Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 19:26, реферат

Описание работы

Проблема развития творческих способностей учащихся всегда была одной из ведущих в педагогике. Наиболее полное представление по данной проблеме складывается на основе результатов анализа теоретических и экспериментальных исследований формирования творческих способностей и творческого мышления.
Содержание образования сегодня ориентировано не только на приобретение знаний, но и на разностороннее развитие личности. В связи с этим перед педагогическими коллективами выстраиваются такие первостепенные задачи, как развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся.

Файлы: 1 файл

Статья Калашникова.docx

— 686.64 Кб (Скачать файл)

Развитие творческих способностей учащихся на уроках

технологии

 

Калашникова Любовь Николаевна

учитель технологии

муниципального бюджетного

общеобразовательного 

учреждения Лицей №1

г. Комсомольск – на –  Амуре

 

 

Проблема развития творческих способностей учащихся всегда была одной  из ведущих в педагогике. Наиболее полное представление по данной проблеме складывается на основе результатов анализа теоретических и экспериментальных исследований формирования творческих способностей и творческого мышления.

Содержание образования  сегодня ориентировано не только на приобретение знаний, но и на разностороннее развитие личности. В связи с этим перед педагогическими коллективами выстраиваются такие первостепенные задачи, как развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся. В их решении особое значение имеет  трудовое обучение и воспитание, реализуемое  на уроках образовательной области  «Технология», которая трансформировала опыт работы отечественной и зарубежной школы.

Отдельной задачей образовательной  области «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни, связанной с созидательной  и преобразующей деятельностью, к профессиональному самоопределению, выбору профиля обучения и последующему овладению выпускниками школ различными профессиями.

В контексте решения этой задачи уроки технологии направлены на развитие творческих способностей и качеств личности учащихся в процессе обучения, поскольку только творческая личность способна определить индивидуальную траекторию реализации жизненных планов.

Проведенный анализ научной  литературы и мой собственный  опыт показывают, что развитие творческих способностей учащихся среднего звена  общеобразовательной школы в  процессе обучения технологии эффективен при реализации определенных педагогических условий. В качестве первого и главного педагогического условия развития творческих способностей я рассматриваю самостоятельную работу учащихся, которая необходима для активизации деятельности личности в образовательном процессе. В качестве самостоятельного задания ученицам может быть предложено – подготовить сообщение, презентацию, придумать модели изделий, разработать кроссворд, выполнить тестовое задание.

Передо мной, как перед  учителем технологии стоит сложная  задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям  нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удовольствием  идет на урок и с радостью выполняет  поставленную задачу. Важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе с учителем «творили» урок. Ведь не только и  не столько знания и умения школьника  определяет эффективность процесса обучения, сколько готовность и желание  детей участвовать в общении. Основной двигатель изучения предмета – радость познания, чувство комфорта и положительные эмоции. Через  общение дети знакомятся с новыми понятиями, учатся употреблять их.

Развитие познавательного  интереса и творческих способностей учащихся дает большой обучающий, развивающий  и воспитывающий эффект: у детей  формируются прочные, глубокие знания, рождаются интересные творческие работы. В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребенка.

Введение творческих заданий  на уроке помогает решить многие педагогические проблемы, которые не решаются привычными методами. Моя задача помочь ребенку преодолеть эти подводные камни, определиться в своем отношении к проектированию, найти свой способ самовыражения. Для решения этой задачи на своих уроках я помогаю преодолевать учащимся разные психологические барьеры. Система творческих задач должна вести к формированию следующих важнейших способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Творческие задачи учащиеся решают в рамках урока, в связи с чем я стремлюсь строить урок с позиции современных требований к уроку, то есть современный урок.

Современный урок – это  ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который  наполнен напряженным трудом и творческими  поисками, работой и радостью успеха. Во время урока перед учащимися ставятся следующие творческие задачи:

1. Изобретательская задача –  ставит перед решателем вопрос: как быть, когда дополнительные условия делают очевидные решения невозможными, когда грамотного применения традиционных знаний (умений, навыков) недостаточно?

2. Исследовательская задача – произошло некое явление. Необходимо объяснить его, выяснить причины. Ключевые вопросы: как происходит? Почему? Хорошо, если условие задачи предполагает целый набор ответов – гипотез.

3. Конструкторская задача – этот тип задач не содержит острых противоречий и предполагает придумывание устройств под заданную цель (функцию).

4. Прогнозная задача – эти задачи предполагают анализ положительных и отрицательных последствий известных всем явлений, открытий или решений.

5. Задача с достраиваемым условием – условие такой задачи допускает несколько истолкований. Учащиеся анализируют, и сами вводят необходимые данные и ограничения.

Обычный урок технологии в 5 классе по кулинарии строится следующим  образом:

Тема:  Блюда из сырых  овощей. Приготовление салатов.

Цель:  ознакомить учеников с питательной ценностью овощей и технологией приготовления салатов. Создать условия для формирования у учащихся навыков приготовления блюд.

В начале такого урока учащимся предлагается выступить с сообщениями  о полезных свойствах овощей.

Для приготовления салатов  на своих уроках я использую «домашние  рецепты». Ученики сами разрабатывают и изготавливают инструкционные    карты салатов, которые готовят их мамы и бабушки.  Эстетично оформленные,  они вызывают интерес у детей и желание выполнять работу так же красиво и качественно.

