Развитие. Воспитание. Социализация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 18:40, сочинение

Описание работы

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.
Например, в нашем обществе плюнуть на кого-либо - символ презрения, а у племени Масаи - это выражение любви и благословления.
Выделяют несколько стадий социализации:
1. Первичная социализация или стадия адаптации (от рождения до подросткового возраста ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

Файлы: 1 файл

Социализация и развитие личности.docx

— 20.38 Кб (Скачать файл)

Белорусский государственный  университет

Кафедра педагогики и проблем  развития образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогическое эссе

Развитие. Воспитание. Социализация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Остапенко Марина

Специальность: менеджмент

1 курс,2 группа

 

 

 

 

                                                                      Минск 2012

 

 

  1. Социализация и развитие личности.

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального  опыта, в ходе которого человек преобразует  социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы  и шаблоны поведения, которые  приняты в обществе или группе.

Например, в нашем обществе плюнуть  на кого-либо - символ  презрения, а у племени Масаи - это выражение любви и благословления.

Выделяют несколько  стадий социализации:

1. Первичная социализация или стадия адаптации (от рождения до подросткового возраста ребенок усваивает социальный  опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (критическое отношение к   общественным нормам поведения). Это промежуточная социализация, т.к. неустойчиво и мировоззрение, и характер подростка. Юношеский возраст(18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация.

3. Стадия интеграции - желание найти свое место в обществе. Интеграция идет успешно, если свойства человека принимаются обществом, группой.

4. Трудовая  стадия  социализация  охватывает весь период трудовой деятельности, когда человек не только усваивает трудовой опыт, но и воспроизводит его.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в процесс передачи опыта новым поколениям.

 

 

Переход от одного периода  к другому - это изменение сознания и отношений ребенка к окружающей действительности и ведущей деятельности, это критические, переходные возрасты,  когда происходит ломка прежних социальных взаимоотношений ребенка и окружающих. В период критической фазы дети трудновоспитуемы, проявляют упрямство, негативизм, непослушание, строптивость. Негативизм - это когда ребенок может отказаться делать то, что ему даже очень хочется, но если взрослые требуют этого, т.е. реакция ребенка обусловлена не содержанием требования  взрослого, а отношением ребенка к взрослым. Упрямство - реакция ребенка, когда он настаивает не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал. Строптивость - бунт ребенка против всего образа жизни, против норм воспитания, против всех взрослых. Если взрослые не изменяют своего  поведения, то строптивость может долго удерживаться в характере.

Важнейшим институтом социализации личности является Семья. Именно в семье человек  получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья  вообще является для ребенка единственным местом получения та-кого опыта. Затем  в жизнь человека включаются такие  социальные институты, как детский  сад, школа, улица. Однако и в это  время семья остается одним из важ-нейших, а иногда и наиболее важным, фактором социализации личности. 

 

2.Воспитание личности.  

Существенное значение для  социализации человека имеет воспитание. Воспитание — одна из основных категорий  педагогики. Определение сути воспитания является одной из самых древних проблем, которую общество характеризовало, исходя из своих социальных установок и актуальных задач и гораздо больше заботясь о своей стабильности, чем о развитии потенциалов человека. Изменения социально-экономических условий, возникшие в результате крушения тоталитаризма в нашей стране, отказ от идеологических стереотипов, реформирование всех социальных институтов, в том числе и сферы образования, требуют новых подходов к определению цели воспитания, содержанию и структуре воспитательного процесса в школе. В связи с отрицанием идеологической доминанты все меньше стало проводиться исследований, посвященных воспитанию подрастающего поколения. Многие ученые стали отказываться от специфического для отечественной науки термина и заменять его привычным для многих стран и более широким термином «образование».

Существует свой особый стиль  воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, что ожидает  общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется  с обществом, либо отторгается. Психосоциальная  концепция развития личности, разработанная  известным психологом Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и  характера общества, в котором  он живет. Эриксон ввел понятие "групповая  идентичность", которая формируется  с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как  эта группа. Но постепенно у ребенка  формируется и "эгоидентичность", чувство устойчивости и непрерывности  своего "Я". Формирование эгоидентичности - длительный процесс, включает ряд  стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет.

Рассматривая  различные трактования понятия  «воспитание», можно определить наиболее общие признаки, которые отмечаются большинством исследователей:

•       целенаправленность воздействий на воспитанника;

•       социальную направленность этих воздействий;

•       создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений;

•    освоение человеком комплекса социальных ролей.

 

 

Общая социальная функция  воспитания состоит в том, чтобы  передавать из поколения в поколение  знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. В этом общем  смысле воспитание — вечная категория, так как оно существует с момента  возникновения человеческой истории. Конкретная же социальная функция воспитания, его содержание и сущность меняются в ходе истории и определяются соответствующими материальными условиями, общественными отношениями, борьбой  идеологий.

В узком смысле под воспитанием  понимали целенаправленную деятельность педагогов, которые призваны формировать у человека систему качеств или какое-нибудь конкретное качество (например, воспитание творческой активности). В этом плане можно рассматривать воспитание как педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека, т.е. включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

Таким образом, развитие, социализация и воспитание воздействуют на индивида с одной и той же целью —  полной реализации себя в обществе. При этом развитие обращено к тому, что уже присуще индивиду, а  воспитание обращено, кроме этого, к  тому, чего у него нет, что дано в  общественной морали, в нравственных нормах и качествах людей. В своем  единстве развитие, социализация и  воспитание составляют сущность формирования личности.

 

 

 

Список литературы 
1.Статья д. пс. н., профессора Реан А.А. «Развитие и социализация личности».  
2. Соловейчик, С.М. Педагогика для всех. — М., 1987. 
3.Пидкасистый, П.И. Педагогика. М.,2003.  
4.Дик, Н.Ф. Личностный подход в воспитании. — Ростов-на-Дону, 1994. 
5. Василькова, Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. - М.: Академия, 1999. - 440 с.

 


Информация о работе Развитие. Воспитание. Социализация