Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 18:40, сочинение
Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.
Например, в нашем обществе плюнуть на кого-либо - символ презрения, а у племени Масаи - это выражение любви и благословления.
Выделяют несколько стадий социализации:
1. Первичная социализация или стадия адаптации (от рождения до подросткового возраста ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
Белорусский государственный университет
Кафедра педагогики и проблем развития образования
Педагогическое эссе
Развитие. Воспитание. Социализация.
Остапенко Марина
Специальность: менеджмент
1 курс,2 группа
Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.
Например, в нашем обществе плюнуть на кого-либо - символ презрения, а у племени Масаи - это выражение любви и благословления.
Выделяют несколько стадий социализации:
1. Первичная социализация или стадия адаптации (от рождения до подросткового возраста ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
2. Стадия индивидуализации (критическое отношение к общественным нормам поведения). Это промежуточная социализация, т.к. неустойчиво и мировоззрение, и характер подростка. Юношеский возраст(18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация.
3. Стадия интеграции - желание найти свое место в обществе. Интеграция идет успешно, если свойства человека принимаются обществом, группой.
4. Трудовая стадия социализация охватывает весь период трудовой деятельности, когда человек не только усваивает трудовой опыт, но и воспроизводит его.
5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в процесс передачи опыта новым поколениям.
Переход от одного периода
к другому - это изменение сознания
и отношений ребенка к
Важнейшим институтом социализации личности является Семья. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения та-кого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важ-нейших, а иногда и наиболее важным, фактором социализации личности.
2.Воспитание личности.
Существенное значение для социализации человека имеет воспитание. Воспитание — одна из основных категорий педагогики. Определение сути воспитания является одной из самых древних проблем, которую общество характеризовало, исходя из своих социальных установок и актуальных задач и гораздо больше заботясь о своей стабильности, чем о развитии потенциалов человека. Изменения социально-экономических условий, возникшие в результате крушения тоталитаризма в нашей стране, отказ от идеологических стереотипов, реформирование всех социальных институтов, в том числе и сферы образования, требуют новых подходов к определению цели воспитания, содержанию и структуре воспитательного процесса в школе. В связи с отрицанием идеологической доминанты все меньше стало проводиться исследований, посвященных воспитанию подрастающего поколения. Многие ученые стали отказываться от специфического для отечественной науки термина и заменять его привычным для многих стран и более широким термином «образование».
Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, что ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Психосоциальная концепция развития личности, разработанная известным психологом Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живет. Эриксон ввел понятие "групповая идентичность", которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и "эгоидентичность", чувство устойчивости и непрерывности своего "Я". Формирование эгоидентичности - длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет.
Рассматривая различные трактования понятия «воспитание», можно определить наиболее общие признаки, которые отмечаются большинством исследователей:
• целенаправленность воздействий на воспитанника;
• социальную направленность этих воздействий;
• создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений;
• освоение человеком комплекса социальных ролей.
Общая социальная функция воспитания состоит в том, чтобы передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. В этом общем смысле воспитание — вечная категория, так как оно существует с момента возникновения человеческой истории. Конкретная же социальная функция воспитания, его содержание и сущность меняются в ходе истории и определяются соответствующими материальными условиями, общественными отношениями, борьбой идеологий.
В узком смысле под воспитанием понимали целенаправленную деятельность педагогов, которые призваны формировать у человека систему качеств или какое-нибудь конкретное качество (например, воспитание творческой активности). В этом плане можно рассматривать воспитание как педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека, т.е. включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.
Таким образом, развитие, социализация и воспитание воздействуют на индивида с одной и той же целью — полной реализации себя в обществе. При этом развитие обращено к тому, что уже присуще индивиду, а воспитание обращено, кроме этого, к тому, чего у него нет, что дано в общественной морали, в нравственных нормах и качествах людей. В своем единстве развитие, социализация и воспитание составляют сущность формирования личности.
Список литературы
1.Статья д. пс. н., профессора Реан А.А.
«Развитие и социализация личности».
2. Соловейчик, С.М. Педагогика для всех.
— М., 1987.
3.Пидкасистый, П.И. Педагогика. М.,2003.
4.Дик, Н.Ф. Личностный подход в воспитании.
— Ростов-на-Дону, 1994.
5. Василькова, Ю.В., Василькова Т.А. Социальная
педагогика. - М.: Академия, 1999. - 440 с.