Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 19:45, курсовая работа
В курсовой работе рассматриваются вопросы развития творческих способностей младших школьников на уроках труда. Актуальность данной темы объяснятся следующими положениями. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. С нашей точки зрения, той способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление, креативность.
Во-вторых, мы живем в век информации; в обществе произошли бурные изменения, осуществившиеся за относительно короткий срок.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТРУДА
1.1 Понятие творческих способностей и подходы к их развитию в психолого-педагогической литературе
1.2 Развитие творческих способностей младших школьников в процессе трудового обучения ГЛАВА
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТРУДА
2.1 Диагностика творческих способностей
2.2. Формирующий этап и его результаты
Заключение
Библиография
При снятии мерок учащиеся имеют дело с цифрами. Они сопоставляют полученные данные с размерами ткани, выполняют различные расчеты. Уроки рукоделия также взаимосвязаны с уроками рисования. Дети приучаются подбирать цвета ниток для вышивания, узнают, что в зависимости от особенности изделия, его конструкции и назначения подбираются ткани соответствующего качества и цвета.
Кроме того, большое значение имеет подбор узора для вышивания, умение красиво выполнять отделку изделия. Практические упражнения в обработке текстильных материалов развивают глазомер. Качество работы при этом во многом зависит от точности и аккуратности, соблюдаемых при составлении выкройки, при разметке, резании, сшивании и других операциях. Обработка текстильных материалов по сравнению с другими требует более кропотливого и упорного труда.
Работа по шитью и вышиванию, плетению привлекает детей своими результатами. Сколько радости получают младшие школьники от сделанной своими руками закладки, салфетки!
Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков для родителей, друзей, малышей. Перечень практических работ включает изделия, которые по из назначению можносгруппировать следующим образом: хозяйственно-бытовые, учебные, игровые сувениры и подарки.
Таким образом, правильно организованный труд дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству. Следовательно, есть все основания рассматривать трудовое обучение как важный элемент гармоничного развития детей. ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТРУДА 2.1 Диагностика творческих способностей Целью нашего эксперимента является проверка влияния уроков труда, на развитие творческих способностей младших школьников В качестве экспериментальной базы нами были выбраны ученики 2А и 2 Б классов школы № 3 г. Биробиджана.
Нам предстояло выявить творческие детей, умение их логически мыслить, делать умозаключения, определить их творческие возможности. Исходя из этого, были определены этапы экспериментальной работы. У. Констатирующий.
Формирующий Контрольный Цели констатирующего эксперимента: Определение уровней сформированности и степени развития творческих способностей. В экспериментальной работе принимали участие 40 детей.
При проведении исследования в двух классах были созданы одинаковые условия, влияющие на результаты тестирования: содержание тестового материала; сложность вопросов; время, отводимое на ответы. В качестве критериев были выбраны следующие: 1.логичность 2. способность к саморазвитию 3.творческий потенциал.
Критерий "саморазвитие^ на основе трех уровней: активное развитие, отсутствие сложившейся системы саморазвития и остановившееся развитие. Критерий "творческий потенциал" на основе трех уровней: творческий потенциал значителен, нормальный творческий потенциал и невеликий творческий потенциал. Вопросы определяют границы любознательности; веру в себя; постоянство; амбициозность; "слуховую" память; "зрительную" память; стремление быть, независимым; способность абстрагироваться; степень сосредоточенности.
Эти способности и составляют основу творческого потенциала. В основном внимание уделяется логическим методам решения творческих задач. Вместе с тем, эвристическим (интуитивным) отводится незначительное место. Если все известные методы решения творческих задач разделить по признаку доминирования логических или, наоборот, эвристических процедур и соответствующих им правил деятельности, то можно выделить две большие группы методов: Логические методы, в которых преобладают логические правила анализа , сравнения, обобщения, классификации, индукции, дедукции и т. д.; Эвристические методы решения творческих задач.
При этом метод представляется в виде системы правил, то есть описания того, как нужно действовать и что нужно делать в процессе решения задач. Эвристические методы решения творческих задач - это система принципов и правил, которые задают наиболее вероятные стратегии и тактики деятельности решающего, стимулирующие его интуитивное мышление в процессе обучения, генерирование новых идей и, на этой основе, существенно повышающие эффективность решения творческих задач. На основе этих методов нами были апробированы следующие тесты: Тест "Логичность " (по методике В. ЛМарищука). Цель: выявить способность ребенка мыслить логически.
Детям читались задания с двумя связанными между собой категорическими суждениями и вывод - умозаключение (силлогизм). Умозаключения частично были даны логично, а в ряде случаев заведомо ложно. Требовалось определить, какие выводы правильные, а какие ошибочные.
После зачитывания давалось 30 секунд на обдумывание. Оценки выставлялись по таблице № 2.1. Результаты занесены в таблицу № 2.2 Таблица № 2.1 Оценка в 9 8 7 6 5 4 2 1 баллах кол-во 19 18 17 15 12-14 10-11 8-9 7 6 правильных ответов Таблица № 2.2. Результаты констатирующего эксперимента по изучению степени развития логичности. Оценка в баллах 9 8 7 6 5 4 3 2 1 2 а Класс 2 чел, 4 чел. 4 чел.
8 чел. 2 чел.
26 Класс 2 чел. 2 чел.
4 чел. 7 чел. 5 чел.
Анализ таблицы показал, что логическое мышление развито недостаточно. Всего у 4 человек из 40 оно развито на 100%; у остальных детей в той или иной мере развитие логического мышления находится на среднем уровне. Целью нашего исследования помимо выявления логичности, было определение их способностей к творческой деятельности.
Для этого был апробирован тест 'Творческий потенциал". Школьникам был предложен ряд вопросов. Нужно было выбрать один из предложенных вариантов ответов и рядом с цифрой поставить букву "а' "б" или "в".
После ответа, необходимо было подсчитать сумму набранных очков: за ответ "а" - 3 очка; за ответ "б" - 1; за ответ "в" - 2 очка. Результаты подсчитывались следующим образом: Высокий уровень: 49 и более баллов - Творческий потенциал значителен. Человек обладает большими творческими возможностями. Если их правильно использовать, "можно достичь хороших "результатов в творческой деятельности, Средний уровень: от 24 до 48 очков - нормальный творческий "потенциал.
Человек обладает теми качествами, которые позволяют заниматься творчеством. Низкий уровень: 23 и менее очков - Творческий потенциал небольшой. Результаты исследования уровней развития творческого потенциала у детей.
Таблица № 2.3. Уровни 2а класс 26 класс 49 и более очков 13 17 чел, 24 - 48 очков 7 - 23 и менее очков - 3 чел. Результаты показали, что в Страницы: 1 2 Похожие рефераты: Одаренность, талант, гениальность Общие способности. Структура способностей. Совокупность способностей, которая обусловливает успешную деятельность человека в широких областях деятельности.