Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 12:28, контрольная работа
Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ученик может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Поэтому обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексия. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, но и на любом его этапе. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
Рефлексивная деятельность на уроке
Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ученик может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Поэтому обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексия..
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, но и на любом его этапе. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
Нам известна следующая классификация рефлексии:
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.
В своей практике провожу рефлексию эмоционального состояния больше в среднем звене, 5 – 6 классах .Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности применяю на этапе проверки домашнего задания. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя прием «лестницы успеха».
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
Обычно в конце урока подвожу его итоги, провожу обсуждение того, что узнали, и того, как работали. Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Для подведения итогов урока иногда использую упражнения «Плюс-минус-интересно». В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.
1.На уроке я работал |
активно / пассивно |
Для оценивания учащимися своей
активности и качества своей работы
на уроке предлагаю ребятам на
листочке условно отмечать свои ответы:
«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ
не правильный
«W» - ответил по просьбе учителя, ответ
правильный
«| » - ответил по своей инициативе,
но ответ не правильный
«+» - ответил по своей инициативе, ответ
правильный
«0» - не ответил.
Для того чтобы закончить урок на положительной ноте, можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
Концепция развивающего обучения предполагает научить школьников работать в разных режимах (индивидуальный, групповой, коллективный) Коллективная учебная деятельность создает условия для овладения иноязычным общением. Поэтому рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:
Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности, не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Синквейн
1.Джордж Вашингтон
2. Организовал, боролся
3. Талантливый, бесстрашный, терпеливый
4. Патриот
5. Первый американский президент.
«На мой взгляд, эпоха Петра 1 – это…»
«Если бы в истории Белоруссии не было Кастуся Калиновского, то…»
«Для Франции Жанна Д арк – это »