Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 18:06, курсовая работа
Цель исследования – определить особенности развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.
Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1.Проанализировать психологическую, методическую и историческую литературу по данной теме.
2.Изучить процесс развития творческих способностей
3.Изучить театрализованную деятельность детей старшего дошкольного возраста и условия её возникновения и организации
4.Провести опытно-экспериментальную работу подтверждающие театрализованной деятельности на развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Введение
Глава I Особенности развития творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста в современной педагогике и психологии
1.1.Понятие «творчество» и «творческие способности»
1.1.1.Характеристика особенностей в развитии творческих способностей в старшем дошкольном возрасте
1.1.2.Условия успешного развития творческих способностей дошкольников 5-7 лет средствами театрального искусства
1.2.Психолого-педагогическое обоснование детского музыкального творчества
1.3.Диагностика творческих способностей и роль влияния на музыкальные способности
Глава II Роль влияния театрализованной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего возраста
2.1.Творческие игры как вид театрализованной деятельности
2.2.Содержание и сравнительная характеристика некоторых программ по музыкально-театральному воспитанию дошкольников
2.2.1.Анализ программы М.А.Васильевой «Развитие индивидуально - творческих способностей дошкольника средствами театрального искусства»
2.2.2Роль воспитателя в организации музыкально- театрализованной деятельности дошкольника
2.3.Разнстороннее развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности
Глава III Опытно-экспериментальная работа по влиянию театрализованной деятельности на формирование творческих способностей
3.1.Констатирующий эксперимент
3.2.Формирующий эксперимент
3.3.Контрольный эксперимент
Заключение
Список литературы
Приложение
Приложение1.
Аня Е.1)Музыку прослушала до
конца.2)Умеет узнавать знакомую мелодию
по ритмическому рисунку.3)Отказалась
определить музыкальный жанр (танец; пляска,полька,марш-песня).4)
Лена Б.1)Музыку прослушала
до конца.2)Умеет узнавать
Даша К.1)Музыку прослушала до
конца.2)Умеет узнавать знакомую мелодию
по ритмическому рисунку.3)Отказалась
определить музыкальный жанр (танец;пляска,полька,марш-
Вова К.1)Музыку прослушал до
конца.2)Умеет узнавать знакомую мелодию
по ритмическому рисунку.3)Отказалась
определить музыкальный жанр (танец;пляска,полька,марш-
Лёша Л.1)Музыку прослушал до
конца.2)Умеет узнавать знакомую мелодию
по ритмическому рисунку.3)Отказалась
определить музыкальный жанр (танец;пляска,полька,марш-
Вова Л.1)Музыку прослушал до
конца.2)Умеет узнавать знакомую мелодию
по ритмическому рисунку.3)Отказалась
определить музыкальный жанр (танец;пляска,полька,марш-
Максим М.1)Музыку прослушал
до конца.2)Умеет узнавать знакомую мелодию
по ритмическому рисунку.3)Отказалась
определить музыкальный жанр (танец;пляска,полька,марш-
Настя Н. 1)Музыку прослушала
до конца.2)Умеет узнавать
Валерия С. 1)Музыку
прослушала до конца.2)Умеет
Наташа Х. 1)Музыку прослушала
до конца.2)Умеет узнавать знакомую мелодию
по ритмическому рисунку.3)Отказалась
определить музыкальный жанр (танец;пляска,полька,марш-
Таблица 1
Компоненты развития музыкальных способностей детей
дошкольного возраста и критерии их оценки
Компоненты музыкальных способностей |
Критерии оценки компонентов музыкальных способностей |
I. Музыкальный слух. |
1. Чистое интонирование мелодической линии, чувство лада. 2. Владение широким диапазоном голоса. 3. Слуховое внимание. |
II. Музыкальная память. |
1. Запоминание, узнавание и воспроизведение музыкального материала. 2. Наличие музыкального "багажа" памяти и умение им пользоваться. |
III. Чувство ритма. |
