Развитие связной речи у детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 10:13, контрольная работа

Описание работы

Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.
Путь, по которому должно идти развитие речи в целях формирования у детей способности строить связное и развернутое высказывание, - это путь ведет от диалога между взрослым и ребенком к произвольной и осознанной монологической речи самого ребенка.
В контрольной работе рассмотрим формирование предпосылок связной речи, а именно – в раннем возрасте.

Содержание работы

Введение 3
1.Развитие связной речи у детей раннего возраста 4
2.Формирование предпосылок связной речи у детей раннего возраста 6
3.Задача для взрослого по созданию условий для формирования предпосылок связной речи детей раннего возраста 13
Заключение 15
Список использованных материалов 16
Приложение 17

Файлы: 1 файл

контр работа речь.docx

— 46.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение                                                                                                                   3

1.Развитие связной речи у детей раннего возраста                                              4

2.Формирование предпосылок связной речи у детей раннего возраста         6

3.Задача для взрослого по созданию условий для формирования предпосылок связной речи детей раннего возраста                                                            13

Заключение                                                                                                      15

Список использованных материалов                                                                   16

Приложение                                                                                                           17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Развитие речи на данный момент одна из актуальных проблем дошкольного воспитания, ведь по тому, как ребенок строит свое высказывание, насколько интересно, живо, образно умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, о владении богатством родного языка и одновременно об уровне его умственного, эстетического и эмоционального развития.

Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении – решаются на протяжении всего дошкольного детства.

Однако на каждом возрастном этапе задачи постепенно усложняются, меняются методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, которые надо решать правильно и своевременно. Задача развития связной речи аккумулировала в себе все стороны речи – фонетическую, лексическую, грамматическую.

Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.

Путь, по которому должно идти развитие речи в целях формирования у детей способности строить связное и развернутое высказывание, - это путь ведет от диалога между взрослым и ребенком к произвольной и осознанной монологической речи самого ребенка.

В  контрольной работе рассмотрим формирование предпосылок связной речи, а именно – в раннем возрасте.

 

 

 

1.Развитие связной речи у детей раннего возраста

Овладение связной речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий:

  • речевой среды,
  • социального окружения,
  • семейного благополучия,
  • индивидуальных особенностей личности,
  • познавательной активности ребенка и т. д. 

В дошкольном детстве ребенок овладевает прежде всего диалогической речью. Диалогическая речь – это первичная естественная форма языкового общения, состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. Важную роль при этом играют мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значение слова. Диалогическая речь характеризуется сменой высказываний двух или нескольких (полилог) людей говорящих на одну тему. В диалоге представлены все разновидности предложений:

  • повествовательных (сообщение, утверждение),
  • побудительных (просьба, требование),
  • вопросительных (вопрос) предложений.

Так же с минимальной синтаксической сложностью, используются частицы и междометия. В спонтанном диалоге репликам не свойственны сложные предложения и допускаются нарушения синтаксических норм. Но именно в процессе диалога ребенок учится произвольности высказывания, а значит зарождаются и развиваются навыки монологической речи.

Владение связной монологической речью – высшее достижение речевого развития детей дошкольного возраста. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической. Связность речи включает развитие умения строить высказывания разных типов. По способу передачи информации или способу изложения выделяются следующие типы высказывания:

Описание – это текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, оценивающая предмет или высказывающая отношение к нему. Описание отличается статичностью, позволяющей варьировать, переставлять местами его компоненты. Повествование – это сюжет, развертывающийся во времени и в логической последовательности. Основное значение повествования – передать развитие действия или состояния предмета, которое включает следующие друг за другом события, сценки, картины. Структура повествования более жесткая, чем структура описания, так как перестановка элементов может нарушить последовательность изложения событий. Поэтому структура повествования – начало, середина, конец (завязка, кульминация, развязка) – должна быть выдержана четко.

Рассуждение – это текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку. Оно включает тезис (начальное предложение), доказательство выдвинутого тезиса могут даваться в разной последовательности. В рассуждении может доказываться не одно, а несколько положений и может быть сделано несколько выводов или один обобщенный вывод. Особенно важно развитие у дошкольников умения логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное, а эти умения развиваются в таком типе высказывания, как рассуждение.

