Развитие творческих способностей младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:51, реферат

Описание работы

Работа учителя начальных классов необычайно сложна, требует высокого педагогического мастерства, терпения и огромной любви к детям. Для оптимального развития каждого ребёнка учитель должен знать психологические и физиологические особенности детей младшего школьного возраста и состояние здоровья каждого ребёнка. Необходимо учитывать и тот факт, что значительная часть обучающихся уже на втором и третьем году обучения не желает ходить в школу, не хочет учиться, утрачивает интерес к изучаемым предметам.

Файлы: 1 файл

razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_mladshih_shkolnikov.docx

— 2.88 Мб (Скачать файл)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

   Работа учителя начальных классов необычайно сложна, требует высокого  педагогического мастерства, терпения и огромной любви к детям. Для оптимального развития каждого ребёнка учитель должен знать психологические и физиологические особенности детей младшего школьного возраста и состояние здоровья каждого ребёнка. Необходимо учитывать и тот факт, что значительная часть обучающихся  уже на втором и третьем году обучения не желает ходить в школу, не хочет учиться, утрачивает интерес к изучаемым предметам. Но если понаблюдать за детьми после того, как прозвенит звонок с урока, можно заметить, как дети преображаются. Здесь проявляется и решительность, и смекалка, и звонкий командный голос, и изобретательность. Разгадка проста: ребёнок из объекта деятельности превратился в субъект, которому позволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальная мотивационно - потребностная сфера.

   Одним из приёмов  создания положительной мотивации  учения может служить опора  на творчество обучающихся.  Творческая  атмосфера в классе возможна  только в том случае, если ребёнок  не боится ошибиться, не боится  допустить оплошность. Поэтому учитель  должен сделать всё возможное,  чтобы труд детей был радостным,  а уроки – интересными. Необходимо дать возможность всем обучающимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал. Задача учителя состоит в том, чтобы построить учебный процесс так, чтобы побуждать детей мыслить творчески, развивать способность к самостоятельным суждениям, умение вести спор, доказывать свою точку зрения. Творчество и творческая деятельность определяет ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Только творческий человек может  успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложившихся ситуаций, способен к самореализации своих возможностей и саморазвитию. Поэтому повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей.

   Развитие  творческих способностей особенно  важно в младшем школьном возрасте, так как именно в этом возрасте  начинают формироваться способы  учебной работы, закладываются приёмы  решения учебных задач, которыми  обучающиеся будут пользоваться  в дальнейшем.

   У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Активизация творческой познавательной деятельности обучающихся зависит в большей степени от методов и приёмов обучения, которые использует учитель на уроке. Важную роль в развитии творческого потенциала младших школьников играют творческие задания. Диапазон творческих заданий широк.

   Различные творческие задания своим ученикам я предлагаю на уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира, технологии, изо.

   На уроках русского языка и литературного чтения, начиная  с первого года обучения в школе и продолжая в старших классах, дети учатся составлять рассказы, сказки по аналогии с прочитанными художественными произведениями, сочиняют загадки, стихи,  создают иллюстрации.

   Сказки –  любимый литературный жанр у  детей. Я предлагаю детям изменять  сюжеты любимых сказок, вводить  что-то новое, необычное, придумать  продолжение известных сказок, попробовать  самим сочинить сказку. Так, например, после чтения и разбора сказки  В. Даля я предложила детям  самим придумать сказку-загадку  о временах года, красочно оформить  её. Сказки получились очень интересные: «В гостях у матушки природы», «Четыре феи», «Весёлый год», «Сказка  о двенадцати братцах», «Времена  года». Свои сказки ребята с  удовольствием рассказывают в  классе одноклассникам. Изучая на  уроках литературного чтения  раздел «Устное народное творчество»,  обучающиеся создают  свои  книжки-малышки, в которые собирают  самые понравившиеся жанры устного  народного творчества, а некоторые  ребята сочиняют и свои. А с  каким интересом дети инсценируют  сказки, перевоплощаясь в любимых  героев, стараются голосом и жестами  показать характер каждого героя.

   На уроках  русского языка использую грамматические  сказки. Это является эффективным  приёмом обобщения и систематизации  знаний обучающихся по изученной теме. Кроме того, фантазия, творческое воображение помогают лучше усвоить сложный грамматический материал. В качестве образца я использую грамматические сказки Ф. Кривина. Для удобства я разбиваю сказку на части: после чтения задаю ряд вопросов, прошу детей продолжить сказку. Затем обучающиеся по аналогии создают свои сказки. Такая работа вызывает у них интерес.

