Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 22:40, реферат
Предпосылкой музыкального развития является нормальное развитие как слухового, так и речедвигательного и вокально-двигательного анализаторов, К школьному, 7-летнему возрасту анатомическая структура и физиологические функции слухового анализатора могут считаться в достаточной мере сформированными для систематического обучения детей музыке и пению. Однако слуховой анализатор младшего школьника очень хрупок и не допускает большого перенапряжения.
МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра педагогики начального обучения
Сообщение на тему:
«Развитие творческих способностей младших школьников в музыкальной деятельности.»
Работу выполнила
студентка 601 группы
заочного отделения ФНК
Попова Ирина
Москва 2014
Развитие творческих способностей младших школьников в музыкальной деятельности.
Предпосылкой музыкального развития является нормальное развитие как слухового, так и речедвигательного и вокально-двигательного анализаторов, К школьному, 7-летнему возрасту анатомическая структура и физиологические функции слухового анализатора могут считаться в достаточной мере сформированными для систематического обучения детей музыке и пению. Однако слуховой анализатор младшего школьника очень хрупок и не допускает большого перенапряжения. Резкие сильные звуки, как и длительное воздействие их на слуховой анализатор (шум, крик, включение радио на полную мощность на длительное время), вредно отзываются на слухе ребенка, влияя на остроту слуха и чувствительность к оттенкам звука. В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие речевого и вокально-двигательного аппарата ребенка. По данным Е. И. Алмазова, голосовой аппарат ребенка дошкольного и младшего школьного возраста сильно отличается от голосового аппарата взрослых своей величиной и формой и непрерывно растет и развивается (особенно бурно в период мутации, X. е. изменения голоса в переходном возрасте от 12 до 16 лет). Детская гортань меньше гортани взрослого в два-два с половиной раза. Голосовые связки детей отличаются также меньшими размерами и большей хрупкостью. Емкость легких 10-12-летнего ребенка равняется приблизительно 1000 кубических сантиметров (у взрослого - 3000 кубических сантиметров). Вследствие еще недоразвившегося грудного резонатора дети пользуются преимущественно более поверхностным реберным дыханием, а не грудным, углубленным, как взрослые. Занятия пением значительно перестраивают работу дыхательных органов. В то время как при рефлекторном, непроизвольном дыхании, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, достаточно 500 кубических сантиметров вдыхаемого воздуха, при пении количество вдыхаемого воздуха у взрослых равняется 1000-1500 кубических сантиметров. Выдох, совершаемый за счет ослабления мышц при рефлекторном дыхании, в пении является произвольным активным процессом, над организацией которого много работают преподаватели пения. При систематических занятиях у детей вырабатывается смешанное дыхание с преобладанием или реберного, или грудного дыхания. Особенности структуры вокально-двигательного аппарата ребенка обусловливают также небольшой объем и специфические свойства звучания детского голоса - окраску (тембр) звука, его громкость и различия в интонации звуков. Музыкальное развитие младшего школьника тесно связано с общим ходом его развития под влиянием обучения в школе. Музыкальные занятия в школе заключаются главным образом в обучении детей хоровому пению. Хоровое пение является деятельностью, выполняемой коллективно. Коллективно и движение, включающееся на первых порах в урок пения. Уже организованный вход под музыку в зал, музыкальный класс заставляет детей подтянуться, собраться, настроиться несколько празднично. Самый урок эмоционально насыщен. Музыкальное вступление к песне, разнообразный характер песен, а также текст, близкий детям, эмоционально затрагивает и увлекает их. Н. Л. Гродзенская особенно подчеркивает, что общность чувств, которые переживает поющий коллектив, и общность действий в коллективе имеют особое значение. Большой эмоциональный отклик у детей находит и беседа о песне, проводимая преподавателем. Слушая пение детей младшего школьного возраста, можно обнаружить большое своеобразие самого звучания детского голоса, отличное от звучания голоса взрослых. Оно отличается как по тембру (окраске звука), так и по громкости; объем голоса первоклассника много уже объема голоса более старшего школьника. Это объясняется, с одной стороны, недоразвитостью голосового аппарата ребенка, с другой - неумением пользоваться наличествующими уже компонентами певческого процесса, а также недостаточным развитием детских восприятий и представлений. Тембр голоса у первоклассников и второклассников неровный, жидкий, иногда крикливый, «надсадный» (по выражению А. А. Сергеева); звук открытый («белый», как называют его вокалисты). При естественном, ненапряженном звучании, которого необходимо . добиваться, звук становится