Развитие связной речи детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 19:41, контрольная работа

Описание работы

Дайте определение связной речи

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Считается также, что связная речь организуется по законам логики и грамматики, представляет единое целое, имеет тему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью, расчлененностью на части, связанные между собой.

Файлы: 1 файл

развитие связной речи.docx

— 29.46 Кб (Скачать файл)

ТЕМА 6. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 
 
 

  1.  
    Дайте определение связной речи

 
Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. 
 
Считается также, что связная речь организуется по законам логики и грамматики, представляет единое целое, имеет тему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью, расчлененностью на части, связанные между собой.  
 
В связной речи проявляются и отражаются логика суждений, богатство представлений, обстоятельность характера, инициативность, творческая устремленность и другие качества личности.  
 
Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Связная речь, аккумулируя успехи, достижения ребенка в усвоении всех сторон, уровней языковой системы, вместе с тем с первых занятий по ее формированию становится важным условием овладения языком – его звуковой стороны, лексикой, грамматикой, а также условием воспитания умений пользоваться языковыми средствами художественной выразительностью речи.  
 
Связная речь является главным основным показателем умственного развития и общего кругозора дошкольников, средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного обучения в дальнейшем. 
 

  1.  
    Опишите основные характеристики диалогической и монологической речи

 
Развитие связной речи включает развитие диалогической и монологической речи. Каждый из них имеет свои особенности. 
 
^ Диалогическая форма речи, являющаяся первичной естественной формой языкового общения, состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая интонационная выразительность, жест, мимика и т.п. – основные черты диалогической речи. В диалоге представлены все разновидности повествовательных (сообщение, утверждение), побудительных (просьба, требование), вопросительных (вопрос) предложений с минимальной синтаксической сложностью, используются частицы и междометия, которые усиливаются жестами, мимикой, интонацией. 
 
Диалогическая речь осуществляется в виде сменяющихся друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора двух или нескольких участников. Собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания.  
 
Диалогическая речь может быть неполной, сокращенной, фрагментарной. Для нее характерна разговорная лексика и фразеология, простые и сложные бессоюзные предложения, типичное использование шаблонов, клише, речевых стереотипов, кратковременное обдумывание.  
 
В диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения – монолога. Монолог зарождается в недрах диалога. 
 
^ Монологическая речь – логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго по времени и не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. В монологе высказывается мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Монолог характеризуется полнотой, четкостью, развернутостью. Мимика и жесты играют меньшую роль. Для монологической речи характерна литературная лексика, развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность, синтаксическая оформленность. Связность в монологической речи обеспечивается одним говорящим. 
 
Одной из характеристик монологической речи является ее произвольность, т.е. умение выбирать языковые средства и пользоваться теми, которые полно и точно передают смысл того, что говориться. 
 
Владение связной монологической речью – высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической. В каждой из этих сторон имеется программное ядро, которое влияет на организацию речевого высказывания и, следовательно, на развитие связной речи. 
 

  1.  
    Охарактеризуйте типы монологического высказывания: повествование, описание, рассуждение

 
 
Описание – это тип речи, который является моделью монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков объекта. 
 
Описание объекта характеризует объект, т.е. сообщает о присущих ему признаках. Указание на признаки – это «новое» предложение. В данном предложении называется сам предмет или его части, отдельные детали. Выразительность описания в значительной мере зависит от того, удается ли говорящему, во-первых, вычленить характерные детали предмета, во-вторых, увидеть их главные или наиболее яркие признаки и, в-третьих, найти точные слова для обозначения этих признаков. Описание представляет собой своеобразный ответ на вопрос, «какой?». 
 
Описание обладает рядом особенностей, отличающих его от других типов связно монологической речи. 
 
Прежде всего, описание – это характеристика предмета в статистике. Оно представляет собой «фотографию» предмета или явления в определенный момент времени. Эта особенность определяет структуру текстов-описаний. 
 
Чаще всего описание начинается с названия объекта. В нем передается общее впечатление от предмета, может быть и оценочное суждение. Затем выделяются и раскрываются наиболее значимые части объекта и их признаки. 
 
Описание отличается мягкой структурой, позволяющая варьировать, переставлять местами компоненты текста. При описании чаще всего используются прилагательные, а также эпитеты, сравнения и метафоры. Характерна перечислительная интонация. 
 
Описание не допускает смешения времен, поэтому в нем невозможно сочетание прошедшего, настоящего и будущего времени. 
 
Описанию свойственны простые двусоставные и односоставные предложения, обладающие способностью передавать мысль обобщенно, а также в описательном тексте встречается большое количество эллиптических (неполных) предложений. 
 
Описание может быть развернутым, подробным, и сжатым, кратким. Для него характерна лучевая связь между предложениями. 
 
