Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 12:10, контрольная работа
Факторы психического развития влияют на формирование личности. К ним относятся: наследственность, среда, обучение, воспитание, активность, игра и депривация. В данной работе мы рассмотрим первые пять из перечисленных. Действие их наблюдается в комплексе, и на разных стадиях развития ребенка им присваивается разная степень значимости.
Факторы, влияющие на развитие личности: наследственность, среда, воспитание, активность личности.
Ребёнок как объект педагогики.
Практическое задание. Составьте характеристику ребёнка дошкольного возраста.
ТЕМА 4. Ребёнок как объект и субъект целостного педагогического процесса.
План
Факторы психического развития влияют на формирование личности. К ним относятся: наследственность, среда, обучение, воспитание, активность, игра и депривация. В данной работе мы рассмотрим первые пять из перечисленных. Действие их наблюдается в комплексе, и на разных стадиях развития ребенка им присваивается разная степень значимости. Факторы психического развития способны оказывать и положительное воздействие на становление личности и негативное. Обладание знанием о данных факторах определяет эффективность правильного понимания действий человека.
Наследственность
Наследственность — это особая способность человеческого организма повторять сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в ряду поколений.
От родителей
ребенок наследует родовые
Существует вероятность получения от родителей детьми асоциального поведения. В таком случае важно создать ребенку благоприятную среду, которая сможет на «нет» свести врожденные особенности и снизить риск их дальнейшего развития. Генетические факторы способны влиять даже на развитие некоторых психических заболеваний, например, шизофрении.
К счастью ребенок вместе с генами наследует и задатки, то есть потенциальные возможности развития.
Они, конечно, не являются готовыми способностями к какому-либо виду деятельности, однако было отмечено, что детишки, обладающие специальными задатками, в скором темпе развиваются и достигают наиболее высоких результатов. Если ребенку предоставить все необходимые условия, такие задатки проявятся еще в раннем возрасте.
Влияние наследственности велико, но не думайте, что оно бесконечно. Гены каждому ребенку достаются случайно и то, как они проявятся, зависит от многих факторов, которые взрослые могут держать под контролем.
Среда
Среда — это окружающие ребенка общественные, материальные и духовные ценности.
Благоприятной географической средой является местность с обилием световых и водных ресурсов, растительного и животного мира. От этого зависит социализация биологических свойств ребенка.
Благоприятной социальной средой является та, где идеи и ценности направлены на развитие творчества и инициативности ребенка.
Существуют факторы преднамеренного воздействия на ребенка. К ним мы относим, например, строй и политику государства, школу, семью и пр. Такие социальные факторы, как искусство, культура и СМИ дают ребенку возможность развиваться. Прошу заметить, что это всего лишь возможность. Не во всех случаях она обеспечивает формирование необходимых личностных качеств.
Немаловажное место среди социальных факторов отводят воспитанию, которое является источником формирования определенных качеств и способностей ребенка. Воспитание влияет на качества, которые были даны природой, внося в их содержание новую лепту и адаптируя к конкретным социальным условиям.
Огромная роль отводится домашней среде.
Семья определяет круг интересов, потребностей, взглядов и ценностей человека. Семья создает условия для развития задатков, закладываются моральные, нравственные и социальные качества. Социальная и домашняя среда могут оказывать и отрицательное воздействие на психическое развитие ребенка: грубость, скандалы, невежество.
Более высокий уровень
детского психического развития достигается
там, где условия более
Обучение
Не всякое обучение эффективно, а лишь то, которое опережает развитие ребенка. Дети под руководством взрослых усваивают достижения человеческой культуры, чем определяется их движение вперед. Движущая сила психического развития - это внутреннее противоречие между тем, что уже достигнуто и тем новым содержанием, которым ребенок только собирается овладеть.
Задача обучения – сформировать и развить у ребенка психические особенности, качества и свойства, характеризующие высокий уровень развития на данном возрастном этапе и в то же время подготавливающие закономерный переход к следующему этапу, более высокому уровню развития.
Воспитание
Какую роль воспитание играет
в психическом развитии ребенка
однозначно не определит ни один психолог.
Кто-то утверждает, что воспитание бессильно
при неблагоприятной наследстве
Посредством воспитания
можно управлять активностью
ребенка и процессом его
Оно участвует в формировании характера потребностей и системы отношений, основываясь на сознании ребенка и требуя его участия.
Воспитанием необходимо привить ребенку поведение, которое соответствует принятым общественным нормам и правилам поведения.
Активность
Активность — это деятельное состояние детского организма, которое является обязательным условием существования и поведения ребенка.
Человек - активно деятельное существо, поэтому внешнее воздействие на его психику определяется не прямо, а через взаимодействие со средой, через деятельность в этой самой среде. Активность проявляется в активациях, поиске, различных рефлексах, воле и актах свободного самоопределения.
