникальными  и нестандартными ситуациями, которые  требуют весьма разносторонних знаний, и, которые, как правило, возникают  в реальной жизни. Эффективность обучения с помощью кейс-метода убедительно доказана американскими и европейскими учебными и научными школами. При подготовке в университетах США каждому студенту предлагается несколько сотен кейсов, которые он изучает в разных учебных дисциплинах. Студенту предоставляется возможность проверить теорию на практике, свою способность к творческому мышлению. С другой стороны, практическая ситуация дополнительно вызывает интерес к процессу обучения, так как становится ясно, каких теоретических знаний не хватает для решения проблемы.

3. Интерактивные  методы.

Интерактивные методики способствуют интенсификации процесса обучения. Они  позволяют сделать знания более  доступными, анализировать учебную  информацию, творчески подходить  к усвоению учебного материала. . Конечно, применение этих методов требует  большего количества времени, чем лекция. Но, согласно "пирамиде обучения", именно в этом случае происходит лучшее усвоение знаний. Традиционное занятие направлен на дачу новой информации. В ходе интерактивного занятия студенты учатся формулировать собственное мнение, правильно выражать мысли, строить доказательства своей точки зрения, вести дискуссию, слушать другого человека, уважать альтернативное мнение. Таким образом, формируются навыки, необходимые каждому человеку в реальной жизни. Использование интерактивных методик позволяет реализовать идею сотрудничества обучающих и обучаемых, учит их конструктивному взаимодействию, способствует оздоровлению психологического климата на уроке, создает доброжелательную обстановку.

4. Биографический  метод

В настоящее время в  социологии, особенно в западной ее традиции, фокус поворачивается в  сторону отдельного человека. И в  данном случае жизнь отдельного человека рассматривается как знание им собственной  культуры с неизвестной для нас  стороны. И именно эта мысль положена в основу этого метода: открыть  жизнь человека с неизвестной  стороны и в то же время показать, насколько в жизни отдельного человека отражается целая эпоха. Метод  творческий, предоставляет студенту в процессе исследования массу полезной информации к размышлениям, выявляет социальные  закономерности, проблемы общества в исторической ретроспективе.

5. Игровые методы 

Активные игровые методы  призваны активизировать мышление студентов, повысить самостоятельность будущего специалиста, внести дух творчества в обучении, подготовить к профессиональной практической деятельности. Игра раскрывает личностный потенциал студента: каждый участник может продиагностировать свои возможности в одиночку, а также и в совместной деятельности с другими участниками. Исследователи установили, что при подаче материала в такой форме усваивается около 90% информации. Активность студентов проявляется ярко, носит продолжительный характер и «заставляет» их быть активными.

 

Таким образом, главным акцентом методик  развивающих социологическое мышление студентов является актуализация их повседневного опыта, посредством которого мотивируется рефлексия по поводу социальной реальности, а за ней и социологическое знание (понятия, идеи, концепции) как научное осмысление общественной жизни. Повседневные проблемы могут быть поняты по-иному, более глубоко, более адекватно, если к их интерпретации, их пониманию и решению подключить социологическое знание.

Ч. Райт Миллс приводит следующий  пример: "Одним из результатов  изучения социологии должно стать умение читать газету. Чтобы разобраться  в газетных материалах, что является очень непростой задачей, необходимо научиться связывать сообщаемые события, понимать их в связи с  более общими представлениями о  жизни общества, а также тенденции, частью которых они являются. Суть дела заключается в следующем: социология - это, прежде всего, способ выхода за рамки  того, о чем мы читаем в газете. Она дает систему понятий и  вопросов, помогающих нам сделать  это. Если этого не происходит, то социология, как часть либерального образования, оказывается несостоятельной"

Проблема развития социологического мышления студентов требует, чтобы  преподавание социологии не сводилось  к "книжной социологии", оно  должно ориентировать на "социологию в жизни", что позволит давать более глубокие интерпретации и  лучше понимать то, что нас окружает. По словам классика социологии Роберта  Парка, "при отсутствии стремления интегрировать знания, полученные в  аудитории, с опытом и проблемами действительной жизни процесс обучения становится простым педантизмом. Этот педантизм проявляется в отсутствии ясных суждений и практического понимания вещей, которое мы называем здравым смыслом".

Таким образом, социология в  современном мире должна позиционировать  себя по-новому. Она должна стать  «информативным, систематическим комментарием в познании повседневной жизни, комментарием, который расширяет ее познание, питая  ее и сам преобразуясь в этом процессе».

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал. Том 14. 1994. №4. -С.39-55.
  2. Андреева Г.М. Психология социального познания. -М.: Аспект Пресс, 1997. -239с.
  3. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. -М.: Высшая школа, 1980. -368с.
  4. Бауман 3. Мыслить социологически./ Пер. с англ. под ред. А.Ф. Филиппова. -М.: Аспект Пресс, 1996. -255с.
  5. Бергер П. Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива/ Пер. с англ. под ред. Батыгина Г.С. -М.: Аспект Пресс, 1996. -168с.
  6. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. -М.: Медиум. 1995. 257с.
  7. Безрукова B.C. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. -Екатеринбург, 1994. -153с.
  8. Развитие социологического мышления в процессе изучения социологии // Со циальногуманитарное образование в средней и высшей школе: методологи ческие и методические проблемы. Материалы научно-практической конференции. УрГПУ, Екатеринбург, 2000. С. 21-25.

Информация о работе Развитие социологического мышления студентов на занятиях социологии