Повествование – это тип речи, выражающей сообщение о развивающихся действиях и состояниях, которые происходят в разное время, но связаны между собой, зависимы друг от друга. 
 
Повествование рассматривается как текст, в котором на первом план порядок протекания действий (процессов, явлений и т.д.). Каждое предложение его обычно выражает какой-либо этап, стадию в развития действия, в движении сюжета к развязке. Повествование представляет собой ответы на вопросы: что? где? когда? 
 
Повествование характеризуется рядом признаков. Прежде повествование отличается динамичностью, которая передается семантикой глаголов, видоизмененными формами глаголов со значением мгновенности, стремительности, наличием обстоятельственных слов со значением временной последовательности, союзов со значением чередования и др. В повествовательном рассказе допустимо смешение времен. Другим существенным признаком этого типа речи является наличие сюжета и действующих персонажей. В повествовании может быть передан диалог. 
 
Повествование отличается также структурой: текст начинается с экспозиции, которая знакомит со временем и (или) с местом события (действия). Затем следует завязка (начало действия или причина события). После этого повествование продолжается развитием события и кульминацией, которая разрешается развязкой. 
 
Структура повествования характеризуется большей жесткостью, т.к. перестановка компонентов ограничена фактором временной последовательности, нарушение которой может привести к искажению сюжета. 
 
Для повествовательных рассказов характерна цепная связь между предложениями. 
 
Рассуждение – это такой тип речи, который характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями, образующими умозаключение; рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства. 
 
В рассуждении содержится объяснение какого-либо факта, аргументируется определенная точка зрения, раскрывающая причинно-следственные связи и отношения. 
 
Рассуждение составляется в ходе логически последовательных ответов на вопросы: почему? Зачем? В чем смысл? 
 
В рассуждении обязательны две смысловые части, которые взаимообусловлены. Первая часть – это то, что объясняется, доказывается, а вторая – это само объяснение, доказательство. Изложение того, что объясняется, доказывается, требует в рассуждении обязательного присутствия объяснения, доказательства. 
 
Композиция рассуждения чаще всего строится так: вслед за введением, подготавливающим слушателя к восприятию проблемы, выдвигается тезис, затем идут доказательства в его пользу и вывод. Возможно и иное построение рассуждения: в начале идут доказательства, а затем уже вывод, который и становится тезисом рассуждения. 
 
Структура рассуждения не является жесткой, т.к. доказательства выдвинутого тезиса могут даваться в разной последовательности. 
 
В это типе речи может доказываться не одно, а несколько положений и может быть сделано несколько выводов или один обобщенный. 
 
В рассуждении используется различные способы выражения причинно-следственных отношений: придаточные предложения с союзом «потому что», «если, то», «потому», «так как»; глагольные словосочетания; имена существительные в родительном падеже с предлогами «от», «с», «из-за»; вводные слова; бессоюзная связь; слова «вот», «например», «следовательно», «значит», «во-первых», «во-вторых». 
 

  1.  
    Перечислите методы обучения диалогической речи

 
В ходе обучения диалогической речи можно использовать разнообразные методы: 
 
Беседа – целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определенную тему. Беседы учат правилам ведения диалога (слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторят сказанного, доброжелательно оценивать высказывания товарища и т.д.).  
 
^ Чтение литературных произведений. Чтение дает детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоит не только форму различных высказываний, но и правила очередности, усвоить разные виды интонации, помочь в развитии логики разговора. 
 
^ Словесные поручения. Можно дат ребенку поручение в соседнюю группу за книгой, передать что-то родителям и т.д. Воспитатель просит повторить поручение, что необходимо для усвоения информации и ее лучшего запоминания. После выполнения поручения надо узнать у ребенка, как он с ним справился. Для развития умения слушать чужую речь полезны также игры в поручения. 
 
^ Речевые ситуации, направленные на формирование навыков составления диалогов: на трансформацию содержания беседы в диалог; на составления диалога по речевой ситуации. 
 
^ Разнообразные игры. 
 
Сюжетно-ролевые игры способствую формированию и закреплению диалогических умений. 
 
Словесные дидактические игры закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают остроту реакции на услышанное. 
 
Подвижные игры, содержащие диалоги, способствуют приучению к очередности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнеров. 
 
Игры-инсценировки и игры-драматизации объединяют детей, хорошо знакомых с текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. В них дети координируют игровые действия с партнерами и упражняются в диалогах, заимствованных из литературных произведениях. 
 
 
5. Назовите приемы обучения рассказыванию 
 
 
Основные приемы обучения рассказыванию: 
 
^ Образец рассказа — это краткое, живое описание какого-либо предмета или события, доступное детям для заимствования по содержанию и форме. 
 
Образец рассказа более других приемов облегчает процесс обучения, так как ребенку показывают результат, которого он должен достичь. Кроме того, образец определяет примерное содержание будущих рассказов детей, их объем и последовательность изложения, облегчает подбор словаря. 
 
Разновидность этого приема — частичный образец. Он употребляется в процессе закрепления умения рассказывать, если детям трудно дается выполнение какого-либо задания, например придумывание начала повествования. 
 
Весь рассказ целиком или часть его воспитатель может повторить по мере надобности и по ходу занятия, включить в развернутую оценку ответа. 
 
Осмысленному отбору речевых форм способствует такой прием, как разбор образца рассказа, который подводит к вычленению плана высказывания. План рассказа — это 2—3 основных вопроса (пункта), определяющих содержание и последовательность изложения. Обычно после одного-двух занятий с образцом рассказа план становится самостоятельным, ведущим приемом обучения. (Иногда план — в виде свободных поясняющих указаний — может предшествовать образцу, в этом случае дети более сознательно воспринимают правила построения высказывания.) 
 
Чтобы облегчить детям составление рассказов по плану и заранее обогатить содержание их высказываний, используется коллективный разбор плана. Этот прием употребляется большей частью на первых ступенях обучения детей придумыванию рассказов (придумывание по картине или на заданную тему). 
 
^ Коллективное составление рассказа — своеобразный прием, используемый в основном на самых первых ступенях обучения творческому рассказыванию. Последовательно разбирая намеченный заранее план рассказа, воспитатель и дети выслушивают отдельные ответы, обсуждают, какие из них наиболее удачны, и педагог повторяет их как начало будущего рассказа. Затем выбирают лучшие ответы на последующие вопросы, а воспитатель соединяет фразы в целое повествование, включая в него и свои предложения. В заключение педагог повторяет весь рассказ, а затем это делает кто-нибудь из детей. 
 
Преимущество этого приема заключается в том, что в работе активно участвуют все дети. В процессе совместной деятельности они получают наглядное представление о том, что значит придумать рассказ, постепенно формируется их воображение. Но у данного приема есть и недостаток: речевая деятельность дошкольников ограничена лишь составлением фраз, подбором слов, они мало упражняются в монологической речи.  
 
^ Опора на наглядны материал (игрушка или картина). Опора дает конкретный -чувственный материал для речи, активизирует познавательную деятельность детей, их чувства, закрепляет знания детей. Опора на наглядный материал расширяет поле непосредственного наблюдения, способствуют развитию мышления детей, их речи, стимулируют детское словесное творчество и т.д. Однако опара на наглядные средства само по себе не обеспечивает усвоения детьми речевого материала. Опора лишь создает благоприятные условия для ознакомления детей с окружающем миром, для обучения их родному языку. 
 
^ Вопросы воспитателя, цель которых – помочь ребенку уяснить общих смысл рассказа , способствовать целенаправленному описанию предметов (явлений), направить внимание детей на взаимосвязь между объектами. 
 
Вопросы в обучении рассказыванию играют второстепенную роль. Их задают в основном после того, как рассказ бывает составлен, для уточнения или дополнения его. В процессе же рассказывания в случае какой-либо ошибки ребенка лучше пользоваться подсказом слова или предложения, исправлением допущенной ошибки, что менее нарушит связность рассказа, чем вопрос. 
 
Оценка - также обучающий прием. Она применяется для того, чтобы дети подражали тому, что похвалил воспитатель, и избегали того, что он осудил. Оценка должна повлиять не только на ребенка, рассказ которого оценивается, но и на последующие рассказы других детей. Поэтому оценки, даваемые в конце занятия, по существу бесполезны; кроме того, детям трудно удержать в памяти достоинства и недостатки всех прослушанных рассказов.  
 
При обучении отдельным видам рассказов используются и другие специфичные, дополнительные приемы. 
 

  1.  
    Опишите методику обучения описанию предметов, игрушек

 
 
Дети описывают то, что воспринимают в настоящий момент. Видимый предмет точно определяет собой содержание бедующего рассказа. Его наглядно воспринимаемые качества облегчают подбор соответствующего словаря, сочетание слов во фразе, форм согласования между собой разных частей речи. 
 
Для рассматривания предметов и составления рассказов о них следует отбирать игрушки с ярко выраженной индивидуальностью. Например, котенок с забавным выражением мордочки. 
 
Для описания могут использоваться также объекты природы (овощи, фрукты, цветы, листья), сезонные явления (снегопад, листопад), интерьер групповой комнаты. 
 
В старших группах можно использовать комплексы предметов, в которых они объединяются по назначению, категории и т.д.  
 
Показ объекта должен сопровождаться точно и эмоционально-яркой словесной характеристикой его качеств, особенностей, действий. 
 