 

 

 

 

 

 

2. Формирование предпосылок связной речи у детей раннего возраста

Возрастной период с 1 до 6 лет является особо чувствительным к речи окружающих, а также к действию вредоносных факторов. Автором выделяются гиперсезитивные фазы развития речи:

  • от 1 года до 1,5 лет – период накопления первых слов;
  • от 2,5 до 3,5 лет – период овладения развернутой фразовой речью;
  • от 5 до 6 лет – период формирования контекстной речи.

Как мы видим, большая часть периодов относится к раннему детству. Главным фактором успешного формирования предпосылок связной речи у детей раннего возраста является общение.

Направления работы по формированию связной речи: 

1. Развивать у детей навык диалогической речи (спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику) с использованием различных языковых средств в соответствии с ситуацией. Для этого проводятся беседы на различные темы. Именно в диалоге ребенок учится выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать в зависимости от окружающего контекста.

2. Развивать умение использовать нормы и правила речевого этикета, что необходимо для воспитания культуры речевого общения. Поэтому взрослые должны следить за своей речью и не только в непосредственном общении с ребенком.

3. Развивать умения правильно использовать интонацию отдельного предложения способствует оформлению структурного единства и смысловой законченности текста в целом. 
4. Развитие навыка построения текстов-описаний для формирования у детей элементарных представлений функций этих текстов через описание предметных или сюжетных картинок, собственных рисунков, явлений природы, людей, животных.

5. Развитие понимания  и структурирования фразы. Для  этого необходимо подбирать лексический  и дидактический материал, который  способствует упражнению детей в построении простой двухсоставной фразы (предмет и его действие) и употреблении его в речи. 
Работая над фразой, используются заранее усвоенные ребенком названия игрушек: кошка, мишка, лягушка, и др. (дети могут заменять их звукоподражаниями и аморфными словами) и наиболее простую для понимания предикативную лексику: идет, бежит, сидит и др. С целью активизации речи детей, уточнения и расширения их словаря необходимо прибегать к многократному повторению слов за ребенка, комментированию его действий, опосредованному общению через игрушку и многим другим приемам. Формирование предпосылок связной речи у детей раннего возраста должно быть тесно связано с практической деятельностью ребенка, игрой, наглядной ситуацией, что достигается при различных, но обязательных условиях: эмоциональности контакта с ребенком, определенного уровня понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной мотивации. Многое зависит от того, насколько интересно организованы игры, насколько глубоко затронуты эмоции детей, насколько изобретателен педагог или родитель.

II. Методические рекомендации  для педагогов и родителей  по формированию предпосылок  связной речи у детей раннего  возраста

2.1 Методические рекомендации  для педагогов и родителей.

В первый год жизни ребенок быстро растет. Чтобы выработать у ребенка предречевые навыки, взрослые (воспитатель, мать, отец, няня и др.) должны:

1) говорить с ребенком, когда кормят, купают, пеленают, укладывают  его спать;

2) заниматься специально (1—2 минуты в день);

3) говорить во время  игр, закрепляя уже полученные  ребенком предречевые навыки.

Обучение ребенка речи на первом году жизни ведется преимущественно имитационным методом, осуществляемым приемом опоры на реальные объекты.

До года ребенок общается со взрослыми только эмоционально (интеллект у него еще только формируется). Взрослый обязан:

  • сформировать положительное эмоциональное отношение ребенка к окружающим близким людям,
  • поддерживать потребность в общении с окружающими,
  • побуждать вслушиваться в то, что ему говорят, активно обращаться к взрослому, используя жесты, звуки, а позднее и освоенные слова.

До 1,5 лет

Предпосылки речи. Звуки речи, слова, их грамматические формы ребенок учится вычленять из связной речи взрослых, обращенной к нему.  С четырех месяцев ребенок охотно подражает речевым действиям, принимая взаимные имитации произношения звуков как игру. Постоянно разговаривая с ребенком, взрослый вызывает и развивает у него голосовые реакции (гуление, свирель, лепет). Гуление, свирель, лепет способствуют развитию артикуляционного аппарата и слухового сосредоточения — предпосылок для развития речи. 

