Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 19:26, реферат
Проблема развития творческих способностей учащихся всегда была одной из ведущих в педагогике. Наиболее полное представление по данной проблеме складывается на основе результатов анализа теоретических и экспериментальных исследований формирования творческих способностей и творческого мышления.
Содержание образования сегодня ориентировано не только на приобретение знаний, но и на разностороннее развитие личности. В связи с этим перед педагогическими коллективами выстраиваются такие первостепенные задачи, как развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся.
Развитие творческих способностей учащихся на уроках
технологии
Калашникова Любовь Николаевна
учитель технологии
муниципального бюджетного
общеобразовательного
учреждения Лицей №1
г. Комсомольск – на – Амуре
Проблема развития творческих способностей учащихся всегда была одной из ведущих в педагогике. Наиболее полное представление по данной проблеме складывается на основе результатов анализа теоретических и экспериментальных исследований формирования творческих способностей и творческого мышления.
Содержание образования
сегодня ориентировано не только
на приобретение знаний, но и на разностороннее
развитие личности. В связи с этим
перед педагогическими
Отдельной задачей образовательной
области «Технология» является подготовка
учащихся к самостоятельной трудовой
жизни, связанной с созидательной
и преобразующей деятельностью,
к профессиональному
В контексте решения этой задачи уроки технологии направлены на развитие творческих способностей и качеств личности учащихся в процессе обучения, поскольку только творческая личность способна определить индивидуальную траекторию реализации жизненных планов.
Проведенный анализ научной литературы и мой собственный опыт показывают, что развитие творческих способностей учащихся среднего звена общеобразовательной школы в процессе обучения технологии эффективен при реализации определенных педагогических условий. В качестве первого и главного педагогического условия развития творческих способностей я рассматриваю самостоятельную работу учащихся, которая необходима для активизации деятельности личности в образовательном процессе. В качестве самостоятельного задания ученицам может быть предложено – подготовить сообщение, презентацию, придумать модели изделий, разработать кроссворд, выполнить тестовое задание.
Передо мной, как перед учителем технологии стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удовольствием идет на урок и с радостью выполняет поставленную задачу. Важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе с учителем «творили» урок. Ведь не только и не столько знания и умения школьника определяет эффективность процесса обучения, сколько готовность и желание детей участвовать в общении. Основной двигатель изучения предмета – радость познания, чувство комфорта и положительные эмоции. Через общение дети знакомятся с новыми понятиями, учатся употреблять их.
Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся дает большой обучающий, развивающий и воспитывающий эффект: у детей формируются прочные, глубокие знания, рождаются интересные творческие работы. В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребенка.
Введение творческих заданий на уроке помогает решить многие педагогические проблемы, которые не решаются привычными методами. Моя задача помочь ребенку преодолеть эти подводные камни, определиться в своем отношении к проектированию, найти свой способ самовыражения. Для решения этой задачи на своих уроках я помогаю преодолевать учащимся разные психологические барьеры. Система творческих задач должна вести к формированию следующих важнейших способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Творческие задачи учащиеся решают в рамках урока, в связи с чем я стремлюсь строить урок с позиции современных требований к уроку, то есть современный урок.
Современный урок – это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками, работой и радостью успеха. Во время урока перед учащимися ставятся следующие творческие задачи:
1. Изобретательская задача – ставит перед решателем вопрос: как быть, когда дополнительные условия делают очевидные решения невозможными, когда грамотного применения традиционных знаний (умений, навыков) недостаточно?
2. Исследовательская задача – произошло некое явление. Необходимо объяснить его, выяснить причины. Ключевые вопросы: как происходит? Почему? Хорошо, если условие задачи предполагает целый набор ответов – гипотез.
3. Конструкторская задача – этот тип задач не содержит острых противоречий и предполагает придумывание устройств под заданную цель (функцию).
4. Прогнозная задача – эти задачи предполагают анализ положительных и отрицательных последствий известных всем явлений, открытий или решений.
5. Задача с достраиваемым условием – условие такой задачи допускает несколько истолкований. Учащиеся анализируют, и сами вводят необходимые данные и ограничения.
Обычный урок технологии в 5 классе по кулинарии строится следующим образом:
Тема: Блюда из сырых овощей. Приготовление салатов.
Цель: ознакомить учеников с питательной ценностью овощей и технологией приготовления салатов. Создать условия для формирования у учащихся навыков приготовления блюд.
В начале такого урока учащимся предлагается выступить с сообщениями о полезных свойствах овощей.
Для приготовления салатов на своих уроках я использую «домашние рецепты». Ученики сами разрабатывают и изготавливают инструкционные карты салатов, которые готовят их мамы и бабушки. Эстетично оформленные, они вызывают интерес у детей и желание выполнять работу так же красиво и качественно.
Совершенно обычный урок можно превратить в творческую игру, сказку. Для этого учащимся предлагается украсить приготовленные салаты по своему усмотрению и подготовить презентацию (рекламу) своему блюду.
Поскольку блюдо нужно не только суметь приготовить, но и нужно уметь его красиво подать учащиеся учатся изготавливать украшения для блюд.
