Рефлексивная среда как условие развития личности учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2015 в 19:26, статья

Описание работы

Мир рефлексии разнообразен, богат и индивидуален у каждого человека. Способность рефлексии дает возможность человеку формировать образ и смысл жизни, действий. Важнейшей особенностью рефлексии является способность управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами, формирование и переключение на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, задачами деятельности.

Файлы: 1 файл

выступление Рефлексивная среда.docx

— 23.31 Кб (Скачать файл)

Горбунова Е.В.

сертифицированный учитель первого уровня

Рефлексивная среда как условие развития личности учителя

Мир рефлексии разнообразен, богат и индивидуален у каждого человека. Способность рефлексии дает возможность человеку формировать образ и смысл жизни, действий. Важнейшей особенностью рефлексии является способность управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами, формирование и переключение на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, задачами деятельности.

Ценностным ориентиром образования в процессе его реформирования становится формирование в личности учителя способности к анализу своей деятельности и себя в ней, а также способности к взаимодействию, через развитие рефлексии.

В самом общем смысле «среда» понимается как окружение. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова слово «среда» обозначает окружающие социально-бытовые условия, обстановку, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. Среда человека охватывает комплекс природных (физических, химических, биологических) и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность людей».

При анализе системы «человек-среда» положение человека рассматривается как центральное. Как отмечает Г.П.Щедровицкий, во взаимоотношении субъекта со средой «…два члена отношения уже не равноправны; субъект является первичным и исходным; среда задается по отношению к нему, как нечто имеющее ту или иную значимость для организма».

В процессе обучения субъект находится в среде особого рода – образовательной, в условиях которой он приобретает опыт учебно-познавательной, коммуникативной и кооперативной деятельности.

 

Например, А. А. Бизяева и Г. Г. Ермакова трактуют понятие “рефлексивная среда” как “систему условий развития личности, открывающую возможность самоисследования и самокоррекции социально-психологических и профессиональных ресурсов и способствующую возникновению потребности к рефлексии” 

По мнению других, авторов рефлексивная среда предполагает “… создание условий для выведения на уровень осознания стоящих перед коллективом проблем, осмысления противоречий их порождающих и включение коллектива в творческий процесс по их решению”

Рефлексивная среда колледжа малого города характеризуется “максимальным учетом запросов и потребностей всех участников педагогического и управленческого процесса и на основе чего регулируются отношения субъектов между собой и с окружающим социумом. При установлении межличностных взаимодействий формируется определенная, свойственная лишь данным взаимодействиям рефлексивная среда. Правильно выстроенная рефлексивная среда сама начинает действовать и становится активной”

Рефлексия способствует достижению соразмерности среды и существования личности. Возможности, условия, способы деятельности и отношения являются параметрами данной среды. Эти параметры складываются в результате усвоения культуры через личный опыт. Рефлексивная среда представляет собой динамическую структуру, в которой личность развивается. Поскольку рефлексия понимается как общий принцип существования, реализующий способность человека быть в практическом отношении к условиям своей жизни, а не сливаться с ними, то в рефлексивной среде все участники образования, и педагог, и ученик – выступают в роли субъектов.

Рефлексивная среда, по мнению ученых, содержит в себе

  • возможности развития личности, в том числе и становления педагогической зрелости учителя.
  • В ней учитель может проверить на практике свои способности к творческой деятельности, проявить лидерские качества, свободу выбора деятельности, отрефлексировать свою деятельность. Однако, как показывает практика, эти возможности рефлексивной среды в постдипломном образовании используются недостаточно. 

становление педагогической зрелости учителя как поэтапный процесс, который осуществляется в рефлексивной среде, требующей активной интеллектуальной деятельности субъектов по снятию закономерно возникающих в ней противоречий и проблем, протекает эффективно, если в нем обеспечивается:

- выбор учителем для  самостоятельного анализа современных  монографий, статей, научных обзоров, позволяющий углубить его представления  о сущности понятия «педагогическая зрелость», эффективности рефлексивной среды постдипломного образования;

-включение учителя в  процесс создания индивидуальных  образовательных программ, в ходе  которого развиваются положительные  мотивы педагогической зрелости;

- овладение учителем современными  гуманитарными технологиями (критического  мышления, концентрированного обучения; метод проектов, дискуссии, дебаты, рефлексивный тренинг), в которых  происходит усвоение праксиологических (использование знания как критерия правильного поступка в решении педагогических ситуаций; выработка стратегии педагогического взаимодействия; избирательное отношение к использованию педагогического опыта) и рефлексивных (понимание, осмысливание, оценивание собственного «Я», деятельности своей и Другого) умений.