   На уроках  математики, путешествуя по сказочной  стране Геометрии, при изучении  геометрических фигур также применяю  сказки. В качестве творческого  домашнего задания предлагаю  детям сочинить свою сказку         ( «Как-то раз…», «Сказка о прямоугольнике», «Без друзей никуда!» и т.д.).

   Таким образом,  сказка делает урок более интересным, самостоятельное сочинение сказок  развивает речь, воображение, фантазию.

   На материале  стихотворных текстов обучающиеся  учатся умению вслушиваться в  стихи, чувствовать их ритм, рифму,  вдумываться в каждое слово,  видеть, понимать его красоту,  новизну и открывать мысли,  которые вложил в эти слова  автор. Работу над стихотворчеством  начинаю с формирования умения  рифмовать слова ( кот-крот, гость-гвоздь), затем задания усложняются: предлагаю сочинить двустишие, четверостишие. А дальше дети сами подбирают рифмующие слова и пробуют писать стихи. Именно в такой работе обучающиеся шаг за шагом раскрывают себя, развивают творческие способности, что ведёт к формированию и закреплению положительной мотивации к учению.

   Особое место  в системе творческого развития  занимает сочинение. Именно сочинение  – высшая форма проявления  творческих способностей ребёнка.  Сочинение требует самостоятельности  мышления, развития воображения,  умения самому извлекать из  окружающей действительности, из  собственного опыта содержание  для темы. Наиболее благоприятным  материалом для творческого сочинения  является наблюдение за природой  и окружающей жизнью. Дети пишут  свои сочинения, используя собственные  наблюдения, переживания ( «Подснежник», «Художник Мороз» ). Для творческого развития я предлагаю сочинения по заданному началу ( «Однажды мы отправились в поход.» , «Если бы я был…»), а дальше дети включают свою фантазию. Разнообразие тем для творческих сочинений позволяет сделать работу интересной, разнообразной.

   Для развития  творческих способностей  также  использую различные игры, загадки,  ребусы, кроссворды, чайнворды. Дети  учатся думать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы. Сами сочиняют  загадки, кроссворды.  Например,  на уроке литературного чтения,  изучая творчество К.  И.   Чуковского,  обучающиеся составляли кроссворд по прочитанным произведениям.  А по русскому языку дети составляют кроссворды, используя слова с изученной орфограммой.

   На уроках  математики предлагаю задания,  направленные на развитие логического  мышления, умения творчески подходить  к решению возникающих проблем:

- сочинить математическую  сказку;

- составить задачу  по сюжету русской народной  сказки;

- составить ребус,  кроссворд;

- решить задачу  с лишними или недостающими  данными и другие творческие  задания.

   Развитие  творческих способностей продолжается  и на уроках окружающего мира. Предлагаю такие творческие задания:

- составить план  к тексту в рисунках;

- дополнить текст  интересными фактами, используя  дополнительный материал;

- сочинить загадки  о природных объектах;

- разработать памятки  ( например, при изучении природных сообществ: «Как вести себя на лугу»,  «Правила поведения в лесу»);

- нарисовать плакат;

- изготовить книжки-малышки  ( «Береги животных», «Красная книга»);

- нарисовать, как  ты себе представляешь природную  зону ( тайгу, степь, пустыню и т.д. );

- приготовить сообщение;

- создать проект.

   На уроках  технологии и изобразительного  искусства также предоставляется  большая возможность для развития  творческих способностей обучающихся.  На этих уроках каждый ребёнок  пробует свои силы, возможности,  учится творить, раскрывает таланты.

   Целенаправленность, систематичность работы по развитию  творческих способностей даёт  положительные результаты и позволяет  сделать выводы:

- речь детей обогащается  новыми словами, расширяется словарный  запас;

- возрастает интерес  к изучаемым предметам;

- развиваются познавательные  способности, наблюдательность, мышление,

   воображение;

- повышается успеваемость.

   Творческая  деятельность даёт возможность  ребёнку реализовать свои собственные  жизненные замыслы, занять позицию  активного изобретателя, созидателя, открывателя в процессе обучения.

 

 

 

           

               

 

                            

          

                              

  

  

                       

    

 


Информация о работе Развитие творческих способностей младших школьников