В качестве примера приведу
несколько вариантов для
Царевна-лягушка
Описание: Украшение взято в журнале "Люблю готовить". Делается быстро и просто.
Предназначение: На праздничный стол
Ингредиенты для "Царевна-лягушка": огурец свежий, морковь, кукуруза, маслины (оливки).
Рецепт "Царевна-лягушка":
Три тонких ломтика разрезать пополам и выложить по три штуки веером. Это будут лапки. На лапки поставить ломтик толщиной 3 см, это будет тельце. На него ставим половинку ломтика 1 см. Это голова. Из тонкого ломтика делаем ротик - складываем ломтик пополам и укладываем на тело. Делаем из кружочков маслин (или оливок) и двух кукурузинок глазки. Из моркови (у меня не было, сделала из груши!) делаем оперение и наконечник для стрелы. Надеваем их на зубочистку - стрела готова. Кладем стрелу в ротик нашей царевне. Вырезаем корону из моркови и укрепляем ее на голове (с помощью кусочка зубочистки).
Наша царевна готова!
"Цветок из лука":
Ингредиенты: лук репчатый (в зависимости от мастерства) — 1-10 шт, вода, уксус.
Рецепт "Цветок из лука":
Луковицу очищаем, не срезая корневого уплотнения, а только хорошо очистив от корешков. Делаем 4-5 надрезов на глубину 2-3 слоев. Крайние слои отгибаем, а внутренние надрезанные слои удаляем ножом. Делаем это все с величайшей осторожностью, т. к. эти лепестки очень ломкие. Снова надрезаем слои луковицы, сместив надрезы относительно первых лепестков. Первый надрезанный слой оставляем, а внутренние слои снова удаляем. Повторяем эти действия до тех пор, пока не дойдем до середины луковицы. Далее рекомендую поместить "цветок" в горячую воду на несколько секунд, а затем ненадолго в уксусный маринад. Вот и все. Вынимаем изделие из маринада, обсушиваем (или просто отряхиваем) и водружаем на то блюдо, которое мы хотим украсить.
Розочка из помидора
Отрежьте у помидора верхнюю и нижнюю части, очень острым и тонким ножом срежьте по спирали кожицу. Затем сверните ее в форме розочки. Установите на «постамент» из нижней части помидора. Такие же розочки можно делать из вареной моркови или свеклы.
"Пингвинчики"
Ингредиенты: маслины (без косточки), морковь, сыр (мягкий).
Рецепт "Пингвинчики"":
Морковку нарезаем на кружочки и вырезаем уголок. Маслины выбираем часть побольше размером, такое же количество поменьше размером, одну маслину разрезаем вдоль и начиняем мягким сыром. (Я делаю это с помощью кондитерского шприца, так быстрее и аккуратней). Затем сверху нанизываю целую маслину и носик из уголка морковки. В принципе здесь можно ничего и не объяснять и так все видно.
Вот пример украшения блюда, предложенное учащимися.
И вот когда салаты готовы и украшены, я предлагаю ребятам провести презентацию приготовленных блюд. Это может быть в форме песни, сказки или стихотворения.
Салат из овощей объеденье,
Вкусный, сытный и простой.
Всем поднимет настроенье
И украсит стол любой
Нарезаем огурец,
Помидоры - кубиками,
Подливаем мы маслец
И салатик хрумкаем.
Такие игровые моменты помогают учащимся не только развивать свои творческие способности, но и способствуют лучшему усвоению материала.
В конце урока дается домашнее задание – приготовь дома салаты и получить отзывы от родителей и других членов семьи.
Однако всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрении. Особенно это важно по отношению к слабому ученику: следует хвалить его за каждую удачу, создавая благожелательное отношение к предмету.
На протяжении всей педагогической деятельности, наряду с изучением многих развивающих программ и методик, мне всегда хотелось внести что-то новое в традиционный урок. Не покидало желание подарить детям радость общения, пробудить живую мысль ребёнка, заставить задуматься над происходящим вокруг нас. Я увидела такую возможность в творческой работе с учениками на уроке. Преимущество комбинированного урока: ребята могут работать в трех режимах: совместно с преподавателем, с преподавателем индивидуально и самостоятельно под руководством преподавателя. Как показывает практика преподавания, это приносит хорошие учебные результаты.Каждый урок, проведённый с использованием подобных приёмов, способствует развитию мыслительных и творческих навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни.
Список литературы
1. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. — М., 1993.
2. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб.пособие. — М., 2000.
3. Сайниев, Н.С. Опыт развития творческих способностей школьников на уроках технологии [Текст] / Н.С. Сайниев // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. №12 (88): Психолого-педагогические науки (психология, педагогика, теория и методика обучения): Научный журнал. – СПб., 2008. – С. 308-313
4. Сайниев, Н.С. Формирование самостоятельности учащихся в процессе технологического образования [Текст] / Н.С. Сайниев // Образование на рубеже веков: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Уфа: Вагант, 2007. – С. 222-225.
Информация о работе Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии