Развитие связной речи учащихся с детским церебральным параличом на уроках ознакомления с окружающим миром

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 18:09, доклад

Описание работы

У детей с ДЦП отмечается своеобразие общего речевого развития. Сроки речевого развития у них, как правило, задержаны. У большинства первые слова появляются лишь к 2 - 3 годам, фразовая речь - к 3 - 5 годам, а в наиболее тяжелых случаях - лишь к периоду школьного обучения. Задержка в развитии речи у детей с ДЦП вызвана как поражением двигательных механизмов речи, так и спецификой самого заболевания, ограничивающего практический опыт ребенка и его социальные контакты. У детей с ДЦП отмечается бедность словарного запаса, отсутствие ряда слов-названий, несформированность многих видовых, родовых, других обобщающих понятий.

Файлы: 1 файл

Развитие связной речи учащихся с детским церебральным параличом на уроках ознакомления с окружающим миром.docx

— 21.71 Кб (Скачать файл)

Развитие связной  речи учащихся с детским церебральным параличом на уроках ознакомления с  окружающим миром.

      У детей с ДЦП отмечается своеобразие общего речевого развития. Сроки речевого развития у них, как правило, задержаны. У большинства первые слова появляются лишь к 2 - 3 годам, фразовая речь - к 3 - 5 годам, а в наиболее тяжелых случаях - лишь к периоду школьного обучения. Задержка в развитии речи у детей с ДЦП вызвана как поражением двигательных механизмов речи, так и спецификой самого заболевания, ограничивающего практический опыт ребенка и его социальные контакты. У детей с ДЦП отмечается бедность словарного запаса, отсутствие ряда слов-названий, несформированность многих видовых, родовых, других обобщающих понятий. Особенно ограничен запас слов, обозначающих признаки, качества, свойства предметов, а также различные виды действий с предметами. Большинство детей пользуются фразовой речью, но предложения обычно состоят из 2-3 слов; слова не всегда правильно согласуются, не в полной мере используются предлоги. Отмечается  недостаточное понимание многозначности слов, иногда незнание предметов и явлений окружающей действительности.

            Нарушение речевого развития  может возникнуть в связи с  неправильными условиями воспитания  ребенка с ДЦП в семье. Речь  развивается только в процессе  общения, в связи с потребностью  в коммуникации. Ребенок с ДЦП  нередко лишен возможности общаться  со сверстниками и взрослыми.  Часто родители намеренно ограничивают  круг его общения, желая оградить  ребенка от возможной при этом  психической травмы. Негативно сказывается  на развитии речи гиперопека со стороны родителей, которые пытаются облегчить состояние ребенка, стремясь выполнять все его просьбы и предугадывать желания. В таком случае не возникает даже потребность в общении.

 Следовательно, развитие  речи является одной из важнейших  задач коррекционной работы с  такими детьми. Работа по развитию  речи ведется совместно  педагогами, логопедом и во время внеклассной  работы воспитателем в следующих  основных направлениях:

-развитие понимания речи;

-развитие связной речи;

-развитие выразительности  речи.

Большую роль в развитии связной речи играют уроки ознакомления с окружающим миром.

         Развивать речь, или, как говорил  К.Д. Ушинский,  дар слова ребенка, - это почти то же, что развивать его мышление, потому что речь тесно связана с мыслью. Развивать речь без развития мышления – это, значит, воспитывать у детей болтливость, умение говорить, не заботясь о содержании. Поэтому забота о содержательности, о логической последовательности и правильности детских высказываний должна быть одной из первых забот учителя при работе с детьми над их речью. А это значит, что надо, чтобы ребенок внимательно наблюдал, старался понять, запоминать, чтобы его наблюдения были связаны с анализом, нахождением сходств и различий, классификацией, обобщением, систематизацией, объяснениями и доказательствами. Лишь при этих условиях у ребенка разовьется полноценная речь.

Уроки ознакомления с окружающим миром в полной мере соответствуют  этим требованиям. Кроме того, развитие речи на данных уроках  происходит в  непринужденной, свободной атмосфере, на основе живого интереса учащихся к  объектам природы.

Учащиеся с церебральным параличом часто затрудняются в  выделении существенных признаков  предметов, явлений, действий. Этим объясняется  то, что дети часто формально усваивают  слово, не наполняя его содержанием. Поэтому воспитание любознательности, умения видеть, слышать, чувствовать  и воспринимать окружающий мир на различном материале является основой  для развития речи учащихся. Этому  во многом способствует применение загадок  на уроках ознакомления с окружающим миром.

Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в  которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные  признаки предметов или явлений. Отгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов.

 

Главная особенность  загадки состоит в том, что  она представляет собой логическую задачу. Отгадать загадку - значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию.

Сопоставление предметов  и явлений, проведение между ними неожиданных, но схожих параллелей является естественным процессом изучения окружающего мира. И составление загадки, и ее разгадывание требуют от ребенка пристального наблюдения за объектами окружающего мира, выявления в них характерного, типичного.

Традиционно работа с загадками  основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты.

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у  самых сообразительных школьников как бы само собой на уровне озарения или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей являются пассивными наблюдателями. Учитель выступает в роли эксперта. Верный ответ ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей просто вспоминает ответ. При отгадывании загадок необходимо ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадывать загадку, а доказать, что отгадка правильна.

При работе над загадками  особенно велика становится роль учителя, который должен раскрыть богатства этого жанра, научить вдумываться в каждое слово загадки, чтобы целенаправленно подходить к разгадке.

Как же избежать ошибки при  отгадывании загадок?

Для этого необходимо:

- внимательно слушать;

- подумать над каждым  признаком отгадываемого предмета;

- не торопиться, а внимательно  взвесить все признаки.

 

 Приведу пример использования  загадок на уроке «Лиственные  и хвойные растения зимой».

Предлагаю ребятам отправиться  в очень интересный лес, зеленый  даже зимой. «Как называется этот лес?» (хвойный) А вот какие деревья  в нем растут, предлагаю детям  самим угадать. Для этого загадываю  загадки:

Зимой и летом зелена,

В лесу живет она.

А на ней иголки

И коротки, и колки. (Ель)

 

У меня длинней иголки, чем  у елки.

Очень прямо я расту  в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви – только на макушке. (Сосна)

 

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки. (Лиственница)

Первые две загадки  обычно не вызывают затруднений. Ребята легко догадываются, что это ель  и сосна. Спрашиваю их: «А по каким  признакам вы догадались, что это  ель, сосна? Отгадав загадку, составьте краткий рассказ по ее содержанию, отразив в нем все упомянутые в загадке понятия и внутренние связи».

Третья загадка может  поставить детей в тупик, потому что лиственница не свойственна  нашей природной зоне. И увидеть  ее можно только среди искусственных  насаждений, например, на набережной Волги. Но, в силу ограниченных двигательных способностей, большинство детей  с ДЦП с этим деревом не встречались. В тексте загадки начинаем выявлять существенные признаки этого дерева: «Какие слова говорят о том, что  это хвойное дерево?» Дети объясняют, что у него есть иголки и оно  названо родственницей елки, а  елка – хвойное дерево. Затем прошу назвать отличие его  от ели. Дети находят, что иголки неколючие и опадают. Требую, чтобы ребята давали развернутые ответы. Далее дети выполняют практическую работу с веточками этих деревьев, находя те отличительные черты, которые они обнаружили в загадках. Таким образом, загадка помогает выделить признаки предметов, создать образ нового слова, учит находить сходство и отличие между предметами.

Хорошие результаты дает применение на уроках игры «Рассыпанные загадки». Из слов, написанных на отдельных карточках, нужно сложить загадку и разгадать ее. Например, детям дается такой набор карточек:

просят а только начнут частенько  
появляюсь меня ждут прятаться

Ребята устанавливают  связь между словами, и получается такая загадка:

Меня частенько просят, ждут, 
А только появляюсь, прятаться начнут. 
(Дождь) 

 Развивая умственные способности, речь ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

Для этого учитель должен показать типы и свойства загадок, разнообразие средств художественной выразительности в их построении. И как итог –     научить составлять свои загадки. 

Чтобы составить загадку, ребенку нужно отобрать самые  важные, существенные признаки предмета или явления. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, речи, сообразительности.

Какова же методика обучения сочинению загадок?         

 Работа над составлением  загадок проводится в несколько  этапов:

1. Отгадывание загадок  с целью понять, как строится  произведение этого жанра, в  чем заключается его специфика.  Внимание детей привлекается  к двум особенностям загадок:  называется не сам предмет,  а другой, похожий на него и   указываются самые яркие отличительные  признаки предмета.

2. Наблюдение. Рассматривание  предмета с целью выявить его  наиболее существенные признаки, а также найти похожий предмет,  который можно было бы использовать  для иносказания.

3. Сочинение загадок, сначала  коллективное, затем самостоятельное.

Вот пример загадок, составленных учащимися:

Ходит, бродит по полям, по лугам  и по садам,

Светит ярко и тепло, только очень далеко. (Солнце)

Идет, а ног нет; лежит, а постели нет. (Снег)

Без ног, а идет, в тучке  живет,

Цветы поливает, жажду утоляет. (Дождь)

Использую также описания-загадки. Я кратко описываю растение или животное, природное явление. Ученики должны догадаться, о чем идет речь, и  дать развернутое объяснение своему предположению.

 Например, вот описание  волка: «Это крупный хищник  наших лесов. Форма следа этого  животного весьма характерна. Передвигаясь  шагом, этот зверь идет след  в след. Если идет целая стая  этих животных, то каждый ступает  в след предыдущего, поэтому  нельзя определить число прошедших  животных».

Затем ребята сами составляют такие описания. Причем, это можно  провести в  форме игры «Лотерея загадок»

Игра заключается в  придумывании загадок. Предмет или  слово, с которым необходимо ее придумать, выбирается методом лотереи. Для  этого  задания пишутся на отдельных  листочках, сворачиваются и помещаются в мешочек, откуда и достаются  играющими.

Игровая задача состоит в  придумывании загадки с выбранным  словом. Важно, что учитывается не только то, насколько интересно составлена загадка, а также качество ее составления и прочтения.

Вот пример таких загадок-описаний, составленных детьми:

«Есть в каждом доме, с  ней суп варят и картошку жарят; добывают в озерах, белая, как снег». (Соль)

«Темно-зеленое заросшее озеро. Иногда в нем вспыхивают огоньки. Там живут птицы – утка, журавль, кулик. В нем добывают торф». (Болото)

«Полосатенький жучок очень любит есть листья того растения, клубни которого мы любим есть сами». (Колорадский жук и картофель).

 

 В процессе всей  учебной работы школьников  обращаю  внимание на то, чтобы дети правильно произносили слова, верно ставили ударение, выбирали слова, наиболее точно выражающие мысли, учу построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы.

Виды упражнений, включающих в себя разгадывание загадок, также  могут быть разнообразными. Их отгадок  можно составить кроссворд, чайнворды.

 

В ходе составления загадок  у учащихся вырабатывается положительный  мотив к занятиям словесным творчеством, овладению приемами художественной речи.

Детские творческие работы – это и есть результат работы, где четко прослеживается формирование правильной, выразительной, грамотной  речи, стремление к занятиям словесным  творчеством, овладению приемами художественной речи.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие связной речи учащихся с детским церебральным параличом на уроках ознакомления с окружающим миром