Развитие творческих способностей как основа подготовки конкурентоспособного специалиста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 17:29, статья

Описание работы

Так что же такое творчество? Если дать этому понятию очень краткую характеристику, то это психический процесс создания новых ценностей. Как всякий процесс, творческий процесс имеет свою структуру, которая отражает логику движения творчества, а также переход от одного этапа к другому. Именно в структуре проявляется сущность творчества и многие закономерности его динамики. Выявить структуру творческой деятельности пытались Я.А. Пономарев, Г.Я. Буш, В.А. Болотин, Н.Н. Кириллова и другие. На мой взгляд, наиболее полно раскрывает этот вопрос структура, предложенная А.Т. Шумилиным.

Файлы: 1 файл

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА.doc

— 37.00 Кб (Скачать файл)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА

И.Г. Нохрина, аспирантка ИСПО РАО

Современные экономические  условия предъявляют повышенные требования к специалисту, который  поступает на рынок труда. И на передний план выходит такой качественный показатель, как конкурентоспособность этого специалиста, а это есть:

  • компетентность и профессиональная мобильность;
  • целеустремленность и уверенность в своих силах;
  • владение навыками самообразования и повышения квалификации;
  • инициативность и самодисциплина;
  • предприимчивость и деловитость;
  • способность к самоанализу и принятию нестандартных решений;
  • достоинство и личная ответственность;
  • способность к риску и защите своих прав и свобод;
  • эмоциональная устойчивость и коммуникабельность (В.С. Суворов).

Возможно, кто-то и продолжит  этот перечень характеристик конкурентоспособной  личности, так как на сегодняшний  день это понятие еще не имеет  окончательного своего определения, но вот вряд ли кто будет оспаривать тот факт, что без творческого подхода к своему профессиональному становлению вряд ли можно достичь всего вышеперечисленного. Именно поэтому творческое развитие личности является актуальным с самого момента ее рождения. Есть сторонники и такой точки зрения, что этим нужно начинать заниматься уже тогда, когда она проходит стадию своего внутриутробного развития (и методики такой работы известны).

В учебных заведениях профтехобразования мы продолжаем с учащимися работу в этом направлении, начатую ни одним  десятком педагогов, просто близких людей каждого конкретного ученика.

Так что же такое творчество? Если дать этому понятию очень краткую  характеристику, то это психический  процесс создания новых ценностей. Как всякий процесс, творческий процесс  имеет свою структуру, которая отражает логику движения творчества, а также переход от одного этапа к другому. Именно в структуре проявляется сущность творчества и многие закономерности его динамики. Выявить структуру творческой деятельности пытались Я.А. Пономарев, Г.Я. Буш, В.А. Болотин, Н.Н. Кириллова и другие. На мой взгляд, наиболее полно раскрывает этот вопрос структура, предложенная А.Т. Шумилиным. Итак, он выделяет четыре основных этапа творчества:

I этап - осознание, постановка и  формулирование проблемы;

II этап - нахождение принципа решения проблемы, нестандартной задачи (решаемая гипотеза);

III этап - обоснование и развитие  найденного принципа, теоретическая  (научное творчество), конструкторская  (техническое творчество) и технологическая  разработка этого принципа (художественное  творчество);

IV этап - практическая проверка  гипотезы, практическая реализация.

Можно предположить, что первые три  этапа есть ни что иное как умственная деятельность, а четвертый этап - показатель творческих способностей. При этом эффективность последнего будет зависить от того, насколько хорошо будут продуманы первые три этапа. Рассматривание творчества с психолого-педагогической точки зрения неразрывно связано с процессом формирования личности, а в идеале - формирования творческой конкурентоспособной личности. Важно помнить, что развитие творческой личности должно основываться на учете компенсаторных возможностей каждой конкретной личности, при этом необходимо опираться на лучшие ее качества, а те, которые имеют еще недостаточное развитие, поднимать на более высокий уровень. И это осуществимо, так как творческий процесс управляем, например, косвенными методами (метод "мозгового штурма", эвристический метод и т.д.)

Проведенные многочисленные исследования показывают, что основным признаком (объективным критерием) творчества является создание нового. Но эта новизна может быть объективно значима (например, глобальное открытие в науке) или же субъективно значима (например, учащийся переоткрывает какой-либо закон, который в науке уже давно известен). Последнее имеет большую личную значимость, и современные формы обучения позволяют делать такие "маленькие" открытия.

