Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 16:03, реферат
Научно- педагогическое наследие Петра Фёдоровича Каптерева велико и многогранно. Он внёс огромный вклад в развитие дидактики. Многие из важнейших основных проблем современной дидактики были сформулированы в его очерках. Он, продолжая дело К. Д. Ушинского, действительно посвятил всю свою жизнь научному обоснованию педагогического процесса и тем самым далеко продвинул вперёд отечественную педагогику, укрепил и развил в ней прогрессивные идеи общественно– педагогического движения в России второй половины XIX –начало XX в., разработал оригинальную педагогическую систему, обогатившую науку о воспитании
Введение 3
Понятие дидактики 4
Жизнь и педагогическая деятельность П.Ф.Каптерева 5
Вклад П.Ф.Каптерева в развитие педагогики. 7
Семейное и общественное дошкольное воспитание. 9
Школьное воспитание и обучение. 10
Развитие и воспитание характера воли. 11
Заключение 12
Список использованной литературы 13
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по образованию
государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Реферат
по теме:
«Развивающее обучение в дидактике П.Ф.Каптерева»
Работу выполнила:
Кремнева Юлия
Факультет: педагогики и методики
начального образования
Профиль: начальное образование
Группа: 11
Таганрог
2012год.
Оглавление
Научно- педагогическое наследие Петра Фёдоровича Каптерева велико и многогранно. Он внёс огромный вклад в развитие дидактики. Многие из важнейших основных проблем современной дидактики были сформулированы в его очерках. Он, продолжая дело К. Д. Ушинского, действительно посвятил всю свою жизнь научному обоснованию педагогического процесса и тем самым далеко продвинул вперёд отечественную педагогику, укрепил и развил в ней прогрессивные идеи общественно– педагогического движения в России второй половины XIX –начало XX в., разработал оригинальную педагогическую систему, обогатившую науку о воспитании. Для решения важных проблем педагогического процесса, общей дидактики, дошкольной педагогики, истории русской педагогики Пётр Фёдорович широко использовал различные исследования из области философии, этики, социологии и т. д. В своей совокупности его выводы образуют прогрессивную педагогическую систему, центром которой является оригинальная психологизированная теория общего образования, а исходным пунктом–психологизированная концепция семейного и общественного дошкольного воспитания.
П.Ф.Каптерев–выдающийся педагог психологической школы. Невозможно отнести хотя бы одну его работу только в раздел педагогики или психологии. Практический и научный интерес к трудам русского педагога с годами заметно усиливается.
Исторически сложилось так, что наряду с термином “педагогика” долгое время в том же значении использовался и термин “дидактика”, который был введён в научный обиход немецким педагогом В.Ратке (1571-1635), ДИДАКТИКА (от греч. didaktikos – поучающий, относящийся к обучению), теория обучения, отрасль педагогики. Она вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания обучения, совершенствует методы, средства и организационные формы обучения, определяет воспитывающее воздействие учебного процесса на учащихся.
Научно-теоретическая функция дидактики заключается в изучении реальных процессов обучения, в установлении фактов и закономерных связей между различными сторонами обучения, в раскрытии их сущности, выявлении тенденций и перспектив развития. Разрабатывая проблемы отбора содержания образования, устанавливая принципы обучения, нормативы применения методов и средств обучения, дидактика выполняет нормативно-прикладную, конструктивно-техническую функцию.
Результатом развивающей функции дидактики считается умственное развитие школьников, становление их познавательных качеств.
Пётр Фёдорович Каптерев родился 7(20) июля 1849г. в семье сельского священника в селе Клёнова Подольского уезда Московской губернии.
В семинарии Каптерев увлёкся сочинениями Дж. Локка и Г. Спенсера, впервые познакомился с трудами многих русских педагогов.
В 1872г. Каптерев окончил Московскую духовную академию, и в том же году совет Петербургской духовной семинарии избрал его преподавателем философских учений.
Год 1874 –знаменательная веха в жизни Каптерева: результаты своих научных изысканий он публикует в нескольких журналах Петербурга. Так появляются статьи “Обучение детей дошкольного возраста” ,“Законы ассоциации психических явлений и их приложение в деле обучения и воспитания”, “Как образовать стойкий характер”. “Этюды по психологии народа”, “Эвристическая форма обучения в народной школе”. Содержание названных пяти статей заключает в себе главные проблемы, которые Каптерев будет исследовать на протяжении всей своей жизни и которые станут стержневыми в его психолого - педагогическом творчестве. Эти вопросы формирования мировоззрения, содержания и методов обучения, развития ума, характера и воли ребёнка.
В самом начале своей деятельности в Петербурге Каптерев познакомился с такими видными педагогами столицы, как Н. Ф. Бунаков, В. И. Водовозов, Л. Н. Модзалевский, С. И. Миропольский и другие. Вскоре П. Г. Редкин , возглавлявший Педагогическое общество, рекомендовал Петра Фёдоровича в члены Педагогического общества, а затем–в совет Петербургского фребелевского общества, при котором действовали частные педагогические курсы. На курсах параллельно с работой в духовной семинарии с осени 1874 г. Каптерев читал лекции по психологии, истории педагогики, проводил практические занятия. Научная и преподавательская деятельность Каптерева на курсах Фребелевского общества продолжалась почти четверть века (до 1898 г. ). За эти годы он многое сделал для развития практики и теории дошкольного воспитания в России.
После ухода из духовной семинарии (1878) Каптерев был принят на службу по ведомству учреждений императрицы Марии (так называемое Маринское ведомство) и шесть лет преподавал педагогику на педагогических курсах при петербургских женских гимназиях.
В первой половине 1883 г. вышло переработанное издание “Педагогическоей психологии”, в котором Каптерев заменил некоторые главы новыми. Критика оценила эту книгу как новый труд, а не как переиздание прежнего. Вскоре последовал донос в цензуру на литографированные лекции по логике и психологии , выпущенные слушательницами педагогических курсов. Для рассмотрения этих лекций была назначена экспертная комиссия. Каптерева обвинили материализме, безбожии, подрыве христианской нравственности и в нарушении устава педагогических курсов. Каптерев был отстранён от преподавания с осени 1884 г.
Маринское ведомство, отстранив Каптерева от преподавания, однако, разрешило принять его на службу в это же ведомство помощником старшего чиновника Первой экспедиции , где было сосредоточено управление и инспектирование женских учебных заведений. Здесь он прослужил почти 32 года , до марта 1917 г., когда это ведомство было упразднено.
Служба давала Каптереву постоянный заработок , а также возможность всё свободное время посвятить научно– педагогической , преподавательской и общественно – педагогической деятельности. В эти годы он становится организатором, участником многих объединений психологов , педагогов и врачей при Педагогическом музее военно-учебных заведений в Петербурге, принимает активное участие в подготовке и проведении различных съездов.
А с 1898г. под общей редакцией Каптерева стали выходить брошюры “Энциклопедии по семейному воспитанию и обучению”. Авторами брошюры были видные педагоги, психологи, врачи, учёные и литераторы : А. Н. Острогорский, И. А. Сикорский, П. Ф. Лесгафт, П. И. Ковалевский, А. Ф. Кони и др.
Осенью 1918г. Каптерев после двукратного воспаления лёгких переехал в Воронежскую губернию. С первой же недели пребывания в Острогожске он включился в работу уездного отдела народного образования, Каптерева приняли на должность разъездного инструктора УОНО по вопросам трудового обучения. Ему шёл 70-й год, но, не смотря на возраст, он активно работал . Одновременно Воронежский институт народного образования, хорошо зная Каптерева как талантливого организатора, поручил ему заново организовать первый воронежский педагогический техникум.
Широкая известность
Каптерева как крупного педагога
и организатора, удачный подбор им
преподавателей, серьезная постановка
всего учебно-воспитательного дела содействовали тому, что вскоре
техникуму передали педагогический музей.
Таким образом, Каптереву удалось создать
систему учебно-воспитательных учреждений
(детский сад, познавательная школа и педагогический
музей).
7 сентября 1922г. Каптерев скончался от
воспаления легких.
Основы современной теории общего образования, как считается, были сформированы в начале XX в., и, в частности, в трудах русского педагога П. Ф. Каптерева. Его “Дидактические очерки” обобщили теоретический и практический опыт развития школьного образования в России и Западной Европе. Многие из важнейших основных проблем современной дидактики были сформулированы в его очерках. Под его редакцией была создана первая в России «Энциклопедия семейного воспитания и обучения». Общим основанием педагогики Каптерев считал антропологию (прежде всего физиологию и психологию). Он обосновывал необходимость вариативности общеобразовательных школ, дифференциацию учебных курсов и всей структуры учебного процесса. В педагогику им введено понятие «педагогический процесс».