К 9 месяцам у ребенка несколько ослабевают подражательные звуковые реакции, поэтому их следует искусственно стимулировать:

  • поощрять многократное повторение ребенком звуков, произносимых взрослым;
  • с помощью музыкальных игрушек и инструментов воспитывать у ребенка слуховое сосредоточение;
  • добиваться, чтобы ребенок сосредоточенно прислушивался к собственным голосовым реакциям;
  • продолжать воспитание слухового сосредоточения при слушании пения, звучания музыкальных игрушек и инструментов;
  • поддерживать и развивать подражание взрослому в произнесении слогов и все новых сочетаний звуков, чтобы к 1 году ребенок усвоил легкие для произношения слова и звукосочетания: мама, папа, баба, деда, дай-дай и др., т.к. это уже начало усвоения лексики родного языка.

Обогащение словаря. Началом работы взрослого по обогащению словаря ребенка является тренировка его внимания. Воспитание внимания ребенка начинается с предречевой ориентации его в окружающем.

Развитие грамматических навыков. Усвоение грамматики у ребенка начинается с того, что он осознает вопросы взрослых: «Где мама»?, «Кому дать каши?», «Кто это?», «Что это?», «Кто пойдет гулять?» и т. п., т. е. начинает осмысливать отношения между предметами и явлениями действительности. Осознание предикативных отношений — это и начало мышления: показатель того, что у ребенка уже зародился интеллект. Взрослому нужно постараться, максимально развить  этот зародыш интеллекта на втором году жизни ребенка, когда физиологическое становление интеллекта в основном заканчивается. 

Воспитание звуковой культуры речи. В период от 1 года до 1 года 6 месяцев взрослые должны продолжать развивать у ребенка умение подражать часто слышимым звукосочетаниям и словам. Но главным в обучении речи детей этого возраста является освоение ими эмоциональной (тембральной) окраски голоса говорящих с ними людей: они начинают различать интонации удивления, радости, неудовольствия, огорчения и т. д. и пытаются воспроизводить эти интонации.

1,6 – 2 года

Ребенка от 1 года 6 месяцев до 2 лет надо научить с помощью доступных ему речевых средств интонационно воспроизводить эмоциональную выразительность слов и фраз взрослых, чувствовать их оценочную суть («хорошо», «плохо»), приучать его в своей «речи», обращенной к взрослым, выражать дружелюбные чувства.

Обогащение словаря. От 1 года до 1 года 6 месяцев ребенок может научиться понимать: собственные имена — свое и близких людей, названия некоторых вещей из одежды, обуви, из мебели, посуды, названия некоторых знакомых ему средств передвижения, нескольких знакомых животных и растений, названия частей тела человека, а также животных-игрушек.. Расширяется запас слов, обозначающих действия, совершаемые в быту и в игре. Полуторагодовалый ребенок активно употребляет гораздо меньше слов, чем понимает, но он охотно тренируется в их употреблении. Это надо всячески поощрять. 

От 1 года 6 месяцев до 2 лет

Обогащение словаря. Тематика усваиваемой лексики расширяется: ребенок может понимать слова, обозначающие окружающих людей в соответствии с их возрастом и полом; слова, обозначающие предметы, находящиеся не только в комнате, но и вне ее — в саду, во дворе, на улице. Происходит знакомство ребенка с природой, и он узнает, что вода, которой он умывается, в которой купается, течет в речке, в ручье. Он различает и пытается назвать камень, песок, дождь, снег, солнышко; узнавая животных, ребенок учится показывать их в натуре, на картинках, в игрушках, а также называть и подражать их голосам; учится называть основные части тела животных, движения; учится называть овощи и фрукты, которые употребляет в пищу. В этом возрасте ребенку доступны для понимания также названия некоторых признаков предметов: цвет (красный, синий, желтый, зеленый), размеры (большой, маленький), вкус (сладкий, горький, кислый), внешние признаки (чистый, грязный), общие оценки (плохой, хороший).

Информация о работе Развитие связной речи у детей раннего возраста