Развивающее обучение по системе Занкова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 16:25, доклад

Описание работы

В лаборатории под руководством Л.В. Занкова была начата работа по построению более эффективной системы обучения младших школьников.
Л.В. Занков подверг критике традиционную методику обучения. Программы и методика обучения в начальных классах не обеспечивают максимально возможного общего развития учащихся и одновременно дают низкий уровень знаний и умений. Это происходит потому, что учебный материал носит облегченный примитивный характер с низким теоретическим уровнем, методика обучения рассчитывает на память учащихся в ущерб мысли, ограничение опытного познания ведет к вербализму, любознательность и индивидуальность детей игнорируется, практикуется медленный темп обучения.

Файлы: 1 файл

занков печать.docx

— 19.56 Кб (Скачать файл)

Впервые вопрос о необходимости создания более эффективной системы обучения, влияющей на развитие школьников, был поставлен в 50-е годы XX в. российским педагогом и психологом, учеником Л.С. Выготского Леонидом Владимировичем Занковым (1901–1977). После смерти Л.С. Выготского Л.В. Занков стал одним из руководителей Научно-практического института дефектологии (ныне Института коррекционной педагогики РАО), где проводились экспериментальные исследования развития аномальных детей, в ходе которых выявлялись условия их эффективного обучения. В лаборатории под руководством Л.В. Занкова была начата работа по построению более эффективной системы обучения младших школьников.

 Л.В. Занков подверг критике традиционную методику обучения. Программы и методика обучения в начальных классах не обеспечивают максимально возможного общего развития учащихся и одновременно дают низкий уровень знаний и умений. Это происходит потому, что учебный материал носит облегченный примитивный характер с низким теоретическим уровнем, методика обучения рассчитывает на память учащихся в ущерб мысли, ограничение опытного познания ведет к вербализму, любознательность и индивидуальность детей игнорируется, практикуется медленный темп обучения.

    В разработке  своей системы обучения Л.В. Занков исходил из положения Л.С. Выготского: обучение должно вести за собой развитие. Он показал, каким должно быть обучение, чтобы оно могло вести за собой развитие. Общее развитие младших школьников в рамках экспериментальных работ Л.В. Занкова рассматривалось как развитие способностей, а именно: наблюдательности, умения воспринимать явления, факты; естественных, речевых математических эстетических и др.; отвлеченного мышления, способности к анализу, синтезу, сравнению, обобщению и т. п.; практических действий, умения создать некоторый материальный объект, произвести ручные операции, развивая одновременно восприятие и мышление.

    Система обучения, ведущего за собой развитие, опирается  на наработанные учеными дидактические  принципы. В отличие от традиционных  дидактических принципов они  направлены на достижение общего  развития школьников, которое обеспечивает  формирование знаний.

    1. Принцип ведущей  роли теоретических знаний в  начальном обучении.

    2. Принцип обучения  на высоком уровне трудности.

    3. Принцип обучения  быстрым темпом.

    4. Принцип осознания  школьниками процесса учения.

    5. Принцип целенаправленной  и систематической работы над  общим развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых.

    Особое значение  придается принципу обучения  на высоком уровне трудности. Согласно этому принципу содержание  и методика обучения строятся  так, чтобы вызвать активную познавательную  деятельность в овладении учебным  материалом. Трудность понимается  как препятствие. Проблема заключается  в познании взаимозависимости  явлений, их внутренних связей, в  переосмыслении сведений и создании  их сложной структуры в сознании школьника. Это прямо связано с принципом ведущей роли теоретических знаний. Он означает: формирование фактических, прикладных знаний, умений происходит на базе осмысления научных понятий, отношений, зависимостей, на основе глубокой теоретической вооруженности и общего развития. Высокий уровень трудности связан и с принципом обучения быстрым темпом. Суть его не в увеличении объема учебного материала или сокращении сроков учения, а в постоянном обогащении ума школьника разносторонним содержанием, включением новых и старых сведений в систему знаний.

    Принцип осознания  школьниками процесса учения  при всей близости не совпадает  с общепринятым принципом сознательности. Требуется научить школьника  осознавать не только объект  деятельности – сведения, знания, умения, но и процесс овладения  знаниями, свою деятельность, познавательные  способы и операции.

    Наконец, пятый  принцип требует от учителя  вести целенаправленную и систематическую  работу над общим развитием  всех учащихся, в том числе  и наиболее слабых. Для успешного  овладения знаниями необходимо  обеспечить всем, особенно слабым, продвижение в общем развитии. Это требует особого внимания  к формированию мотивов учения, внутренних, субъективных побудителей  познавательного интереса интеллектуального  роста.

    Совокупность  принципов дидактической системы  реализуется в содержании начального  образования и в методике обучения по всем предметам.

    В 60-е годы XX в. лабораторией Л.В. Занкова были разработаны программы и методика начального обучения. Экспериментальная система повлияла на обучение не только в начальной школе. Исследования по развивающему обучению приводили и другие дидакты: Н.А. Менчинская, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина. Они показали возможности дидактики средней школы строить процесс обучения как развивающий, используя ряд методов и приемов в организации учебной деятельности.

2. Развитие в процессе обучения

В 30-е годы текущего столетия Л.С. Выготский сформулиро¬вал один из концептуальных принципов современного обучения: «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за со-бой». Если первая часть этого положения фиксирует связь пси¬хического развития и обучения, то вторая — предполагает и от¬вет на вопрос, как ведет, каковы психологические механизмы, обеспечивающие такую роль обучения. При этом Л. С. Выготский

отметил, что развитие ребенка «...имеет внутренний характер, что это есть единый процесс, в котором влияния созревания и обучения сливаются воедино» [46, с. 286]. Исследования само¬го Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова заложили пси¬хологические основы разработки целостной отечественной кон¬цепции развивающего обучения, отражающей все четыре ипос¬таси активного приобщения ребенка к миру: ...вхождение в мир природы, мир общечеловеческой культуры, мир значимых дру¬гих, а также развитие самосознания ребенка [169].

В настоящее время системно разработаны два основных направления развивающего обучения: В.В. Давыдова и Л.В. Занкова. Если первое основывается на положениях Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, то второе представляет собой критически осмысленный и творчески переработанный опыт всех современных Л.В. Занкову психологических и педагогических достижений. При этом сам Л.В. Занков достаточно скептически оценивал этот опыт как в начале разработки своей экспериментальной системы, так и по ее завершении. Он считал, что возможности опереться на достижения педагогики и психологии не расширились сколько-нибудь заметно по сравнению с пред¬шествующим периодом.

Развивающее обучение по системе Занкова

Л.В. Занков, ставя задачу интенсивного развития школьников, критически оценивает неправомерное, с его точки зрения, облегчение учебного материала, неоправданно медленный темп его изучения и однообразные повторения [72]. В то же время и сам учебный материал характеризуется Л.В. Занковым «скудостью теоретических знаний, их поверхностным характером, подчинением привитию навыков». Развивающее обучение, по Л.В. Занкову, и направлено прежде всего на преодоление этих недостатков обучения. В разработанной экспериментальной системе развивающего обучения, по Л.В. Занкову, заложены следующие принципы:

— принцип обучения на высоком уровне трудности. Его ре¬ализация предполагает соблюдение меры трудности, преодоле¬ние препятствий, осмысление взаимосвязи и систематизацию изу¬чаемых явлений (содержание этого принципа может быть соот¬несено с проблемностью в обучении);

— принцип ведущей роли теоретических знаний, согласно ко¬торому отработка понятий, отношений, связей внутри учебного предмета и между предметами не менее, важна, чем отработка навыков (содержание этого принципа может быть соотнесено со значимостью понимания общего принципа действия);

— принцип осознания школьниками собственного учения. Он обучения направлен на развитие рефлексии, на осознание само¬го себя как субъекта учения (содержание этого принципа может быть соотнесено с развитием личностной рефлексии, саморегу¬ляции);

— принцип работы над развитием всех учащихся. Согласно ему, должны быть учтены индивидуальные особенности, но обу¬чение должно развивать всех, ибо «развитие есть следствие обу¬чения» (содержание этого принципа может быть соотнесено с гуманизацией образовательного процесса).

Отличительными чертами системы Л.В. Занкова являются: направленность на высокое общее развитие школьников (это стержневая характеристика системы); высокий уровень трудно¬сти, на котором ведется обучение; быстрый темп прохождения учебного материала, резкое повышение удельного веса теорети¬ческих знаний. Данная система обучения развивает мышление, эмоциональную сферу учащихся, учит понимать и выявлять об¬щий смысл, основное содержание читаемого.

 


Информация о работе Развивающее обучение по системе Занкова