У Каптерева педагогический процесс обозначен как процесс саморазвития личности. Он видел главную цель обучения в развитии активности и самодеятельности школьника, движущими силами учебного процесса считал саморазвитие и самосовершенствование. «В школах главное внимание обращается на обучение, а в обучении на успехи, на результаты. Учатся хорошо, дурно или посредственно - вот главный преобладающий интерес школы; имеет хорошие способности, слабые или средние - это другой, уже дальнейший интерес школы. Но школа мало интересуется самим процессом приобретения сведений учащимися, той степенью напряжения, энергии и настойчивости, которую обнаруживает учащийся при занятиях»1. И даже не то важно, что не само обучение приоритетно для Каптерева, и не то даже, что интересуют его проявления характера в процессе обучения, а то, что эти проявления осознаются как процесс внутренних преобразований. Школа «весьма мало интересуется тем внутренним процессом, которым учащиеся достигают знания». Но главное - «что совершается в душе учащегося, что он переживает внутри себя, работает он над своим усовершенствованием или нет, развивается его способность самоуправления или не развирается». Каптерев призывает ориентироваться не на «исполнительность и послушание», а на «развитие способности самоуправления и разумной мотивировки своих действий».
Заслуги Каптерева в развитии педагогической мыслив в том, что он целостно охватил педагогическое знание, включая физиологический, психологический, философский, исторический и собственно педагогические аспекты.
Пётр Фёдорович ввел понятие "педагогический процесс" под которым понимал единство биологического и социального в процессе развития ребёнка. Создал стройную педагогическую теорию, которую изложил в работах: "Основные начала семенного воспитания", "Педагогический процесс", "Пед. психология" и др.
Каптерев разработал проблемы трудового воспитания и обучения в средней школе. Он считал, что трудовое начало в школе должно способствовать всестороннему развитию прежде всего мыслительных способностей учащегося, что ручной труд учащихся как один из элементов общего образования совершенно необходим и школе, потому что развивает физические силы, позволяет выработать точность действий, правильно использовать различный материал, учит преодолевать трудности.
Каптерев был убежденным поборником всестороннего развития личности ребёнка, идеи единства семейного, школьного и общественного воспитания построенного на гуманистических началах. Свои цели воспитание должно формулировать исходя из возможностей развивающего организма.
Огромен вклад в разработку основ педагогической психологии самого П. Ф. Каптерева – одного из основателей педагогической психологии. Его стремлением было провести в жизнь завет Песталоцци - психологизировать педагогику. Само понятие «педагогическая психология», по свидетельству исследователей, вошло в научный оборот с появлением в 1877 г. книги Каптерева «Педагогическая психология». Действительно, книга Э. Торндайка с аналогичным названием была опубликована только четверть века спустя (в 1903 г.). Более того, именно П. Ф. Каптерев ввел в научный обиход современное научное понятие «образование» как совокупности обучения и воспитания, связи деятельности педагога и учеников. Там же были рассмотрены педагогические проблемы учительского труда и подготовки учителя, проблемы эстетического развития и воспитания и многие другие. Существенно, что сам образовательный процесс рассматривался П. Ф. Каптеревым с психологической позиции, о чем непосредственно свидетельствует название второй части книги «Дидактические очерки. Теория образования» - «Образовательный процесс – его психология». Образовательный процесс, по мнению автора, представляет собой «выражение внутренней самодеятельности человеческого организма», развитие способностей и др.2
Видное место в творчестве Каптерева занимает вопросы семейного и общественного дошкольного воспитания. Первые три-четыре года жизни ребенка, считал Каптерев, составляют самое важное время своего воспитательного процесса. Именно в эти годы закладываются основы всего дальнейшего развития и образования. Поэтому существенным условием первоначального воспитания являются изучение психических процессов в первые дни, недели, годы ребенка. Это позволяет улучшить постановку первоначального воспитания, сделать его рациональным.
Развития дошкольного общественного воспитания требовала и, по мнению Каптерева, собственно педагогическая необходимость, потребность детей в широком общении со своими сверстниками. Ребёнок, растущий без товарищей, ”лишается одного из весьма важных, существенных условий правильного развития”. 3Товарищество - важнейшее условие детских игр. В общем, развитию ребёнка играми принадлежит выдающаяся роль. Каптерев видел в них одну из основ общественного и семейного дошкольного воспитания. Игры доставляют детям естественные упражнения для развития ума, чувств и воли наряду с укреплением их физических сил, содействуют жизнедеятельности всего организма, вырабатывают склонности, вкусы, культивируют эмоции, дисциплинируют, развитию самостоятельность, обеспечивают связь физического воспитания с духовным развитием и воспитанием, так как захватывает детскую точность, целиком, в отличии от некоторых физ. упражнений, направленных на развитие отдельных сторон личности. Игра, особенно “общественная” (со сверстниками), - это “серьёзная школа для развивающегося мышления детей” и “условия правильного всестороннего развития детской личности.
Информация о работе Развивающее обучение в дидактике П.Ф.Каптерева