В чем же сущность творческого развития? Есть разные подходы у психологов к этому вопросу. Так, психоаналитики утверждают, что творчество есть результат внутриличностных конфликтов. При этом творческий процесс представляет собой экстериоризацию продуктов воображения посредством взаимодействия примитивных и более зрелых типов мышления. Сторонники гуманистической психологии считают, что творчество может возникнуть только тогда, когда отсутствуют внутриличностные конфликты. Творческий процесс есть ни что иное как реализация естественного творческого потенциала личности.

Психометристы (например, Гилфорд) считают, что природный  творческий потенциал определен генетически. Вот лишь небольшой перечень взглядов на обозначенную выше проблему. Кто из педагогов займет какую точку зрения - это их право личного выбора. Понятие "творчество" тесно переплетается с понятием "креативность". Так, если творчество понимается как процесс, имеющий определенную специфику и приводящий к созданию нового, то креативность рассматривается как потенциал, внутренний ресурс человека, способность человека отказаться от стереотипных способов мышления (Guilford J.P.) или способность обнаруживать новые способы решения проблем или новые способы выражения (Н.Роджерс).

Смит и Карлссон рассматривают креативность с психоаналитической точки зрения, определяя ее как способность принимать материал из подсознания в сознание (Cropley A.J.). Учитывая то, что носителем творчества является человек, а креативность его неотъемлемым атрибутом, С.И. Макшанов и Н.Ю. Хрящева определяют креативность как способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта. Каждый педагог профтехобразования на своем уроке работает над развитием творческих способностей своих учеников. Помощь в этом оказывают им и психологи через проведение тренинговых занятий креативности (допуск до такой работы в профтехучилищах Наб.Челнов имеют психологи ТТК-117, ПЛ-64, Технического колледжа). Такая совместная работа педагогов и психологов позволяет развивать творческий потенциал личности, а точнее, творческие качества личности:

  1. Целеустремленный.
  2. Эврист.
  3. Решительный.
  4. Гибкий.
  5. Требовательный.
  6. Независимый.
  7. Энергичный.
  8. Авторитетный.
  9. Оптимист.
  10. Практик.
  11. Принципиальный.
  12. Коммуникабельный.
  13. Лидер.
  14. Новатор.
  15. Конкурентоспособный.
  16. Интеллигентный.
  17. Революционер.
  18. Реформатор (В.И. Андреев).

Проводимые ежегодные  исследования творческого потенциала учащихся позволяют психологам отслеживать динамику развития творческих качеств в целом по учебному заведению или по конкретной группе (запрос администрации или классного руководителя) и вырабатывать рекомендации по каждому конкретному случаю.

В заключение хотелось бы коснуться  еще одной стороны творческого  развития учащихся. Если обучение направлено на активизацию образного компонента мышления, то оно еще выполняет  и психогигиеническую функцию одновременно. Поисковая активность, способность  к созданию нечто нового повышают адаптивные возможности человека, его стрессоустойчивость и устойчивость к возникновению различных заболеваний - а это очень важно, чтобы выступать на рынке труда как конкурентоспособный специалист. Если же доминирует репродуктивный стиль преподавания, который ориентирован только на усвоение "готовых истин", возникает психологический барьер к творческому самовыражению. Может возникать групповая агрессия по отношению к тем учащимся, которые проявляют творческие способности и вообще отличаются своеобразием и нестандартностью мышления, духовной независимостью, самостоятельностью поведения. Напротив, где преобладают творческие формы обучения, где побуждается самовыражение в художественном творчестве, не только нет признаков такой групповой агрессии, здесь формируется коллективная установка на поддержку творческих усилий каждого, повышается терпимость по отношению к любому проявлению неординарности.

Таким образом, если творчество не станет ценностной ориентацией в юношеский  период, то существует вероятность, что оно не будет сформировано и в будущем. Следовательно, не поддержав в этом возрасте развитие личностного творческого потенциала, мы обрекаем личность на большие трудности, связанные с отсутствием опыта активизации внутренних стимулов саморазвития.  

 

Выпуск № 4 за 2000 год

Вестник ТИСБИ

Академия управления

 




Информация о работе Развитие творческих способностей как основа подготовки конкурентоспособного специалиста