1.Точность, четкость передачи ритмического рисунка. |
IV. Музыкальное движение. |
1. Запас танцевальных движений, умений с их помощью передавать характер того или иного образа. |
V. Творческие навыки. |
1. Умение сочинить мелодию, ритмический рисунок. 2. Умение образно мыслить и передавать свои чувства в разных видах музыкальной деятельности (пении, движении, игре на музыкальных инструментах) различными выразительными средствами. |
Таблица 2
Уровни развития компонентов
музыкальных способностей
Компонент |
Уровни | ||
Высокий |
Средний |
Низкий | |
-чистое интонирова-ние мел. линии; -слуховое внимание; -широкий диапазон голоса не менее (6-7 звуков). |
-правильное инто-нирование отдель-ных отрывков ; -улучшение после повторного показа; -небольшой диапа-зон голоса (4 звука); -слуховое внимание отрывочное. |
-не чистое интони-рование ; -отсутствие диапа-зона голоса; -нет слухового внимания. |
|
2.Чувство ритма. |
-четкая точная пере-дача ритмического рисунка. |
-передача отдель-ных элементов рит мического рис.; -улучшение пока-зателей после пов-торного показа. |
-нет точности пе-редачи ритмичес-кого рисунка; -нет улучшений показателей после повт. показа. |
3. Музыкальная память. |
-быстрое запомина-ние, узнавание, вос-произведение муз. материала; -наличие муз. "бага-жа" памяти. |
-неточное запоми-нание и воспроиз-ведение муз. мате-риала; -небольшой запас муз. "багажа" памяти. |
-несформирован-ность навыков запоминания, вос-произведения, уз-навания муз. мат.; -отсутствие муз. "багажа" памяти. |
4.Музыкальное движение. |
-большой запас тан-цевальных движен.; умение передать ими характер образа. |
-ограниченный за-пас танц. движ.; неумение передать характер образа. |
-отсутствие запаса |
5. Творческие навыки. |
-умение досочинить мелодию, ритмичес-кий рисунок. |
-неуверенность в сочинении мело-дии, ритмического рисунка. |
-отсутствие навы-ка сочинения мелодии, ритмич. рисунка. |
Таблица 4
Уровни развития музыкальных способностей детей по
заданиям
Уровни |
Высокий |
Средний |
Низкий | |||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% | |
1 |
8 |
6 |
50 |
5 |
42 |
|
Зад.№2 |
2 |
17 |
4 |
33 |
6 |
50 |
Зад.№3 |
2 |
17 |
4 |
33 |
6 |
50 |
Зад.№4 |
2 |
17 |
3 |
25 |
7 |
58 |
Зад.№5 |
3 |
25 |
2 |
17 |
7 |
58 |
Зад.№6 |
- |
- |
8 |
67 |
4 |
33 |
Зад.№7 |
- |
- |
3 |
25 |
9 |
75 |
Средние данные |
12 % |
36 % |
52 % |
Уровни развития музыкальных способностей детей в процентном соотношении
Приложение 5
Чистоговорки и скороговорки
А
Сказочный, волшебный дом
Азбука - хозяйка в нем.
Дружно в доме том живет
Славный буквенный народ.
Аня в роще потерялась,
Аня в роще растерялась,
Аня крикнула: «Ау!
Дом никак я ненайду»
Анатолий и Андрей
Наловили карасей
Аня и Алиса
Варят суп из риса.
В
Вова с нежный ком слепил,
Влас свой сверху положил
Чтоб комы те не упали,
Слева палочку вкопали.
Валя мальчикам сказала,
Что букву В она узнала.
Ва-ва-ва,
Во дворе растет айва,
Ву-ву-ву,
Я полью свою айву.
Вы-вы-вы,
Вкусны ягоды айвы.
Витя с Вовой у ворот
Рисовали вертолет
Шла Саша по шоссе
И сосала сушку.
Съел молодец тридцать три пирога
С пирогом,
Да все с творогом.
На дворе – травушка,
В сундуке – Савушка.
Са-са-са-в лесу бегает лиса.
Су-су-су-было холодно
в лесу.
Со-со-со-у машины колесо.
Ос-ос-ос-на поляне много ос.
Сшит колпак не по-колпаковски.
Выколокован колокол не по-колоколовски.
Проворонила ворона вороненка.
Вороненок каркал на березе.
Ра – ра – ра – во дворе идет игра.
Ши – ши –ши – веселятся малыши
Ша – ша – ша – очень груша хороша!
Шлепают гуськом
Гусак с гусаком.
Смотрит свысока
Гусак на гусака.
Ой, выщиплет бока
Гусак у гусака!
Приложение 5
«Песня жаворонка». Март:
«Поле зыблется цветами,
В небе льются света волны.
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны»
А.Н.Майков
«Подснежник». Апрель:
«Голубенький чистый
Подснежник: цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы