Развивающее обучение в дидактике П.Ф.Каптерева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 07:16, реферат

Описание работы

Научно- педагогическое наследие Петра Фёдоровича Каптерева велико и многогранно. Он внёс огромный вклад в развитие дидактики. Многие из важнейших основных проблем современной дидактики были сформулированы в его очерках. Он, продолжая дело К. Д. Ушинского, действительно посвятил всю свою жизнь научному обоснованию педагогического процесса и тем самым далеко продвинул вперёд отечественную педагогику, укрепил и развил в ней прогрессивные идеи общественно– педагогического движения в России второй половины XIX –начало XX в., разработал оригинальную педагогическую систему, обогатившую науку о воспитании.

Содержание работы

Введение 3
Понятие дидактики 4
Жизнь и педагогическая деятельность П.Ф.Каптерева 5
Вклад П.Ф.Каптерева в развитие педагогики. 7
Семейное и общественное дошкольное воспитание. 9
Школьное воспитание и обучение. 10
Развитие и воспитание характера воли. 11
Заключение 12
Список использованной литературы 13

Файлы: 1 файл

Реферат по Каптереву.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Школьное воспитание и обучение.

Также большое внимание Каптерев уделял вопросам школьного воспитания и обучения. По его мнению, становление характера и мировоззрения невозможно без развития умственной самодеятельности, приучение к умственному труду и воспитания к нему интереса. Такая задача может быть решена не любыми средствами обучения, а только эвристическими, побуждающими учащихся самим находить ответы, размышлять над наблюдаемым, самим делать простые обобщения и выводы.

Под воспитанием Каптерев понимал “намеренное и систематическое воздействие взрослых на детей”. Воспитание влияет на разные натуры в неодинаковой степени. По его наблюдениям, наиболее, широко действует воспитание на детей со средними способностями, у которых многое следует “подправить, развить, укрепить, нечто ослабить, сократить, умерить, а иному дать другое направление”.

Для правильной постановки воспитания и обучения необходимы знания детской психологии. В период детства вырисовывается вся природа, всё существо человека. Черта, преобладающего с детства над другими, развивается в последующие возрасты, “определяя собой всю духовную физиономию человека”. Каждый ребёнок представляет собой своеобразную личность. Поэтому принцип индивидуализации воспитания и обучения Каптерев относил к существенным принципам педагогики. Отсюда и возможность типизации психических свойств юношества, возможность создания типов умов и поведения. Особо он выделял “душевные типы”, позволяющие приблизить к воспитываемым, понять их личную “мыслительность, чувствования и волю”. Рассматривая состав общеобразовательного школьного курса, Каптерев проводит чёткую грань между общим и специальным образованием. Основная система такого курса –общее образование сопровождается самообразованием и переходит в него.

Каптерев видит сущность общеобразовательного школьного курса в ознакомление с элементами различных наук, а не языков. Элементы наук должны быть “ связаны и объединены, чтобы составить основы стройного мировоззрения”. Групповые, факультативные занятия самыми разнообразными предметами по личному желанию учащихся составляют существенную часть учебного курса. Школа должна воздействовать на развитие всех сторон личности всего человека, не подавлять его умственных склонностей, чтобы не “сделать психическую деятельность однообразной, скудной…”.4 

Развитие и воспитание характера воли.

Одной из центральных проблем всей педагогики Каптерев считал проблему развития и воспитания характера воли. Присматриваясь к русской общественной жизни, он находил, что людей с сильной волей, с характером у нас мало. Но твёрдый характер может и должен соединяться с нравственными принципами. Характер принадлежит к области воли. Все эти качества могут вырабатываться в процессе обучения. Каптерев подчёркивает, что не только процесс приобретения знаний имеет значение для развития характера, что не обширность самих знаний, а принципы науки, её методы, её логические особенности– главное в обучении.

Мысль о самодеятельности и её роли в развитии личности –одна из основных во всём педагогическом наследии Каптерева. Наиболее ярко она выражена в его статье “О саморазвитии и самовоспитании”. 5Фактически каждый организм заключает в себе самом источник деятельности. Внешнее впечатление–возбудители, повод для обнаружения собственной деятельности. Исходя из того что организм и окружающая его среда взаимодействуют друг с другом, Каптерев приходит к выводу, что человек сам себя воспитывает. Признание Каптеревым самодеятельности в качестве основного свойства человеческого организма привело его к мысли об определяющей роли саморазвития в процессе образования и воспитания.

Каждый возраст, отмечает Каптерев, имеет свои характерные свойства, свои главенствующие интересы и стремления, свои преобладающие радости и печали. Но взрослые порой не только не подозревают о талантах детей, но и не понимают их эмоциональное состояние.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Труды Каптерева посвящены разработке важных вопросов дошкольной и школьной педагогики, семейного воспитания и педагогического образования, общей и педагогической психологии, истории русской педагогики, дошкольных учреждений. Всем своим творчеством Каптерев служил целям общественной педагогике, которая определяла его отношение к любому вопросу в целом.

Еще раз следует отметить, что П. Ф. Каптереву принадлежит заслуга фундаментального анализа трудов не только великих дидактов, но и представителей так называемой экспериментальной дидактики, по сути, экспериментальной психологии в обучении и для обучения. Задачей авторов этих работ, согласно П. Ф. Каптереву, было исследование умственной работы учащихся, значения движения в умственной работе, предметных и словесных представлений учащихся, типов одаренности школьников и других проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Каптерев, П. Ф. "Дидактические очерки. Теория образования"- М., 1982.

2. Каптерев П.Ф. "Энциклопедия семейного воспитания и обучения" , 1898, вып. VII.

3. Каптерев П.Ф. "Народная школа" 1874,  №6,7., ст. "Обучение детей дошкольного возраста",

4. Каптерев П. Ф. "Избранные педагогические сочинения" - М. , 1982. 
5. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс, 1905

6. Каптерев П.Ф. "Педагогика", 1999, № 7., ст. "О саморазвитии и самовоспитании""

 

1 Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. - М. , 1982.

2 Каптерев П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования. — 2-е изд. — Пг., 1915.

 

3 Каптерев П.Ф. "Энциклопедия семейного воспитания и обучения" , 1898, вып. VII.

 

4 Каптерев П.Ф. "Педагогический процесс", 1905

5 Каптерев П.Ф. "Педагогика", 1999, № 7., ст. "О саморазвитии и самовоспитании""

 

 

 

 

 


Информация о работе Развивающее обучение в дидактике П.Ф.Каптерева