Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 16:25, доклад
В лаборатории под руководством Л.В. Занкова была начата работа по построению более эффективной системы обучения младших школьников.
Л.В. Занков подверг критике традиционную методику обучения. Программы и методика обучения в начальных классах не обеспечивают максимально возможного общего развития учащихся и одновременно дают низкий уровень знаний и умений. Это происходит потому, что учебный материал носит облегченный примитивный характер с низким теоретическим уровнем, методика обучения рассчитывает на память учащихся в ущерб мысли, ограничение опытного познания ведет к вербализму, любознательность и индивидуальность детей игнорируется, практикуется медленный темп обучения.
Впервые вопрос о необходимости создания более эффективной системы обучения, влияющей на развитие школьников, был поставлен в 50-е годы XX в. российским педагогом и психологом, учеником Л.С. Выготского Леонидом Владимировичем Занковым (1901–1977). После смерти Л.С. Выготского Л.В. Занков стал одним из руководителей Научно-практического института дефектологии (ныне Института коррекционной педагогики РАО), где проводились экспериментальные исследования развития аномальных детей, в ходе которых выявлялись условия их эффективного обучения. В лаборатории под руководством Л.В. Занкова была начата работа по построению более эффективной системы обучения младших школьников.
Л.В. Занков подверг критике традиционную методику обучения. Программы и методика обучения в начальных классах не обеспечивают максимально возможного общего развития учащихся и одновременно дают низкий уровень знаний и умений. Это происходит потому, что учебный материал носит облегченный примитивный характер с низким теоретическим уровнем, методика обучения рассчитывает на память учащихся в ущерб мысли, ограничение опытного познания ведет к вербализму, любознательность и индивидуальность детей игнорируется, практикуется медленный темп обучения.
В разработке своей системы обучения Л.В. Занков исходил из положения Л.С. Выготского: обучение должно вести за собой развитие. Он показал, каким должно быть обучение, чтобы оно могло вести за собой развитие. Общее развитие младших школьников в рамках экспериментальных работ Л.В. Занкова рассматривалось как развитие способностей, а именно: наблюдательности, умения воспринимать явления, факты; естественных, речевых математических эстетических и др.; отвлеченного мышления, способности к анализу, синтезу, сравнению, обобщению и т. п.; практических действий, умения создать некоторый материальный объект, произвести ручные операции, развивая одновременно восприятие и мышление.
Система обучения,
ведущего за собой развитие, опирается
на наработанные учеными
1. Принцип ведущей роли теоретических знаний в начальном обучении.
2. Принцип обучения на высоком уровне трудности.
3. Принцип обучения быстрым темпом.
4. Принцип осознания школьниками процесса учения.
5. Принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых.
Особое значение
придается принципу обучения
на высоком уровне трудности.
Согласно этому принципу
Принцип осознания
школьниками процесса учения
при всей близости не
Наконец, пятый
принцип требует от учителя
вести целенаправленную и
Совокупность
принципов дидактической
В 60-е годы XX в. лабораторией Л.В. Занкова были разработаны программы и методика начального обучения. Экспериментальная система повлияла на обучение не только в начальной школе. Исследования по развивающему обучению приводили и другие дидакты: Н.А. Менчинская, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина. Они показали возможности дидактики средней школы строить процесс обучения как развивающий, используя ряд методов и приемов в организации учебной деятельности.
2. Развитие в процессе обучения
В 30-е годы текущего столетия Л.С. Выготский сформулиро¬вал один из концептуальных принципов современного обучения: «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за со-бой». Если первая часть этого положения фиксирует связь пси¬хического развития и обучения, то вторая — предполагает и от¬вет на вопрос, как ведет, каковы психологические механизмы, обеспечивающие такую роль обучения. При этом Л. С. Выготский
отметил, что развитие ребенка «...имеет внутренний характер, что это есть единый процесс, в котором влияния созревания и обучения сливаются воедино» [46, с. 286]. Исследования само¬го Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова заложили пси¬хологические основы разработки целостной отечественной кон¬цепции развивающего обучения, отражающей все четыре ипос¬таси активного приобщения ребенка к миру: ...вхождение в мир природы, мир общечеловеческой культуры, мир значимых дру¬гих, а также развитие самосознания ребенка [169].
В настоящее время системно разработаны два основных направления развивающего обучения: В.В. Давыдова и Л.В. Занкова. Если первое основывается на положениях Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, то второе представляет собой критически осмысленный и творчески переработанный опыт всех современных Л.В. Занкову психологических и педагогических достижений. При этом сам Л.В. Занков достаточно скептически оценивал этот опыт как в начале разработки своей экспериментальной системы, так и по ее завершении. Он считал, что возможности опереться на достижения педагогики и психологии не расширились сколько-нибудь заметно по сравнению с пред¬шествующим периодом.
Развивающее обучение по системе Занкова
Л.В. Занков, ставя задачу интенсивного развития школьников, критически оценивает неправомерное, с его точки зрения, облегчение учебного материала, неоправданно медленный темп его изучения и однообразные повторения [72]. В то же время и сам учебный материал характеризуется Л.В. Занковым «скудостью теоретических знаний, их поверхностным характером, подчинением привитию навыков». Развивающее обучение, по Л.В. Занкову, и направлено прежде всего на преодоление этих недостатков обучения. В разработанной экспериментальной системе развивающего обучения, по Л.В. Занкову, заложены следующие принципы:
— принцип обучения на высоком уровне трудности. Его ре¬ализация предполагает соблюдение меры трудности, преодоле¬ние препятствий, осмысление взаимосвязи и систематизацию изу¬чаемых явлений (содержание этого принципа может быть соот¬несено с проблемностью в обучении);
— принцип ведущей роли теоретических знаний, согласно ко¬торому отработка понятий, отношений, связей внутри учебного предмета и между предметами не менее, важна, чем отработка навыков (содержание этого принципа может быть соотнесено со значимостью понимания общего принципа действия);
— принцип осознания школьниками собственного учения. Он обучения направлен на развитие рефлексии, на осознание само¬го себя как субъекта учения (содержание этого принципа может быть соотнесено с развитием личностной рефлексии, саморегу¬ляции);
— принцип работы над развитием всех учащихся. Согласно ему, должны быть учтены индивидуальные особенности, но обу¬чение должно развивать всех, ибо «развитие есть следствие обу¬чения» (содержание этого принципа может быть соотнесено с гуманизацией образовательного процесса).
Отличительными чертами системы Л.В. Занкова являются: направленность на высокое общее развитие школьников (это стержневая характеристика системы); высокий уровень трудно¬сти, на котором ведется обучение; быстрый темп прохождения учебного материала, резкое повышение удельного веса теорети¬ческих знаний. Данная система обучения развивает мышление, эмоциональную сферу учащихся, учит понимать и выявлять об¬щий смысл, основное содержание читаемого.