В процессе обучения младших дошкольников объект описания целесообразно вносить в группу до занятия, чтобы дети имели возможность лучше рассмотреть его. 
 
В старших группах игрушки лучше вносить прямо на занятие, но 0закрытыми в коробке. 
 
По мере освоения навыков описания рекомендуется вводить в обучение новые виды работы: в средней группе – описание по памяти; в старшей – описание на основе воображения. 
 
Объектами описания по памяти могут быть любимые игрушки, домашние животные, новогодняя елка, костюмы персонажей детских праздников и т.д. Главное, чтобы вызываемый образ оставил яркий след не только в сознании детей, но и оказал влияние на их чувства. Обучение детей описанию по памяти опирается на опыт детей как коллективный, так и личный. Задача воспитателя – помочь детям вспомнить объект описания и его признаки. 
 
Обучение описания на основе воображения может быть посвящено целое занятие. 
 
Методы обучению описанию игрушки, придуманным ребенком, во многом сходны с методами описания из опыта, однако есть существенные различия. Прежде всего они заключаются в формулировки задания. В первом случае – «вспомни и опиши», а во втором – «придумай и опиши». Суть обучения состоит в постепенном приобщении детей к созданию новых образов. Малышей следует учить представлять предметы, отталкиваясь от одного видимого признака. В течении года дети много раз придумывают, на что похожи кружки разных цветов, фигурки разных форм, палочки разной длины. Это своеобразная подготовка к созданию образа, имеющего не один, а несколько признаков.  
 
В средней группе дети придумывают образ человека на основе его схематического изображения. Вначале они совместно решают, кто это будет (мальчик или девочка), придумывают человечку имя, выбирают для него цвет глаз, волос, решают , во что он будет одет и т.д. 
 
Педагог по ходу беседы делает зарисовки, и человек постепенно «обрастает плотью». Зарисовки закрепляют алгоритм создания образа, последовательность описания человека. По схеме дети придумывают и описывают сказочный домик, сказочное дерево. 
 
Обучению детей рассказу-описанию предшествует подготовительная работа. Ее цель – развитие наблюдательности у детей, достижение ими уровня речевого развития, необходимого для составления рассказов (формирование лексического запаса речи, развитие и закрепление навыков для полноценного общения детей с педагогом и между собой в процессе занятий). 
 
Для развития наблюдательности используются дидактические игры: «Узнай, что изменилось», «Что одинаковое и разное», «Угадай по описанию» и др. 
 
Для подготовки красочных, образных описания проводятся разнообразные упражнения на использование выразительных средств: подбор эпитетов, сравнении, синонимов, антонимов.  
 
Методы подготовительной работы используют также при обучении детей описанию на занятиях. 
 
Занятия по описанию начинаются с рассматривания предметов, т.е сенсорного обследования, включающего: восприятие предмета в целом; вычленение его характерных особенностей; определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга; вычленение более мелких частей или деталей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям; повторное целостное восприятие предмета. 
 
Возможны и другие варианты последовательности.  
 
Воспитатель обращает внимание детей на характерные особенности их внешнего вида, следит за правильным использованием слов при их определении. 
 
Описание строится по вопросам педагога. Используются различные вопросы: прямые, подсказывающие искомые признаки, поисковые, побуждающие к сравнению, метафоре.  
 
После ответов детей педагог делает обобщение, предлагает послушать рассказ-образец, который должен служить примером точной соотнесенности речи с воспринимаемым объектом, с вычленяемыми в нем качествами, признаками, деталями. 
 
Образец может использоваться в начале, в середине или конце занятия: это определяется уровнем умений детей. Чтобы ребята не копировали его целиком, педагогу нужно вести рассказ не о той именно игрушке, о которой будут говорить дети, а об однотипной. 
 
Образец может представлять собой полное законченное описание или только часть рассказа. Это зависит от подбора предметов и игрушек, от их количества, от возраста и уровня речевого развития детей. 
 
По мере овладения описательными умениями дети начинают составлять рассказы по плану воспитателя. Сначала план состоит из 2-3 вопросов. Постепенно он усложняется. 
 
Повысить интерес к описательному рассказу помогают приемы: мотивация, которая придает смысл деятельности; параллельное описание педагогом и ребенком двух объектов; игры-соревнования, в которых дети учатся умению выделять и обозначать словом части и признаки объекта; сюрпризные моменты; коллективное составление рассказа; использование схем, моделей; чтение художественных произведений; поощрение за рассказ, за дополнение прослушанных рассказов разными предметами; оценка детских рассказов, а также повысить интерес к занятиям помогает изменение формы их проведения. Обучение описанию может осуществляться через дидактические игры, игры-путешествия, организацию различных выставок, на которых дети выступают в роли экскурсоводов, и т.д. 


Информация о работе Развитие связной речи детей