Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 18:09, доклад
У детей с ДЦП отмечается своеобразие общего речевого развития. Сроки речевого развития у них, как правило, задержаны. У большинства первые слова появляются лишь к 2 - 3 годам, фразовая речь - к 3 - 5 годам, а в наиболее тяжелых случаях - лишь к периоду школьного обучения. Задержка в развитии речи у детей с ДЦП вызвана как поражением двигательных механизмов речи, так и спецификой самого заболевания, ограничивающего практический опыт ребенка и его социальные контакты. У детей с ДЦП отмечается бедность словарного запаса, отсутствие ряда слов-названий, несформированность многих видовых, родовых, других обобщающих понятий.
Развитие связной речи учащихся с детским церебральным параличом на уроках ознакомления с окружающим миром.
У детей с ДЦП отмечается своеобразие общего речевого развития. Сроки речевого развития у них, как правило, задержаны. У большинства первые слова появляются лишь к 2 - 3 годам, фразовая речь - к 3 - 5 годам, а в наиболее тяжелых случаях - лишь к периоду школьного обучения. Задержка в развитии речи у детей с ДЦП вызвана как поражением двигательных механизмов речи, так и спецификой самого заболевания, ограничивающего практический опыт ребенка и его социальные контакты. У детей с ДЦП отмечается бедность словарного запаса, отсутствие ряда слов-названий, несформированность многих видовых, родовых, других обобщающих понятий. Особенно ограничен запас слов, обозначающих признаки, качества, свойства предметов, а также различные виды действий с предметами. Большинство детей пользуются фразовой речью, но предложения обычно состоят из 2-3 слов; слова не всегда правильно согласуются, не в полной мере используются предлоги. Отмечается недостаточное понимание многозначности слов, иногда незнание предметов и явлений окружающей действительности.
Нарушение речевого развития
может возникнуть в связи с
неправильными условиями
Следовательно, развитие
речи является одной из
-развитие понимания речи;
-развитие связной речи;
-развитие выразительности речи.
Большую роль в развитии связной речи играют уроки ознакомления с окружающим миром.
Развивать речь, или, как говорил К.Д. Ушинский, дар слова ребенка, - это почти то же, что развивать его мышление, потому что речь тесно связана с мыслью. Развивать речь без развития мышления – это, значит, воспитывать у детей болтливость, умение говорить, не заботясь о содержании. Поэтому забота о содержательности, о логической последовательности и правильности детских высказываний должна быть одной из первых забот учителя при работе с детьми над их речью. А это значит, что надо, чтобы ребенок внимательно наблюдал, старался понять, запоминать, чтобы его наблюдения были связаны с анализом, нахождением сходств и различий, классификацией, обобщением, систематизацией, объяснениями и доказательствами. Лишь при этих условиях у ребенка разовьется полноценная речь.
Уроки ознакомления с окружающим миром в полной мере соответствуют этим требованиям. Кроме того, развитие речи на данных уроках происходит в непринужденной, свободной атмосфере, на основе живого интереса учащихся к объектам природы.
Учащиеся с церебральным параличом часто затрудняются в выделении существенных признаков предметов, явлений, действий. Этим объясняется то, что дети часто формально усваивают слово, не наполняя его содержанием. Поэтому воспитание любознательности, умения видеть, слышать, чувствовать и воспринимать окружающий мир на различном материале является основой для развития речи учащихся. Этому во многом способствует применение загадок на уроках ознакомления с окружающим миром.
Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Отгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов.
Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадать загадку - значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию.
Сопоставление предметов и явлений, проведение между ними неожиданных, но схожих параллелей является естественным процессом изучения окружающего мира. И составление загадки, и ее разгадывание требуют от ребенка пристального наблюдения за объектами окружающего мира, выявления в них характерного, типичного.
Традиционно работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты.
Наблюдения за детьми показывают,
что отгадывание происходит у
самых сообразительных
При работе над загадками особенно велика становится роль учителя, который должен раскрыть богатства этого жанра, научить вдумываться в каждое слово загадки, чтобы целенаправленно подходить к разгадке.
Как же избежать ошибки при отгадывании загадок?
Для этого необходимо:
- внимательно слушать;
- подумать над каждым
признаком отгадываемого
- не торопиться, а внимательно взвесить все признаки.
Приведу пример использования загадок на уроке «Лиственные и хвойные растения зимой».
Предлагаю ребятам отправиться в очень интересный лес, зеленый даже зимой. «Как называется этот лес?» (хвойный) А вот какие деревья в нем растут, предлагаю детям самим угадать. Для этого загадываю загадки:
Зимой и летом зелена,
В лесу живет она.