 
1. Педагогическая зрелость учителя как интегративное профессионально значимое личностное качество включает мотивы достижения педагогической зрелости как ценности; знания сущности процессов становления, образования как самостроительства человека, способов снятия профессиональных затруднений начинающего учителя; умения использовать знания как критерий при выборе педагогического действия, выделять ведущие идеи в передовом педагогическом опыте, соотносить их со своими индивидуальными способностями; характеризуется наличием устойчивых положительных результатов педагогической деятельности.

2. Рефлексивная среда  обладает следующими возможностями: позволяет приобрести опыт общения, взаимодействия, эмоционально-ценностного  отношения к миру людей; способствует  выявлению способностей учителя  в изобретательстве, умении убеждать, лидерстве; базируется на добровольном  соучастии учителя, свободе выбора  деятельности без принуждения  и возможности такого выбора; в ней осуществляется активная  интеллектуальная деятельность, раскрывается  творческий потенциал учителя; восполняет пробелы в знаниях: учитель приобретает знания о сущности понятий «педагогическая зрелость учителя», «становление», «квалификация», «рефлексия»; способах становления педагогической зрелости, достижениях культуры педагогической деятельности; приемах ведения педагогического эксперимента, методологии педагогического исследования; методах работы с начинающим учителем; способах снятия их профессиональных затруднений; стратегиях профессионального и личностного развития; позволяет имитировать основные сферы педагогического труда и осваивать основные профессиональные роли учителя.

3. Организационно-процессуальная  модель становления педагогической  зрелости учителя в системе  постдипломного образования базируется  на андрагогическом, деятельностном, акмеологическом подходах как методологическом основании становления педагогической зрелости учителя; принципах субъектности, эмоциональной насыщенности, непрерывности, вариативности, рефлексивности; функциях (социальная, познавательная, проектировочная, конструктивная, организационная, коммуникативная). В ней целостно отражены компоненты рефлексивной среды постдипломного образования (содержательно-технологический, социально-личностный, проекти-ровочно-деятельностный, эмоционально-регулятивный). Вариативная часть модели представляет этапы реализации методики становления педагогической зрелости, технологии, методы, формы; этапы становления педагогической зрелости; мотива-ционно-ценностный, гностический, праксиологический, рефлексивный критерии; педагогические условия, обеспечивающие положительную динамику становления педагогической зрелости учителя в постдипломном образовании.

4. Методика становления  педагогической зрелости учителя  в рефлексивной среде постдипломного  образования включает:

-обогащение знаний (нормативно-правовых, специальных, гуманитарных, культурологических) на основе изучения научных  обозрений, дискуссионных обсуждений  проблемы становления педагогической  зрелости учителя;

- реализацию гуманитарных  технологий (критического мышления, концентрированного обучения, проектов, диалоговых, создания проблемных  ситуаций, деловых игр, рефлексивных  тренингов), предполагающих участие  учителя в роли субъекта их  разработки, реализации и рефлексии;

-проектирование индивидуальной  программы самообразования по  проблеме становления педагогической  зрелости учителя;

- научно-методическое обеспечение  процесса становления педагогической  зрелости учителя в рефлексивной  среде постдипломного образования  индивидуальной программой самообразовательной деятельности учителя с указанием цели, основной и дополнительной литературы;

- методическое описание  форм представления результатов  исследования (статья, презентация, сообщение  на научно-практической конференции).

 
Процесс создания рефлексивной среды, отвечающей задачам становления педагогической зрелости, представлен как последовательность действий: анализ и соотнесение потребностей учителей и возможностей среды; закономерное возникновение противоречия между потребностями и возможностями; включение механизмов рефлексии как «средства преодоления возникшего кризиса» (Л. М. Ильязова); обеспечение изменения позиции учителя по отношению к среде; выстраивание учителем вокруг себя рефлексивной среды — от осознания себя в среде к преобразованию среды через использование рефлексивных форм деятельности учителей. Рефлексивное управление составляет основу самосовершенствования субъектом педагогической деятельности, педагогического общения, в целом — развития личности учителя. 
 


Информация о работе Рефлексивная среда как условие развития личности учителя