Внешние условия и обстоятельства преломляются через жизненный опыт, личность, индивидуальные и психические особенности человека. Ребенок как активное существо может самостоятельно менять свою личность, то есть заниматься самоактуализацией, самопостроением и саморазвитием.
Активность ребенка
проявляется в его способности
блокировать/усиливать
Наибольшая активность
у ребенка наблюдается в
Объектом дошкольной педагогики является ребенок в период от рождения до поступления в школу. Этот довольно продолжительный (6-7 лет) отрезок жизни человека разделен на два больших периода - ранний возраст и дошкольный возраст. Каждый период разделим, в свою очередь, еще на несколько этапов: ранний возраст - на 7 этапов, дошкольный возраст - на 4. С чем же связано такое «дробление»? Прежде всего, с особенностями психофизиологического роста и развития детей.
Темп и содержание развития ребенка в первые 7 лет его жизни столь стремительны и разнообразны, что для того, чтобы проследить это развитие и создать адекватные этому развитию условия, действительно, нужно выделить определенные этапы и их границы. Такая детализация рассмотрения и изучения возрастных изменений будет благоприятна для становления личности, так как позволит не пропустить существенные новообразования.
На основе психологической возрастной периодизации построена педагогическая периодизация, заложенная в структуру образовательных учреждений: ясли, детский сад, школа. А внутри каждого типа учреждений - еще более детальное разделение на группы: от рождения до 3 мес; 3-5 мес - 1 год; 1 - 2 года; 2-3 года; 3-4 года; 4 года - 5 лет; 5-6 лет; 6-7 лет.
Задачей педагогической науки и практики является разработка стратегии воспитания и обучения ребенка с учетом его возрастных возможностей. Чтобы помочь становлению и развитию личности, нужно знать возрастные возможности и особенности ребенка.
Объект - это то, на что мы смотрим, что мы изучаем, а субъект - это сам ребенок. Для научного исследования ребенок является объектом. Существует несколько уровней методологии, с помощью которых ребенок может рассматриваться как объект научного исследования: 1. Общефилософский уровень: взгляд на ребенка с точки зрения какой-либо парадигмы. Например, с точки зрения гуманистической философии, ребенок изначально добр, стремится к развитию (Я.А. Коменский), у любого ребенок есть шанс для развития. 2. Общенаучный уровень: ребенок рассматривается с точки зрения принципов обучения, например с точки зрения принципа системности, ни один психологический процесс, ни одна деятельность у ребенка не должна рассматриваться отдельно, изолированно. Принцип деятельности - ребенок развивается в деятельности, проявляется в ней. 3. Конкретно-научный уровень: ребенок рассматривается с точки зрения конкретной науки, например психологическое исследование - общие, возрастные закономерности, индивидуальные особенности ребенка. Физиология - как развивается ребенок в педагогическом процессе, в каком возрасте и что можно сделать, чтобы помочь ребенку сформировать личность. 4. Технологичный уровень: применение конкретных методов, позволяющих доказать или опровергнуть какие-либо гипотезы. Выявление причинно-следственных связей.
Детство — этап подготовки к будущей жизни ребёнка, который является уникальным и имеет огромное значение в его развитии.
Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности. Формируются качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему. Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности — игре, речевом общении, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности и др.
Психолого-педагогические характеристика детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст – последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках. Появление произвольности – решающее изменение в деятельности ребенка, когда целью последней становится не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением.
Дети шестого года жизни отличаются еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети средней группы. Они овладевают главными движениями. Физически ребенок стал еще крепче. Физическое развитие по-прежнему связано с умственным. Оно становится необходимым условием, фоном, на котором успешно происходит разностороннее развитие ребенка. Умственное, эстетическое, нравственное, т.е. сугубо социальное, развитие набирает высокий темп.
На этом жизненном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями, содержательней, выразительней и точнее становится его высказывания.
Развивается общение как вид деятельности. К старшему дошкольному возрасту появляется внеситуативно-личностная форма общения, которую отличают потребности во взаимопонимании и сопереживании и личностные мотивы общения. Общение со сверстником приобретает черты внеситуативности, общение становится внеситуативно-деловым; складываются устойчивые избирательные предпочтения.
Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. Иначе говоря, формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно – практическая.
Старший дошкольник в основном верно осознает, что нравится и что не нравится в его поведении взрослым, вполне адекватно оценивает качество своих поступков и отдельные черты своей личности. К концу дошкольного возраста у детей формируется самооценка. Ее содержанием выступает состояние практических умений и моральных качеств ребенка, выражающихся в подчинении нормам поведениям, установленным в данном коллективе. В целом самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, без сомнений и страха включаться в занятия учебного типа при подготовке к школе и т. д.
Информация о работе Ребёнок как объект и субъект целостного педагогического процесса