Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2015 в 19:26, статья
Мир рефлексии разнообразен, богат и индивидуален у каждого человека. Способность рефлексии дает возможность человеку формировать образ и смысл жизни, действий. Важнейшей особенностью рефлексии является способность управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами, формирование и переключение на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, задачами деятельности.
Горбунова Е.В.
сертифицированный учитель первого уровня
Рефлексивная среда как условие развития личности учителя
Мир рефлексии разнообразен, богат и индивидуален у каждого человека. Способность рефлексии дает возможность человеку формировать образ и смысл жизни, действий. Важнейшей особенностью рефлексии является способность управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами, формирование и переключение на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, задачами деятельности.
Ценностным ориентиром образования в процессе его реформирования становится формирование в личности учителя способности к анализу своей деятельности и себя в ней, а также способности к взаимодействию, через развитие рефлексии.
В самом общем смысле «среда» понимается как окружение. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова слово «среда» обозначает окружающие социально-бытовые условия, обстановку, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. Среда человека охватывает комплекс природных (физических, химических, биологических) и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность людей».
При анализе системы «человек-среда» положение человека рассматривается как центральное. Как отмечает Г.П.Щедровицкий, во взаимоотношении субъекта со средой «…два члена отношения уже не равноправны; субъект является первичным и исходным; среда задается по отношению к нему, как нечто имеющее ту или иную значимость для организма».
В процессе обучения субъект находится в среде особого рода – образовательной, в условиях которой он приобретает опыт учебно-познавательной, коммуникативной и кооперативной деятельности.
Например, А. А. Бизяева и Г. Г. Ермакова трактуют понятие “рефлексивная среда” как “систему условий развития личности, открывающую возможность самоисследования и самокоррекции социально-психологических и профессиональных ресурсов и способствующую возникновению потребности к рефлексии”
По мнению других, авторов рефлексивная среда предполагает “… создание условий для выведения на уровень осознания стоящих перед коллективом проблем, осмысления противоречий их порождающих и включение коллектива в творческий процесс по их решению”
Рефлексивная среда колледжа малого города характеризуется “максимальным учетом запросов и потребностей всех участников педагогического и управленческого процесса и на основе чего регулируются отношения субъектов между собой и с окружающим социумом. При установлении межличностных взаимодействий формируется определенная, свойственная лишь данным взаимодействиям рефлексивная среда. Правильно выстроенная рефлексивная среда сама начинает действовать и становится активной”
Рефлексия способствует достижению соразмерности среды и существования личности. Возможности, условия, способы деятельности и отношения являются параметрами данной среды. Эти параметры складываются в результате усвоения культуры через личный опыт. Рефлексивная среда представляет собой динамическую структуру, в которой личность развивается. Поскольку рефлексия понимается как общий принцип существования, реализующий способность человека быть в практическом отношении к условиям своей жизни, а не сливаться с ними, то в рефлексивной среде все участники образования, и педагог, и ученик – выступают в роли субъектов.
Рефлексивная среда, по мнению ученых, содержит в себе
становление педагогической зрелости учителя как поэтапный процесс, который осуществляется в рефлексивной среде, требующей активной интеллектуальной деятельности субъектов по снятию закономерно возникающих в ней противоречий и проблем, протекает эффективно, если в нем обеспечивается:
- выбор учителем для
самостоятельного анализа
-включение учителя в
процесс создания
- овладение учителем
1. Педагогическая зрелость учителя как
интегративное профессионально значимое
личностное качество включает мотивы
достижения педагогической зрелости как
ценности; знания сущности процессов становления,
образования как самостроительства человека,
способов снятия профессиональных затруднений
начинающего учителя; умения использовать
знания как критерий при выборе педагогического
действия, выделять ведущие идеи в передовом
педагогическом опыте, соотносить их со
своими индивидуальными способностями;
характеризуется наличием устойчивых
положительных результатов педагогической
деятельности.
2. Рефлексивная среда
обладает следующими
3. Организационно-процессуальная
модель становления
4. Методика становления
педагогической зрелости
-обогащение знаний (нормативно-правовых,
специальных, гуманитарных, культурологических)
на основе изучения научных
обозрений, дискуссионных обсуждений
проблемы становления
- реализацию гуманитарных технологий (критического мышления, концентрированного обучения, проектов, диалоговых, создания проблемных ситуаций, деловых игр, рефлексивных тренингов), предполагающих участие учителя в роли субъекта их разработки, реализации и рефлексии;
-проектирование
- научно-методическое
- методическое описание
форм представления
Процесс создания рефлексивной
среды, отвечающей задачам становления
педагогической зрелости, представлен
как последовательность действий: анализ
и соотнесение потребностей учителей
и возможностей среды; закономерное возникновение
противоречия между потребностями и возможностями;
включение механизмов рефлексии как «средства
преодоления возникшего кризиса» (Л. М.
Ильязова); обеспечение изменения позиции
учителя по отношению к среде; выстраивание
учителем вокруг себя рефлексивной среды
— от осознания себя в среде к преобразованию
среды через использование рефлексивных
форм деятельности учителей. Рефлексивное
управление составляет основу самосовершенствования
субъектом педагогической деятельности,
педагогического общения, в целом — развития
личности учителя.
Информация о работе Рефлексивная среда как условие развития личности учителя