легким, звонким, с серебристым оттенком, особенно у мальчиков. С возрастом тембр приобретает большую устойчивость и плотность. Сила детского голоса также невелика (преподаватели пения, как на допустимый предел, указывают на меццо-форте и меццо-пиано). Что касается диапазона голоса дошкольников и первоклассников, не занимавшихся пением в детском саду, то они часто поют лишь в пределах кварты (от ми до ля или от ре до соль первой октавы); под влиянием обучения пению диапазон постепенно расширяется иногда вверх до до - ре второй октавы, вниз - до до первой октавы. Во втором классе диапазон устанавливается от си малой или до первой до ре - ми второй октавы. Расширение диапазона происходит очень постепенно. Только тогда, когда ребенок начнет петь без напряжения, можно расширять пределы диапазона. Форсирование этого процесса вредно отзывается на детском голосе. Лучше всего расширение диапазона достигается при пении любимых детских песен, вызывающих у ребенка эмоциональный подъем. Есть такие стороны в песне, которые еще недостаточно четко и неадекватно воспринимаются младшими школьниками. Прежде всего это гармоническая ее структура. Как у дошкольников, так и у младших школьников развитие гармонического слуха сильно отстает от развития мелодического слуха. Хотя дети очень любят инструментальное сопровождение к песне, но в начальный период обучения они его воспринимают как обогащение звучания, как украшение основной линии мелодии, а не как гармоническую ее основу. Развитие гармонического слуха достигается на базе развития мелодического слуха, чувства лада и т. д. Кроме того, в процессе развития самого гармонического слуха замечаются большие качественные различия, характеризующие, с одной стороны, уровень музыкального развития, с другой - индивидуально-психологические различия в восприятии созвучий и их последовательностей. Исключительно большое значение для осознания различных сторон музыкального целого и для сознательного закрепления его в памяти имеет ознакомление детей с нотной грамотой. Слуховое восприятие при пении по нотам получает поддержку в устойчивых зрительных стимулах, которые не исчезают, подобно звукам, в следующий же отрезок времени. Это дает возможность проверять правильность слухового восприятия, позволяет возвращаться к уже отзвучавшим частям мелодии, сравнивать отдельные ходы и обороты мелодии между собой, констатировать идентичность или разницу звуковысотностей, определять общий диапазон песни и т. д. Такого рода операции чрезвычайно затруднительны при одном только слуховом восприятии из-за нестойкости первичного слухового образа мелодии. Пение по нотам дает большой толчок развитию музыкальных представлений, потому что нельзя спеть в песне звук соответственно нотной записи, не представив предварительно внутренним слухом его соотношение с предшествующим звуком, и сам спетый звук также должен занять свое место в общем ходе мелодии, зазвучать согласно ладовому строению песни. Образуются новые связи не только между слуховыми и зрительными, но и между зрительными и вокально-двигательными представлениями. Что касается развития музыкального восприятия и музыкальных представлений детей, то наблюдения на уроках пения показывают, что первоклассники часто не воспринимают такие элементы музыкальной речи как звуковысотность, которая главным образом обусловливает возможность правильного воспроизведения песни. Уже к 3 классу навык петь звуковысотно правильно закрепляется у большей части детей, хотя еще не все дети точно интонируют высоту. Однако ошибки их не превышают предела «зоны» данного звука или интервала, т.е. области, в который данный звук или интервал воспринимается слухом как таковой. Что касается диапазона голосов, то в 3 классе хорошее звучание наблюдается от до первой октавы до до ре-ми второй. Только с развитием звуковысотного слуха можно говорить о развитии подлинного ладово-мелодического слуха у детей, на основе которого и становится возможным развитие яркого и точного представления мелодии и точное ее воспроизведение. Песня всегда воспринимается как целое, и овладение отдельными составными частями ее происходит в процессе восприятия и воспроизведения этого целого. Существенным в песне является текст, понимание которого необходимо для сознательного восприятия музыкального материала и возникновения художественного образа вокального произведения. Только наличие художественного образа может привести к полноценному исполнению песни и дать эмоциональный отклик на нее. Текст пробуждает интерес ребенка к песне, который поддерживается и углубляется беседой преподавателя, разучивающего песню с детьми. Дети в 3 классе уже чувствуют, где и какую интонацию можно использовать в определенной песне. У учащихся 3-4 классов возникают уже более отчетливые представления в процессе слушания песни. Заучивание музыкального материала становится целенаправленным и активным.
Информация о работе Развитие творческих способностей младших школьников в музыкальной деятельности