А на ней иголки
И коротки, и колки. (Ель)
У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке. (Сосна)
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки. (Лиственница)
Первые две загадки обычно не вызывают затруднений. Ребята легко догадываются, что это ель и сосна. Спрашиваю их: «А по каким признакам вы догадались, что это ель, сосна? Отгадав загадку, составьте краткий рассказ по ее содержанию, отразив в нем все упомянутые в загадке понятия и внутренние связи».
Третья загадка может поставить детей в тупик, потому что лиственница не свойственна нашей природной зоне. И увидеть ее можно только среди искусственных насаждений, например, на набережной Волги. Но, в силу ограниченных двигательных способностей, большинство детей с ДЦП с этим деревом не встречались. В тексте загадки начинаем выявлять существенные признаки этого дерева: «Какие слова говорят о том, что это хвойное дерево?» Дети объясняют, что у него есть иголки и оно названо родственницей елки, а елка – хвойное дерево. Затем прошу назвать отличие его от ели. Дети находят, что иголки неколючие и опадают. Требую, чтобы ребята давали развернутые ответы. Далее дети выполняют практическую работу с веточками этих деревьев, находя те отличительные черты, которые они обнаружили в загадках. Таким образом, загадка помогает выделить признаки предметов, создать образ нового слова, учит находить сходство и отличие между предметами.
Хорошие результаты дает применение на уроках игры «Рассыпанные загадки». Из слов, написанных на отдельных карточках, нужно сложить загадку и разгадать ее. Например, детям дается такой набор карточек:
просят
а только начнут частенько
появляюсь меня ждут прятаться
Ребята устанавливают связь между словами, и получается такая загадка:
Меня частенько просят,
ждут,
А только появляюсь, прятаться
начнут.
(Дождь)
Развивая умственные способности, речь ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.
Для этого учитель должен показать типы и свойства загадок, разнообразие средств художественной выразительности в их построении. И как итог – научить составлять свои загадки.
Чтобы составить загадку, ребенку нужно отобрать самые важные, существенные признаки предмета или явления. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, речи, сообразительности.
Какова же методика обучения сочинению загадок?
Работа над составлением
загадок проводится в
1. Отгадывание загадок
с целью понять, как строится
произведение этого жанра, в
чем заключается его специфика.
2. Наблюдение. Рассматривание
предмета с целью выявить его
наиболее существенные
3. Сочинение загадок, сначала коллективное, затем самостоятельное.
Вот пример загадок, составленных учащимися:
Ходит, бродит по полям, по лугам и по садам,
Светит ярко и тепло, только очень далеко. (Солнце)
Идет, а ног нет; лежит, а постели нет. (Снег)
Без ног, а идет, в тучке живет,
Цветы поливает, жажду утоляет. (Дождь)
Использую также описания-загадки. Я кратко описываю растение или животное, природное явление. Ученики должны догадаться, о чем идет речь, и дать развернутое объяснение своему предположению.
Например, вот описание
волка: «Это крупный хищник
наших лесов. Форма следа
Затем ребята сами составляют такие описания. Причем, это можно провести в форме игры «Лотерея загадок»
Игра заключается в придумывании загадок. Предмет или слово, с которым необходимо ее придумать, выбирается методом лотереи. Для этого задания пишутся на отдельных листочках, сворачиваются и помещаются в мешочек, откуда и достаются играющими.
Игровая задача состоит в придумывании загадки с выбранным словом. Важно, что учитывается не только то, насколько интересно составлена загадка, а также качество ее составления и прочтения.
Вот пример таких загадок-описаний, составленных детьми:
«Есть в каждом доме, с ней суп варят и картошку жарят; добывают в озерах, белая, как снег». (Соль)
«Темно-зеленое заросшее озеро. Иногда в нем вспыхивают огоньки. Там живут птицы – утка, журавль, кулик. В нем добывают торф». (Болото)
«Полосатенький жучок очень любит есть листья того растения, клубни которого мы любим есть сами». (Колорадский жук и картофель).
В процессе всей учебной работы школьников обращаю внимание на то, чтобы дети правильно произносили слова, верно ставили ударение, выбирали слова, наиболее точно выражающие мысли, учу построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы.
Виды упражнений, включающих в себя разгадывание загадок, также могут быть разнообразными. Их отгадок можно составить кроссворд, чайнворды.
В ходе составления загадок у учащихся вырабатывается положительный мотив к занятиям словесным творчеством, овладению приемами художественной речи.
Детские творческие работы – это и есть результат работы, где четко прослеживается формирование правильной, выразительной, грамотной речи, стремление к занятиям словесным творчеством, овладению приемами художественной речи.