Совершенно обычный урок можно превратить в творческую игру, сказку. Для этого учащимся предлагается украсить приготовленные салаты по своему усмотрению и подготовить презентацию (рекламу) своему блюду.

Поскольку блюдо нужно  не только суметь приготовить, но и  нужно уметь его красиво подать учащиеся учатся изготавливать украшения  для блюд.

В качестве примера приведу  несколько вариантов для украшения  блюд.

Царевна-лягушка

Описание: Украшение взято  в журнале "Люблю готовить". Делается быстро и просто.

Предназначение: На праздничный стол

Ингредиенты для "Царевна-лягушка": огурец свежий, морковь, кукуруза, маслины (оливки).

Рецепт "Царевна-лягушка":

Три тонких ломтика разрезать  пополам и выложить по три штуки  веером. Это будут лапки. На лапки  поставить ломтик толщиной 3 см, это  будет тельце. На него ставим половинку  ломтика 1 см. Это голова. Из тонкого  ломтика делаем ротик - складываем ломтик пополам и укладываем на тело. Делаем из кружочков маслин (или оливок) и двух кукурузинок глазки. Из моркови (у меня не было, сделала из груши!) делаем оперение и наконечник для стрелы. Надеваем их на зубочистку - стрела готова. Кладем стрелу в ротик нашей царевне. Вырезаем корону из моркови и укрепляем ее на голове (с помощью кусочка зубочистки).

Наша царевна готова!

 

"Цветок из  лука":

Ингредиенты: лук репчатый  (в зависимости от мастерства) — 1-10 шт, вода, уксус.

Рецепт "Цветок из лука":

Луковицу очищаем, не срезая корневого уплотнения, а только хорошо очистив от корешков. Делаем 4-5 надрезов на глубину 2-3 слоев. Крайние слои отгибаем, а внутренние надрезанные слои удаляем  ножом. Делаем это все с величайшей осторожностью, т. к. эти лепестки очень  ломкие. Снова надрезаем слои луковицы, сместив надрезы относительно первых лепестков. Первый надрезанный слой оставляем, а внутренние слои снова  удаляем. Повторяем эти действия до тех пор, пока не дойдем до середины луковицы. Далее рекомендую поместить "цветок" в горячую воду на несколько секунд, а затем ненадолго в уксусный маринад. Вот и все. Вынимаем изделие из маринада, обсушиваем (или просто отряхиваем) и водружаем на то блюдо, которое мы хотим украсить.

 

Розочка из помидора

Отрежьте у помидора верхнюю  и нижнюю части, очень острым и  тонким ножом срежьте по спирали  кожицу. Затем сверните ее в форме  розочки. Установите на «постамент»  из нижней части помидора. Такие  же розочки можно делать из вареной  моркови или свеклы.

 

"Пингвинчики"

Ингредиенты: маслины  (без косточки), морковь, сыр (мягкий).

Рецепт "Пингвинчики"":

Морковку нарезаем на кружочки и вырезаем уголок. Маслины выбираем часть побольше размером, такое же количество поменьше размером, одну маслину разрезаем вдоль и начиняем мягким сыром. (Я делаю это с помощью кондитерского шприца, так быстрее и аккуратней). Затем сверху нанизываю целую маслину и носик из уголка морковки. В принципе здесь можно ничего и не объяснять и так все видно.

Вот пример украшения блюда, предложенное учащимися.

И вот когда салаты готовы и украшены, я предлагаю ребятам  провести презентацию приготовленных блюд. Это может быть в форме  песни, сказки или стихотворения.

 

Салат из овощей объеденье,

Вкусный, сытный и простой.

Всем поднимет настроенье

И украсит стол любой

 

Нарезаем огурец,

Помидоры - кубиками,

Подливаем мы маслец

И салатик хрумкаем.

 

Такие игровые моменты  помогают учащимся не только развивать  свои творческие способности, но и способствуют лучшему усвоению материала.

В конце урока дается домашнее задание – приготовь дома салаты и получить отзывы от родителей и  других членов семьи.

Однако всегда   нужно   помнить,   что   любая   деятельность   ребенка  нуждается  в  оценке,   награде, поощрении.  Особенно  это  важно  по  отношению  к слабому ученику: следует хвалить  его за каждую удачу, создавая благожелательное отношение к предмету.

На протяжении всей педагогической деятельности, наряду с изучением  многих развивающих программ и методик, мне всегда хотелось внести что-то новое  в традиционный урок. Не покидало желание  подарить детям радость общения, пробудить живую мысль ребёнка, заставить задуматься над происходящим вокруг нас. Я увидела такую возможность  в творческой  работе с учениками на уроке. Преимущество комбинированного урока: ребята  могут работать в трех режимах: совместно с преподавателем, с преподавателем индивидуально и самостоятельно под руководством  преподавателя. Как показывает практика преподавания, это приносит хорошие учебные результаты.Каждый урок, проведённый с использованием подобных приёмов, способствует развитию мыслительных и творческих навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. — М., 1993.

2. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб.пособие. — М., 2000.

3. Сайниев, Н.С. Опыт развития творческих способностей школьников на уроках технологии [Текст] / Н.С. Сайниев // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. №12 (88): Психолого-педагогические науки (психология, педагогика, теория и методика обучения): Научный журнал. – СПб., 2008. – С. 308-313

4. Сайниев, Н.С. Формирование самостоятельности учащихся в процессе технологического образования [Текст] / Н.С. Сайниев // Образование на рубеже веков: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Уфа: Вагант, 2007. – С. 222-225.


Информация о работе Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии